Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+25°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
24 июня 2024 13:30

"Санкции ради санкций": Евросоюз принял 14-й пакет ограничений против России

Авиаэксперт Гусаров заявил, что новые авиасанкции ЕС не коснутся обычных россиян
Авиаэксперт Гусаров заявил, что новые авиасанкции ЕС не коснутся обычных россиян

Авиаэксперт Гусаров заявил, что новые авиасанкции ЕС не коснутся обычных россиян

Фото: Shutterstock.

Один пакет санкций в два месяца – примерно с такой скоростью принимаются Западом масштабные меры против России. Завидная, надо сказать, регулярность. Всего их уже около 17 тысяч. Очередной 14-й пакет от ЕС направлен против 116 российских физических и юридических лиц (среди них оказались даже артисты – актер Иван Охлобыстин, музыканты Полина Гагарина и SHAMAN). Запретили транзит нашего СПГ через европейские порт, работу с Системой передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России и частные перелеты в интересах россиян, а также ограничили экспорт товаров и технологий двойного назначения для 61 компании, среди которых не только российские, но и компании из Китая, Казахстана, Кыргызстана, Турции, ОАЭ.

Мы спросили экспертов, насколько сильно повредят нашей стране эти санкции. Спойлер – не сильно. Их уже назвали санкции ради санкций.

УДАР ПО РОССИЙСКОМУ АНАЛОГУ SWIFT

Система передачи финансовых сообщений (СПФС) Центробанка в январе 2024 года насчитывала 557 банков и компаний, в том числе 159 нерезидентов из 20 стран. По сути, она является аналогом системы SWIFT, от которой Россию отключили еще весной 2022 года.

- СПФС с 2020 года действовала на территории России и к ней со временем присоединились банки из других стран, с которыми в последние годы мы проводили расчеты, - рассказывает эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Михаил Беляев. - Теперь Запад нанес удар и по этой системе. Но если SWIFT принадлежит бельгийским акционерам и на них попросту надавили, чтобы они вывели «из игры» Россию, то на СПФС Запад напрямую воздействовать не может. В их силах лишь надавить на банки, подключенные к этой системе. Да и то не на все. Чем это чревато для нас? Вызовет некоторые сложности, потому что придется присоединять к СПФС другие банки. Либо работать по схеме непрямых расчетов через банки-посредники. В общем, ситуация потребует дополнительных усилий с нашей стороны, но это далеко не тупик.

ЗАПРЕТЫ НА СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ

Еще один значимый пункт нового пакета – запреты на реэкспорт сжиженного природного газа (СПГ) и новые инвестиции и предоставление товаров, технологий и услуг для завершения строящихся СПГ-проектов.

- Что касается инвестиций и технологий, то это уже было в 2022 году, - удивил KP.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

Вот это да! Получается, Запад пошел на второй круг?

- Инвестиции к нам уже и не поступали, и сами компании добровольно отказывались от экономического сотрудничества, - продолжает Игорь Юшков. - Например, французская нефтегазовая компания TotalEnergies SE вывела даже своих представителей из Совета директоров проекта «Ямал-СПГ» и заявила, что в «Арктик СПГ-2» ничего вкладывать не будет. Хотя у них остается 20% акций в «Ямал-СПГ» и 10% - в «Арктик СПГ-2».

По словам эксперта, из новшеств в 14-м пакете – запрет на перевалку СПГ в европейский порт.

Еще один значимый пункт нового пакета – запреты на реэкспорт сжиженного природного газа (СПГ)

Еще один значимый пункт нового пакета – запреты на реэкспорт сжиженного природного газа (СПГ)

Фото: Shutterstock.

- Дело в том, что тот же самый газ «Ямал-СПГ» сначала приходил в Европу, часть газа там отгружалась и регазифицировалась для поставки в страны ЕС, - объясняет Игорь Юшков. - А часть газа перегружалась в танкеры неледового класса и уходила на азиатский рынок. Например, в одном из бельгийских портов «Новатэк» мог перегружать до 8 млн тонн СПГ в год. Теперь это будет запрещено. Европейцы всеми силами пытаются запереть российский газ на своем рынке, чтобы он насытил этот рынок и цены снизились. Политически это выглядит абсурдно, экономически – наиболее рационально, чем изначальное обсуждение о полном запрете экспорта российского СПГ в Европу. Тогда в этих странах возник бы дефицит газа, и цены подскочили бы, потому что Россия сейчас второй по счету поставщик СПГ на рынок ЕС.

Как отмечает эксперт, для России никаких существенных последствий от этих запретов не будет. СПГ-проекты не платят экспортные пошлины и имеют значительные налоговые льготы, в том числе и по добыче полезных ископаемых.

- Государству практически ничего не достается от этих проектов, поэтому бюджету все равно, - говорит Игорь Юшков. – Но даже при санкционном запрете о перевалке в европейских портах система будет работать. Если нужно будет перегрузиться с танкера ледового класса на танкер неледового класса и отправить газ дальше, это будет происходить в акватории Мурманской области. Поэтому никаких проблем у экспортеров российского СПГ с Ямала не возникнет.

КСТАТИ

Новые авиасанкции обычных россиян не коснутся

Новый санкционный запрет на любые частные и чартерные авиаперелеты в интересах граждан или компаний России нас с вами, то есть обычных россиян, вообще не коснется. Не затронет это и тех чартеров, которые летают через «европейское» небо, например, на Кубу. В пакете прописано, что под запретом будут частные перелеты российских юрлиц в курортные зоны.

- В ЕС не летают регулярные рейсы, поэтому если россиянам нужно попасть в Европу, они летят туда через третьи страны, - рассказал в эфире «Радио «Комсомольская правда» главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. - Нынешние санкции – это санкции ради санкций. Все наши чартеры и бизнес-джеты если и летали по Европе, то единично и по специальным разрешениям. Самое интересное, что эти запреты не перекрыли полностью кислород тем людям, которых нет в санкционных списках. Если у него есть право на въезд (вид на жительство или гражданство), он полетит в ЕС через ту же Турцию на том же бизнес-джете. Причем, может даже не пересаживаться из самолета в самолет, если это иностранный бизнес-джет. Можно вылететь из Москвы, сделать техническую посадку в Турции, поменять номер рейса и полететь дальше.