Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+24°
Boom metrics
Экономика21 декабря 2023 19:20

Алексей Куканов, управляющий директор по работе с цифровыми активами ГТЛК: «2024 год будет определяющим для развития беспилотной авиации в России»

Участники форума «Цифровая транспортация-2023» обсудили перспективы производства гражданских дронов для экономики страны
Управляющий директор по работе с цифровыми активами Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Алексей Куканов.

Управляющий директор по работе с цифровыми активами Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Алексей Куканов.

19 декабря в кластере «Ломоносов» технологической долины Москвы прошел международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация-2023». Управляющий директор по работе с цифровыми активами Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Алексей Куканов посетил открытую студию «Радио «Комсомольская правда»», где рассказал о масштабных перспективах развития беспилотной авиации в России.

«ДОЛЖЕН ДАТЬ ХОРОШИЙ СТАРТ»

- Алексей Викторович, ГТЛК традиционно поставляет в лизинг разные виды транспорта. Почему беспилотники? Какой потенциал вы видите у этой отрасли?

- Сегодня для простого человека беспилотные авиационные системы – это не более чем игрушка: полетали, свадьбу поснимали, природу пофотографировали. Но за ними целая индустрия, которая серьезно перевернет многие привычные для нас процессы в логистике, в сельском хозяйстве, в мониторинге чрезвычайных ситуаций, обслуживании линейных объектов энергетики, газового, нефтяного хозяйства и так далее.

Почему ГТЛК? Мы традиционно выступаем как государственный инструмент развития. Заходим в те сферы и сегменты, которым требуется дополнительный импульс. Как, например, беспилотной авиации. Если у наших азиатских партнеров использование дронов в самых разных сферах народного хозяйства – это норма, то у нас эта отрасль только зарождается. И чтобы в России появились такие гиганты как например DJI, нужна господдержка. В этой роли как раз выступает ГТЛК.

Мы хорошо потрудились и подготовили серьезную базу в 2023 году. Провели обучение свыше 900 человек – представителей бизнеса, госорганов и 66 регионов, включая новые территории. Это позволило определить оптимальные сценарии применения БАС для каждого субъекта или компании.

Консолидировали спрос на беспилотники. В рамках работы правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера РФ Андрея Рэмовича Белоусова участвовали в формировании модели и основных принципов реализации гражданского госзаказа на беспилотники по нацпроекту, который безусловно станет драйвером развития отрасли.

Если 2023 год – год активной подготовки, то 2024 год мы видим как год становления отрасли, он будет определяющим для дальнейшего развития беспилотной авиации в стране.

На следующий год подтвержденный объем спроса со стороны федеральных органов исполнительной власти и подведомственных организаций по Госзаказу - 2,5 тысяч единиц беспилотников разного класса – от легких до тяжелых машин. Спрос со стороны госкомпаний - где-то 400 единиц.

Ожидаем включения в Госзаказ регионов, совокупный спрос со стороны которых на 2024 год - в районе 5-5,5 тысяч единиц беспилотников.

110 МОДЕЛЕЙ ОТ 44 ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

- Регионы сами хотят этот продукт?

- Разные ситуации в разных регионах. Есть те, кто уже имеет определенную практику использования беспилотников. Они попробовали их как говорится «в поле», увидели, как это работает и какой эффект дает. Например, наш оператор беспилотников «БАС», созданный в партнерстве с Национальной технологической инициативой, в этом году помогал мониторить пожароопасные участки в Якутии. Есть кейсы, когда применение беспилотников в лесоохранном комплексе позволило значительно снизить ущерб.

Мы видим ряд передовых регионов, которые находятся в наивысшей степени готовности к внедрению беспилотной авиации в разные секторы экономики. Это, например, Москва, республики Башкортостан, Татарстан, Якутия, Бурятия, ХМАО, ЯНАО, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Сахалинская, Калужская, Томская, Рязанская, Ленинградская, Мурманская, Челябинская, Новосибирская, Тверская, Тюменская, Амурская области.

Есть регионы, которого этого не пробовали и не понимают. Подходят очень осторожно. Для таких субъектов была проведена просветительская работа, запущены будут программы, которые позволят простимулировать спрос. В первую очередь, это программа льготного лизинга беспилотников, которую реализует ГТЛК.

«НОРМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОСТИ БУДУТ ПОВЫШАТЬСЯ»

- Когда заработает льготная лизинговая программа и что по ней можно будет купить?

- 21 декабря Кабмин распорядился выделить 2,5 млрд рублей из бюджета на реализацию этой программы в 2024 году. Планируем запустить ее в феврале, если средства поступят в начале года. Условия будут льготные. Процент по лизингу - от 3,5 до 8,5% годовых, что существенно ниже ключевой ставки Центробанка.

Это интересное предложение, которым воспользуются не только регионы Российской Федерации, но и коммерческие компании, которые будут формировать свой портфель услуг с использованием беспилотников.

Не каждый беспилотный аппарат попадет в эту программу. Совместно с коллегами из Минпромторга, АТР, НТИ сформирован набор условий, которым машины должны будут соответствовать. В первую очередь, это отечественное производство. Есть Постановление №719, по которому определяется уровень локализации. Оно будет применимо и к беспилотникам.

На первом этапе требования будут более лояльные, но в последующем будут ужесточаться. Ожидаем, что к 2027 году уровень локализации должен достигнуть 90%. Все участники этого рынка должны понимать, в каких условиях они работают, исключений не будет.

- Что надо сделать, чтобы беспилотники начали производить серийно в стране?

- Когда мы проводили опрос потенциальных заказчиков, увидели спрос более чем на 110 моделей беспилотников от 44 производителей. Большая часть из них – пока стартапы, которые не умеют производить массово, фактически находятся на этапе опытных образцов. При этом каждый сам формирует облик своей машины, как он его понимает, из тех комплектующих, которые ему доступны. И в итоге получается хаос в сфере компонентов и технологий.

Мы выступаем за унификацию компонентной базы. Это позволит более точно планировать производственные, кооперационные цепочки, выпуск компонентов и комплектующих, снизить цену как на детали, так и на конечную продукцию.

Кроме того, контролируя ограниченный набор базовых компонент, мы быстрее придем быстрее к надежности и безопасности этих элементов. Все хотят доступно, надежно и функционально. К этому и идем.

«ДРОН ЗА ДВА КЛИКА»

- Что такое первый маркетплейс беспилотников, о создании которого заявила ГТЛК?

- Чтобы обеспечить простой и быстрый доступ к продукту, мы в 2024 г. запустим первый в России маркетплейс бепилотников. Буквально за пару кликов все, кому нужны беспилотники, смогут оформить покупку.

Уникальность нашей площадки в том, что мы даем выбор – приобретать сейчас или в лизинг с рассрочкой платежа, ряд моделей будет доступен по льготному лизингу.

Чтобы клиент смог быстро начать эксплуатировать беспилотник, мы предложим сразу оформить все необходимое – поставить на учет, получить полис ОСАГО, зарегистрировать собственность.

Рассчитываем, что маркетплейс станет площадкой для массового спроса, доступной и для физлиц, индивидуальных предпринимателей. Также это будет площадка для сбора больших данных, аналитики эффективности тех или иных мер поддержки и т.д. В перспективе можно подумать и над маркетплейсом услуг.

ГТЛК является партнером форума "Цифровая транспортация".