Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Звезды4 июля 2024 17:34

После съемок фильма «Зеркало» Андрей Тарковский назвал Маргариту Терехову «обыкновенной гениальной актрисой»

Полвека назад закончились съемки фильма Андрея Тарковского «Зеркало»
Маргарита Терехова в фильме "Зеркало".

Маргарита Терехова в фильме "Зеркало".

Очень многим автобиографическая картина «Зеркало» кажется непонятной, заумной и скучной. Не каждому удается пройти сквозь сложный ассоциативный ряд, построенный на образах, детских воспоминаниях Андрея Тарковского, философских метафорах и символах. Приходится прилагать усилия.

Но на тех, кто понимает и любит Тарковского, этот фильм оказывает завораживающее воздействие. Как великая музыка, живопись, литература… Многие называют «Зеркало» самым правдивым и реалистичным фильмом о человеческой жизни со всей её путаницей, сложностью и великолепием.

«Зеркало» - автобиографическое кино. Тарковский хотел рассказать о своем эмоциональном опыте отношений с родителями, женой, сыном: «о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга и вины». Сценарий «Зеркала» достаточно сильно перекликается с историей жизни самого режиссера. «Детские впечатления для меня самые важные на всё последующее, зрелое время, когда я стал взрослым… Абсолютно очевидно, что у меня есть определенный комплекс по отношению к родителям», - признавался Тарковкий.

Когда ему было 5 лет, его отец, поэт Арсений Тарковский, ушел из семьи, оставил жену с двумя маленькими детьми. Уже став взрослым, Андрей Тарковский повторил этот опыт, расставшись со своей первой женой Ирмой Рауш. Он оставил её и сына Арсения.

ВЕЛИКИЙ СМОКТУНОВСКИЙ ОСТАЛСЯ ЗА КАДРОМ

Андрей Тарковский и драматург Александр Мишарин приступили к сочинению сценария (первоначальное название «Белый, белый день» по строчке из стихотворения Арсения Тарковского) в 1968 года. Сразу после съемок «Андрея Рублева». Нелинейный сюжет, где события прошлого переплетаются с событиями настоящего, рождался из воспоминаний Тарковского, из рассказанных кем-то историй и так далее. Только после того как накопилось множество идей и образов, авторы систематизировали их в эпизоды (их получилось 28), так что повествование имело законченный смысл. 14 эпизодов написаны Мишариным, 14 —Тарковским. Разногласий между ними почти не возникло. Первоначально сценарий был построен на диалоге с матерью Тарковского (её должны были снимать скрытой камерой) Марией Ивановной Вишняковой о её жизни.

Однако сценарий не утвердил председатель Госкино СССР Алексей Романов. И Тарковский сразу же приступил к съёмкам другого своего фильма «Солярис».

Но через несколько лет, в 1972 году, руководство в Госкино поменялось: председателем был назначен Филипп Ермаш, который очень ценил Тарковского. Сценарий фильма «Белый, белый день» был снят «с полки», утвержден и подписан в производство.

На съемки фильма выделили 622 000 рублей (что было немало по тому времени) и 7500 метров дефицитной пленки Kodak.

Действие фильма происходит в разных временных отрезках - до, во время и после войны. Главный герой - поэт Алексей, который показан в разные периоды своей жизни: ребёнок, подросток… В зрелости слышен лишь его голос (принадлежащий Иннокентию Смоктуновскому), в кадре он не появляется. Весь фильм – это образы, отпечатавшиеся в его памяти. Воспоминания переплетаются с документальной хроникой: гражданская война в Испании, запуск первых советских стратостатов, Великая Отечественная война… Повествование сопровождает закадровое чтение стихотворений Арсения Тарковского.

Андрей Тарковский многое в первоначальном сценарии поменял и продолжил вносить правки в процессе съемок фильма. Поэтому группа никогда не знала, какая сцена будет сниматься завтра. Он и Александр Мишарин утром приходили на съёмочную площадку с листами бумаги, на которых был записан новый вариант и новые эпизоды. Вместо интервью с матерью значительно расширилась роль матери в исполнении Маргариты Тереховой (отца сыграл Олег Янковский). Она играла мать и жену главного героя как единый женский образ в разные временные отрезки.

ПОКОРИЛО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОБАЯНИЕ ТЕРЕХОВОЙ

На главную женскую роль Тарковский искал актрису, похожую на его мать. Было несколько претенденток: Алла Демидова (он приглашал её ещё в «Андрея Рублева» на роль Дурочки, но Демидова тогда отказалась) и любимая актриса шведского режиссера Ингмара Бергмана Биби Андерссон (Тарковский собирался снимать ее в роли Хари в «Солярисе»). Но в итоге остановился на Маргарите Тереховой, которая обладала уникальным отрицательным обаянием. Позже он её назовёт «обыкновенной гениальной актрисой». А она встречу с Тарковским - самой лучшей своей школой в профессии.

Кстати, Аллу Демидову Тарковский всё-таки в «Зеркале» снял, но в небольшой роли сотрудницы типографии. Анатолия Солоницына, которого после «Андрея Рублева» он снимал во всех своих фильмах (как и Николая Гринько), и Маргариту Терехову Тарковский называл идеальными актерами. Они верили режиссеру «как дети». Терехова лишь однажды отказалась выполнять поставленную перед ней задачу, когда в одной из сцен её героиня должна была рубить голову петуху. Актриса наотрез отказалась это делать и ушла со съемочной площадки, бросив в сердцах: «Я вообще считаю, что после «Андрея Рублева» можно было ничего не снимать!». А Тарковский ей ответил: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм!».

Недавно ушедшая из жизни сестра режиссера Марина Арсеньевна Тарковская говорила, что на съемках «Зеркала» межу её братом и Маргаритой Тереховой пробежала искра. Да и сам он признавался: «Хорошо, что я влюбился в Риту в конце съемок. Иначе картины бы не было». Вряд ли его слова можно воспринимать буквально – в фильме снималась его жена Лариса Тарковская. Маргарита Терехова была, скорее, музой, источником вдохновения. Правда, очевидцы утверждают, что Лариса Тарковская и Терехова друг друга терпеть не могли. И на съемках этого не скрывали.

МУЗЫКА ДОЖДЯ И ВЕТРА

Невероятная красота изображения в картине – результат совершеннейшего операторского мастерства Георгия Рерберга и работы художника-постановщика Александра Двигубского. Рерберг работает со светом, как художник с красками и холстом.

Поначалу Тарковский хотел ограничиться только подборкой музыки Баха, Генделя, Альбинони. Но потом решил, что нужна авторская музыка и пригласил композитора Эдуарда Артемьева, который из звуков ручья, ветра, дождя создавал звуковое пространство кадра. Для прохода мальчика Тарковский попросил Артемьева написать «детские страхи». И сам же подсказал решение, как это выразить: должна звучать детская дудочка.

Было несколько вариантов названия фильма. Первоначальную «Исповедь» Тарковский отмел: показалось слишком претенциозно. «Мартиролог» было лучше, но слишком заумно и непонятно. «Искупление» - плоско и пошло. В конце съемок он отказался от названия, взятого из стихотворения своего отца - «Белый, белый день». И заменил его на «Зеркало». Именно в зеркале человек видит себя, а события фильма являются отражением сознания главного героя.

Премьера фильма была закрытой и проходила в узком кругу советской творческой и научной элиты. Пригласили Дмитрия Шостаковича, Петра Капицу, Виктора Шкловского, Ченгиза Айтманова… Всем фильм очень понравился. Однако в широкий прокат картина не вышла, она шла вторым-третьим экраном. Киноначальство побоялось отправить картину и на Каннский кинофестиваль, хотя это обещали Тарковскому. Фильм не попал даже на конкурс Московского кинофестиваля. Но зарубежные прокатные компании «Зеркало» купили и показали во многих странах мира. В Италии фильм получил приз «Давида ди Донателло», как лучший иностранный фильм.

По результатам опросов кинокритиков со всего мира «Зеркало» считается вершиной творчества Тарковского и одним из величайший фильм «всех времён и народов».

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

За съемки в российских сериалах актеры требуют по 8 миллионов рублей за смену (подробнее)