Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+30°
Boom metrics
Политика3 июля 2024 8:40

Снова полумеры: что не так с временным запретом ношения никаба в Дагестане

Военкор Коц назвал полумерой временный запрет ношения никаба в Дагестане
Надо понимать, что никабы не являются самым модным атрибутом сезона в Дагестане. Его носят, как правило, женщины, чьи мужья исповедуют, мягко говоря, нетрадиционный ислам

Надо понимать, что никабы не являются самым модным атрибутом сезона в Дагестане. Его носят, как правило, женщины, чьи мужья исповедуют, мягко говоря, нетрадиционный ислам

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН. Перейти в Фотобанк КП

Стремительно развивались события вокруг ткани преткновения в Дагестане. В понедельник муфтий республики на встрече с общественностью публично и решительно заявил, что скоро будет издана местная фетва (исламское «предписание») о запрете никаба: «Если человек хочет, чтоб на его жену не смотрели, пускай дома ее держит», — рубанул Ахмад Абдулаев.

Уже на следующий день руководитель отдела тех самых фетв Ахмед Исаев фактически дезавуировал слова своего руководителя:

«После тщательного анализа шариатских текстоотдел фетв не видит достаточных оснований для вынесения решения о всеобщем запрете никаба. При этом в определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный запрет на ношение никаба и нести временный характер».

Надо понимать, что никабы не являются самым модным атрибутом сезона в Дагестане. Его носят, как правило, женщины, чьи мужья исповедуют, мягко говоря, нетрадиционный ислам. А гардероб, скрывающий полностью лицо никогда не являлся мусульманской традицией ни на Кавказе в целом, ни в Дагестане в частности. Это скорее элемент противопоставления себя традиционным российским мусульманским ценностям, в которых нет места ни радикализму, ни пещерным представлениям о религии.

Именно поэтому заявление отдела фетв вызвало такое бурное обсуждение. В среду он вышел с новым заявлением, в котором поспешил заверить, что муфтият был неверно интерпретирован.

«Муфтий объявляет о временном запрете ношения никабов до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения», — гласит свежая «интерпретация».

Но это решение выглядит неоконченным. Вот муфтий Чечни, где никаб запрещен не временно, без всякой казуистики в свое время выдал базу по никабам: «Во-первых, если ты так не хочешь показываться, сиди у себя дома. Во-вторых, когда они так закрываются от остальных, они начинают считать неверным тех, кто так не закрыт. За этим следует то, что они надевают на себя один пояс и идут убивать невинных людей. Харам – это надевать не ту одежду, которую надевает твой народ, и выделяться».

А в Дагестане снова полумеры. После антисемитского погрома в махачкалинском аэропорту тоже были полумеры. Понять и простить, дать административный арест, оштрафовать - вместо того, чтобы закатать по полной по уголовной статье. В итоге один из участников нападения на храмы и синагогу 23 июня стрелял в людей, вместо того, чтобы сидеть в тюрьме.

Временный запрет - это не религиозное решение, а скорее боязнь спровоцировать недовольство не самой многочисленной, но радикально настроенной части дагестанского общества. Которая, к слову, не сильно учитывает фетвы официального мусульманского духовенства. Поэтому, вопрос о законодательном (а не религиозном) запрете никаба, за который выступал, к примеру, глава СПЧ при президенте, становится еще актуальнее.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Прежде чем устроить теракт в Дагестане, нападавшие упражнялись в страйкболе (подробнее)