Премия Рунета-2020
Россия
Boom metrics
В мире
Эксклюзив kp.rukp.ru
25 декабря 2023 4:00

Замминистра иностранных дел Евгений Иванов: «Россия откроет за рубежом два новых посольства»

Заместитель Министра иностранных дел в большом интервью «Комсомольской правде» рассказал о дипломатических отношениях с иностранными государствами и помощи россиянам за рубежом
Евгений Иванов: «Поток туристов в РФ растет высокими темпами»

Евгений Иванов: «Поток туристов в РФ растет высокими темпами»

Фото: ТАСС.

В ближайшем будущем Россия откроет два новых посольства и пять генеральных консульств за рубежом, а поток туристов в РФ растет высокими темпами — об этом «Комсомольской правде» рассказал статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел России Евгений Иванов.

- Евгений Сергеевич, есть ли единый телефон, на который каждый россиянин в любой точке планеты может позвонить, если он нуждается в помощи?

- Поскольку первичное реагирование на обращение граждан, оказавшихся в сложной ситуации и нуждающихся в консульском содействии, осуществляется непосредственно по линии дипломатических представительств и консульских учреждений, на их официальных сайтах опубликованы контактные телефоны для экстренной связи с консулом.

В дальнейшем с учетом обстоятельств того или иного дела и по мере необходимости к его урегулированию подключаются также подразделения центрального аппарата Министерства, курирующие соответствующие направления и страны.

Кроме этого, на официальных сайтах российских диппредставительств, Консульского департамента и Департамента Ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ) МИД России размещены списки адвокатов и юридических фирм за рубежом, к которым наши граждане могут обратиться за получением специализированной правовой поддержки.

Организованным туристам и пассажирам российских авиакомпаний в случае возникновения проблем с выполнением договорных отношений необходимо, в первую очередь, обращаться к своему туроператору или авиаперевозчику. При необходимости – в Телеграм-канал Минэкономразвития России или на электронную почту Росавиации rusavia@favt.gov.ru.

Для обращений в отношении возможных эвакуационных мероприятий из иностранных государств или для получения рекомендаций по действиям в той или иной чрезвычайной/кризисной ситуации в круглосуточном режиме функционирует Контактный центр ДСКЦ (телефон «горячей линии» +7 (495) 695-45-45, почта – dskc@mid.ru, портал – help.mid.ru).

- Страны «коллективного Запада» высылают российских дипломатов, закрывают консульства. Есть ли статистика, какое количество сотрудников и откуда выслали? Кто сейчас «побеждает» в этой «дуэли», которую не мы начали?

- Поддержание нормальных дипломатических отношений с иностранными государствами - одна из важнейших задач российской внешней политики. Поэтому мы не являемся инициатором разного рода дипломатических «дуэлей», направленных на подрыв конструктивного делового сотрудничества с зарубежными партнерами.

Наши действия могут быть лишь ответом на провокации недружественных стран, совершаемые большей частью по указке из Вашингтона. В конце концов, принцип взаимности в дипломатии никто не отменял.

За последние два года страны Запада выслали несколько сотен российских дипломатов, закрыли 14 загранучреждений, фактически заблокировали функционирование представительств Россотрудничества, сделали невозможной работу ряда торговых представительств.

В частности, прекратили функционирование генеральные консульства в Антверпене (Бельгия), Русе (Болгария), Даугавпилсе и Лиепае (Латвия), Клайпеде (Литва), Турку (Финляндия), Гамбурге, Лейпциге, Мюнхене и Франкфурте-на-Майне (ФРГ), Брно и Карловых Варах (Чехия), Гетеборге (Швеция) и Нарве (Эстония). В ответ мы вынуждены были закрыть ряд консульских учреждений западных стран в России.

Победителей в этой «дуэли» нет и быть не может. От безответственных действий западных политиков, ведомых США, страдают, к сожалению, простые люди. Нам приходится сокращать объем консульских услуг, растут очереди в наших консульствах на совершение нотариальных действий, получение паспортов, оформление документов, касающихся вопросов ЗАГС и гражданства.

Очевидно, что одной из целей деструктивной линии на сокращение российского дипломатического присутствия за рубежом является именно стремление осложнить жизнь нашим соотечественникам, сделать их пребывание в недружественных странах максимально некомфортным, а потом возложить вину за это на Россию, которая якобы не оказывает своим гражданам необходимой помощи.

Несмотря на подобные провокации и создание нам искусственных трудностей в работе, наши загранучреждения даже в сокращенном составе полностью выполняют возложенные на них задачи и функции, оказывают всю необходимую поддержку и помощь российским гражданам, проживающим за рубежом. Попытки дестабилизировать их работу были и остаются безуспешными. Российская дипломатия всегда достойно представляла и будет представлять интересы страны на внешнеполитической арене.

- Какова судьба российских дипломатов, которых высылают из той или иной страны? Работа для них есть?

- Ни один из высланных из недружественных стран российских дипломатов и технических сотрудников не остался без работы. Все они были взяты на особый учет нашим Департаментом кадров. Их трудоустройство осуществлялось в приоритетном порядке.

Президентом нашей страны Владимиром Путиным и руководством Министерства были приняты специальные решения, которые позволили полностью «закрыть» вопрос с трудоустройством высланных сотрудников. Все они профессионалы своего дела и нашли свое новое место работы либо в центральном аппарате, либо за рубежом.

К слову сказать, в ближайшей перспективе предстоит существенное расширение дипломатического присутствия России за рубежом.

Уже приняты и согласованы с властями государств пребывания решения об открытии посольств в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее, генеральных консульств в Капане (Армения), Актау (Казахстан), Самарканде (Узбекистан), Денпасаре (Индонезия) и Мале (Мальдивская Республика).

В планах на ближайшие годы - открытие дипломатических и консульских миссий еще в целом ряде государств, расположенных в географических регионах, ставших для нас ключевыми в соответствии с новой Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229.

Так что без работы никто не останется, более того, нам необходимо искать новые кадры, надежными поставщиками которых являются для нас традиционно МГИМО и Дипломатическая академия, а также другие ведущие гуманитарные вузы страны.

- Любая эвакуация граждан из горячей точки – без сомнения, сложная спецоперация с привлечением большого количества ведомств, специалистов, средств. Как организуют такие операции?

- В России действует отлаженный механизм эвакуации наших граждан из «горячих точек».

Решение об эвакуации из иностранных государств принимает Президент Российской Федерации. Руководство мероприятиями осуществляет Правительственная комиссия, возглавляемая Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В системе МИД России для повышения оперативности информационного обмена и взаимодействия с профильными ведомствами создано специализированное подразделение – Департамент Ситуационно-кризисный центр, который отметил в этом году свое десятилетие.

ДСКЦ осуществляет круглосуточный мониторинг кризисных и чрезвычайных ситуаций в мире с целью реагирования на угрозы для безопасности российских граждан, представительств и объектов за рубежом.

При проведении эвакуационных мероприятий обеспечивает координацию усилий с МЧС, Минобороны, профильными структурами СВР, ФСБ, МВД, Погранслужбы, Роспотребнадзора и других ведомств.

Эффективность отработанного механизма подтвердила проводимая сейчас по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина эвакуация граждан России из сектора Газа.

В результате скоординированной межведомственной работы с 12 ноября из зоны конфликта удалось вывести и доставить в Москву спецрейсами МЧС России более 1050 граждан России и палестинцев – членов семей.

- Трудно не обратить внимание на несколько странную тенденцию: одновременно растет количество стран, которые вводят безвизовый режим для российских граждан, и государств, чьи власти демонстративно отворачиваются от наших туристов. Как такие процессы влияют на количество иностранцев, посещающих Россию?

- Предпринятые властями отдельных недружественных стран попытки ограничить въезд наших граждан на свою территорию (причем не только с туристическими, а с любыми целями), на начальном этапе опосредованно оказали некоторое влияние и на интенсивность потока посещающих Россию иностранцев.

Впрочем, в последние месяцы мы, напротив, отмечаем восстановление «отложенного» спроса на поездки в нашу страну, рост числа ходатайств для получения российских виз, в том числе новой их разновидности – единой электронной визы (ЕЭВ).

Проект ЕЭВ был запущен в августе этого года. Такую визу уже получили более 150 тысяч иностранцев, в том числе граждан стран-членов Евросоюза. По итогам 2023 года прогнозируем рост числа таких туристов, посетивших нашу страну, более чем в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Более того, количество электронных виз, полученных гражданами некоторых стран, уже превысило число «бумажных» виз, выданных российскими загранучреждениями в этих странах за аналогичный период.

В еще более привилегированном положении находятся граждане государств, с которыми действуют соглашения о краткосрочных безвизовых поездках. Работа, направленная на взаимный отказ от визовых формальностей с рядом государств, продолжается.

Резюмируя, хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на развернутую на Западе беспрецедентную антироссийскую кампанию, мы считаем неоправданным отвечать «зеркально» и «бить» по простым гражданам, дружелюбно настроенным к нам, искусственно ограничивая им возможность посещения России. Такая линия шла бы вразрез с нашими комплексными усилиями по повышению туристической привлекательности Российской Федерации.

- Какие изменения вносятся в работу наших консульств в тех странах, где в последние годы резко увеличился турпоток из России?

- Само по себе увеличение турпотока в определенные страны не приводит к существенному возрастанию нагрузки на загранучреждения. Ведь когда люди едут отдыхать, привести их в консульство могут, как правило, лишь серьезные проблемы, например, утрата загранпаспорта.

И хотя, разумеется, количество таких случаев увеличивается по мере роста туристической активности наших граждан, выдача временных документов, удостоверяющих личность и дающих право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, является далеко не самой востребованной консульской услугой даже в тех загранучреждениях, которые обслуживают самые популярные у туристов маршруты.

В гораздо большей степени нагрузки на консульские учреждения добавляют росграждане, прибывшие в зарубежные страны с целью временного или постоянного проживания. Именно у подобной категории заявителей оказывается востребованным весь спектр консульских услуг, включая нотариат, оформление документов ЗАГС и т.д.

При этом необходимо понимать, что изменение штатного расписания консульских учреждений, а также открытие новых консульств требует серьезной проработки, в том числе с властями страны пребывания. Такая работа ведется, но по объективным причинам ее результаты не всегда могут поспевать за реалиями «на земле».

Решить эту проблему более простым способом нам позволяют вступившие в силу весной этого года изменения в Консульский устав Российской Федерации, наделившие подведомственное МИД России государственное унитарное предприятие полномочиями создавать за рубежом филиалы в целях оказания содействия загранучреждениям в части совершения ими отдельных консульских действий и приема документов заявителей.

Такие информационно-консультационные центры, призванные, по возможности, разгрузить консульские учреждения за счет предварительной проверки «рутинных» документов граждан (заявлений на паспорта, доверенностей и т.д.) и сокращения времени рассмотрения их непосредственно консульским должностным лицом, уже заработали в странах с крупными российскими диаспорами – в Турции, Армении, Киргизии. Работа на данном направлении продолжается.