Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+30°
Boom metrics
Экономика27 апреля 2024 10:55

Маркетплейсам запретят брать плату за возврат товаров: В России готовят новый закон об интернет-торговле

Новый закон обяжет маркетплейсы отвечать за качество товаров
Главное, что волнует законодателей, – возможность маркетплейсов в одностороннем порядке менять условия для покупателей и продавцов и их нежелание нести ответственность за качество товаров

Главное, что волнует законодателей, – возможность маркетплейсов в одностороннем порядке менять условия для покупателей и продавцов и их нежелание нести ответственность за качество товаров

Фото: Михаил ФРОЛОВ. Перейти в Фотобанк КП

Еще совсем недавно, планируя купить, скажем, новые кроссовки, телевизор или шкаф, мы ехали в торговый центр. Нередко на целый день. Сейчас таких людей становится все меньше. Собираясь что-то купить, россияне все чаще тянутся к смартфону или ноутбуку. Зачем куда-то ехать, если практически любой товар можно выбрать онлайн, там же почитать отзывы о нем, сравнить цены в разных магазинах – и все это не вставая с дивана. Вот только далеко не всегда товар вам доставят в срок. И нет гарантии, что его качество будет соответствовать заявленному. Все эти проблемы и должен решить новый законопроект о маркетплейсах, который депутаты планируют рассмотреть в первом чтении уже в мае, а окончательно принять осенью 2024 года.

Законопроект призван закрепить права и обязанности самих интернет-платформ, а также покупателей и продавцов, которые реализуют свои товары, пользуясь услугами маркетплейсов.

Называется документ «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Еще в начале марта он был вынесен на обсуждение главой Комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и главой Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым.

По словам Владимира Гутенева, сейчас на рассмотрении в Госдуме есть даже несколько законопроектов, регламентирующих работу маркетплейсов, и парламентарии собирают отзывы экспертов и заинтересованных организаций. Об этом депутат рассказал «Парламентской газете».

Главное, что волнует законодателей, – возможность маркетплейсов в одностороннем порядке менять условия для покупателей и продавцов и их нежелание нести ответственность за качество товаров. Одно из предложений касается наложения запрета на маркетплейсы взимать плату с покупателей за возврат товара.

Деталей и нюансов в новом законе много, и вообще странно, как мы до сих пор без него обходимся, когда популярность интернет-торговли растет рекордными темпами (см. «Только цифры»).

- Мы скоро новую монополизацию можем иметь – это маркетплейсы. В 2020 году у нас всего 6% товара проходило через маркетплейсы, а в 2022 году - уже 11%, - рассказывал в конце прошлого года «Комсомольской правде» зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский. - В свое время мы создали закон о регулировании торговой деятельности, более трех лет ушло на его разработку. И этот закон сейчас регулирует отношения поставщиков и торговых сетей в продовольственной сфере. (Речь идет о федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). И за эти почти 15 лет, как действует закон, торговые сети начали понимать свою ответственность. А у всех маркетплейсов сейчас практически одни и те же грехи, и они почти слово в слово повторяют позицию торговых сетей начала 2000-х: мол, мы ни за что не отвечаем, мы просто связываем продавца и покупателя. Так же и торговые сети в свое время говорили: мы ни за что не отвечаем, мы только полку предоставляем. Но к сетям пришло понимание, и сейчас они прекрасно за все отвечают, научились все контролировать. А на маркетплейсах этого нет. Сейчас в Госдуме несколько групп создано для того, чтобы отрегулировать законодательство в отношении маркетплейсов. И я уверен, что до конца 2024 года мы это сделаем.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Российский рынок интернет-торговли, млрд руб.

2019 г. 2032

2020 г. 3221

2021 г. 3921

2022 г. 4986

2023 г. 6359

Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли и СБЕР.

НАГЛЯДНО

ТОП-10 самых популярных покупок в интернете

Цифровая и бытовая техника 18,0%

Мебель и товары для дома 16,1%

Одежда и обувь 15,5%

Продукты питания 12,3%

Красота и здоровье 8,1%

Товары для детей 4,4%

Автозапчасти и автоаксессуары 4,3%

Цифровые товары 4,1%

Инструменты и садовая техника 3,5%

Спорттовары 3,1%

Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли и СБЕР.