Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Авто25 декабря 2023 10:55

Яйца против автомобилей – что между ними общего

Государство по-разному подошло к вопросу подорожания и дефицита автомобилей и яиц. Но почему?
Государство по-разному подошло к вопросу подорожания и дефицита автомобилей и яиц. Но почему?

Государство по-разному подошло к вопросу подорожания и дефицита автомобилей и яиц. Но почему?

Фото: Shutterstock

В случае с яйцами и курятиной убрали пошлины, а в случае с автомобилями – пошлины, наоборот, увеличили. Что происходит на рынке и как государство пытается регулировать цены, рассказал главный редактор журнала «За рулем», старейшего и самого авторитетного автомобильного издания в России, Максим Кадаков.

Что общего между яйцами и автомобилями? Глупый вопрос? Да не скажите! И то, и другое – товар. И там, и там – «производственные цепочки».

Проблема всем известна: цены на яйца и на мясо курицы улетели в космос. Несмотря на то, что в течение многих лет государство проводило весьма грамотную политику по поддержке наших производителей.

В декабре яйца стали одним из наиболее подорожавших продуктов — цены поднялись на 10–20% в 46 субъектах России.

Потому что резко вырос спрос. То ли все разбогатели… То ли, наоборот, заменяют курятиной свинину и говядину.

Прокуратура на местах взялась за дело. Надо же выяснить, какая птицефабрика задирает цены. А может и вовсе картельный сговор.

Что сделали регуляторы? Поддержали нашего производителя? Закупили кур-несушек? Нет. Обнулили таможенные пошлины. На поставку из дружественных стран.

За первые две поставки (19 и 21 декабря) из Азербайджана ввезли 1 миллион яиц. И это только начало. Ожидаются скорые поставки из Турции. Даже Иран готов помочь.

Как это отразится на отечественных птицефабриках? Говорят, не очень позитивно. Но проблему надо решить. Здесь и сейчас. Накормить народ. И цены сбить.

Вот как только рынок насытится – так и цены на яйца пойдут вниз. Могут пойти. Должны пойти. Но не завтра. Видимо, уже в следующем году.

Хотя есть подозрение, что цены если и пойдут вниз, то незначительно. Курятина дорожает по вполне объективным причинам: ослабление курса рубля и, как следствие, подорожание импортных компонентов производства (в производстве яиц есть импортные компоненты, прямо как в производстве автомобилей), вспышки птичьего гриппа, дорожающая рабочая сила и другие.

С автомобилями проблема та же. Спрос в течение всего 2023 года резко превышал предложение. Я говорю о платежеспособном спросе – и об адекватных ценах на автомобили. По завышенным ценам сами пусть покупают.

Дефицит автомобилей в 2022 году составил 1 миллион машин. В этом году – еще 700 тысяч. Итого – недостача 1,7 млн новых легковых автомобилей. Вот вам и причина роста цен.

По идее, решение могло бы быть таким же, как с яйцами – обнулить (или хотя бы подрезать) таможенные пошлины на новые и даже на бэушные автомобили. Не навсегда – временно, как и на яйца. Я это предлагал еще весной 2022 года.

Но пошлины не обнулили. А утильсбор резко повысили. То есть, точка рыночного равновесия ищется не путем снижения цен на товар, а путем снижения спроса. Как только упадет спрос, цены пойдут вниз. Могут пойти. Должны пойти.

Понятно, что автомобили – это не продукты питания. С ними можно подождать. Можно и на старых поездить. Но ведь и старые дорожают – и в цене поднимаются, и содержание их влетает в копеечку.

Остается только ждать – увеличения объема выпуска автомобилей в России, благосклонности дилеров и затоваривания их складов. Процесс затоваривания уже пошел.

Но и тут как с яйцами: если объективных причин для снижения цен нет (пошлины, налоги, импортная составляющая), то можно рассчитывать лишь на скидки, подарки и прочие уступки – но не на переписанные и приятные глазу прайс-листы на автомобили.

А ведь хочется, чтобы было подешевле.