Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество11 мая 2024 7:40

Проводник по жизни: как я училась ходить с собакой-поводырем, и что из этого вышло

Рассказываем, кто и как воспитывает собак для инвалидов по зрению
В Московском метрополитене и на некоторых маршрутах наземного транспорта работают инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП)

В Московском метрополитене и на некоторых маршрутах наземного транспорта работают инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП)

Фото: Иван МАКЕЕВ.

ПРОВОДНИК ПО ЖИЗНИ

- Он не просто помогает мне передвигаться, нет. Он помогает жить. Чувствовать себя независимой. Это мой проводник по жизни, - Татьяне Архиповой через полгода исполнится 50 лет. Почти половину своей жизни она не видит. В 25 ослепла из-за отслоения сетчатки. Признается, что первое время даже говорить об этом было тяжело. Сейчас уже привыкла. Во многом благодаря своему другу. Ее первую собаку-проводника звали Дарго. Он умер от старости в первый день своего 17 года.

Фото: Иван МАКЕЕВ.

Полтора года назад в ее жизни появился Маршал. Золотистый ретривер (на самом деле пес очень красивого белого окраса) во время нашего разговора не сводит с хозяйки глаз – вдруг что понадобится. Хотя находимся мы в метро – месте шумном, прямо посреди толпы.

Татьяна признается, что до сих пор неосознанно сравнивает двух псов. Но каждый из них занял свое место в ее сердце. С собакой у нее совершенно особенная связь. Когда утром она достала «парадную» шлейку, Маршал аж остолбенел: мол, ты чего, мать, погоду за окном видела? (в тот день лил дождь. Прим.автора). Понятно, что увидеть выражение морды Татьяна не могла. Но все почувствовала.

Фото: Иван МАКЕЕВ.

- Маршал умеет считать до трех (нажимает специальные кнопочки для собак), а еще мы с ним занимаемся танцами – это новый проект «Танцующий поводырь», - рассказывает Татьяна. – Не могу сказать, что он в восторге. Но за награду готов на все. Что для него награда? Сыр. А еще ласка и любовь.

На этой фразе Маршал заулыбался, и Татьяна это сразу почувствовала: «Ты улыбаешься? Ты доволен?» Она начала его гладить, и пес словно засветился от счастья.

ДОЛГОЕ ОБУЧЕНИЕ

Фото: Иван МАКЕЕВ.

На вопрос, подбирают ли собаку под человека или человека под собаку, Артем Астанин, не задумываясь отвечает: это обоюдный процесс. Артем Астанин - гендиректор Российской школы подготовки собак-проводников Всероссийского общества слепых. У школы – свой питомник, в год они готовят по 60 собак-проводников, надеются постепенно увеличить это количество до 100, если удастся получить дополнительное госфинансирование. Ведь сейчас время ожидания компаньона может затягиваться до двух лет.

- Социализация щенка начинается с рождения и длится до 8-10 месяцев, потом начинается учеба. Мы работаем в основном с лабрадорами и овчарками, первые готовы «к выпуску» примерно в полтора года, вторые – в два. Чтобы получить собаку, инвалид по зрению заполняет специальную анкету, где указывает множество нюансов: левша он или правша, живет в городе или деревне, занимается ли спортом, как и куда ездит на работу. Конечно, проходит, медобследование, ведь аллергия на собаку – прямое противопоказание, - рассказывает Артем Астанин. – Потом две недели мы обучаем человека работа с собакой-проводником, по итогу смотрим, появилась ли между ними эмоциональная связь, ведь им предстоит быть вместе 24/7.

Да, у каждой собаки свой характер. Но чтобы стать проводником, она должна быть максимально ориентирована на человека. Ничего не бояться (поэтому вот уже 10 лет собак-проводников в рамках совместного проекта с Московским метрополитеном учат ездить в подземке, где максимально сконцентрированы различные стресс-факторы). А еще – уметь принимать решения самостоятельно. И думать не только за себя, но и за хозяина, заранее оценивать, какие ему могут угрожать опасности. Как это выглядит на практике, мне довелось опробовать на себе.

ПОДДЕРЖКА И ОПОРА

Фото: Иван МАКЕЕВ.

Городок со всеми возможными препятствиями, которые может встретить на своем пути инвалид по зрению, выглядит совсем небольшим. Поэтому я с легкостью соглашаюсь его пройти. Меня знакомят с Гектором – моему проводнику полтора года, но он уже точно знает, что делать. Надеваю черные очки (в них в самом деле не видно абсолютно ничего), в правую руку мне дают трость, левой я нащупываю шлейку. Инструктор Ольга объясняет: Гектор будет останавливаться перед препятствием, дальше я должна при помощи трости понять, что это за препятствие и как его преодолеть.

Ногой ощущаю теплый бочок собаки – это успокаивает. Начинаем движение командой «Вперед». Как только Гектор немного отдаляется от меня, чувствую легкую панику – только теплый бочок возле ноги придает спокойствия. Гектор останавливается, слегка перекрывает мне дорогу собой. Ольга учит: ведем тростью перед собой. Если ничего нет, значит, это не порог или бордюр. Проверяем боковые стороны. Справа есть пространство, слева натыкаюсь на препятствие. Ага, понятно, что нужно обойти.

Фото: Иван МАКЕЕВ.

Снова команда «Вперед», мы идем, Гектор рвется идти быстрее, но мне боязно, поэтому я его притормаживаю. Поверхность под ногами меняется, я чувствую это даже через кроссовки. «Это тактильная дорожка, как в метро», - объясняет Ольга. Ага, значит, впереди препятствие. Тростью не могу нащупать его – путь кажется свободным. «Поднимайте руку наверх – препятствие тут», - подсказывает Ольга. Ого, я об этом и не подумала. Как низко надо наклоняться? Не понятно, на всякий случай сгибаюсь по-максимуму.

В голове, тем временем, пытаюсь припомнить, как выглядела полоса препятствий, и скоро ли она закончится. Гектор опять останавливается. Я чуть не спотыкаюсь об него. «Ощупываю» пространство перед собой и натыкаюсь на небольшой порожек. Ага, что-то типа бордюра. Преодолеваю его, и меня поздравляют с успешным завершением маршрута.

Снимаю очки и от души благодарю Ольгу и Гектора. Особенно Гектора, как вы понимаете – именно он был поддержкой и опорой на этом пути.

В рамках совместной акции Московского метрополитена и Российской школы подготовки собак-проводников Всероссийского общества слепых тем же путем, через городок, пройти могли все желающие.

- Я раньше пытался так по квартире пройти с закрытыми глазами. Хотелось представить себе: каково это – не видеть ничего вокруг. С собакой это, конечно, совсем иное. Она здорово помогает. Но ощущения… жутковатые, если честно, - признался один из добровольцев. Мысленно я с ним согласилась.

НА ЗАМЕТКУ

Фото: Иван Макеев.

В Московском метрополитене и на некоторых маршрутах наземного транспорта работают инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). Они помогают инвалидам, пенсионерам, семьям с детьми и организованным детским группам (экскурсионным и школьным): пройти во всему маршруту, дойти до нужного поезда, автостанции или нужного соцобъекта.

Но есть нюанс: заявку на помощь инспектора нужно подавать за 24 часа до запланированной поездки и с учетом времени работы службы – с 05:30 до 01:00.

Сотрудники ЦОМП носят желто-красную форму. Такой цвет не случаен: желтый – это последний цвет спектра, который распознает человек, теряющий зрение, а красный привлекает внимание и хорошо заметен в толпе всем остальным.

Оставить заявку на сопровождение можно разными способами:

- по телефонам: +7-495-622-73-41; +7-800-250-73-41 (звонок бесплатный)

- онлайн (по ссылке)

- с помощью мобильного приложения «Метро Москвы»

- по СМС на номер + 7-926-250-47-80 (для лиц с нарушением слуха)

- через чат-бот «Александра».

ТОП-5 УМЕНИЙ СОБАКИ-ПРОВОДНИКА

Фото: Иван МАКЕЕВ.

1. Собака должна быть умной: запоминать маршруты (они могут запомнить их более 20) и водить по ним владельца, обходить опасности, принимать решения самостоятельно. К примеру, хозяин говорит: «Идем в поликлинику», и собака точно ведет его по маршруту, обходя опасные места — открытые люки, лужи, под которыми могут скрываться ямы, правильно и безопасно переходя дорогу даже там, где нет светофоров со звуковым сигналом. Такие собаки знают команды «Ищи остановку» или «Ищи выход». Если вдруг встречается ситуация, в которой собака не знает, как поступить (к примеру, Маршал один раз не знал, как провести Татьяну по тротуару, который перегородили рабочие, разгружавшие машину, ведь с одной стороны была проезжая часть, а с другой газон, и там, и там — ходить нельзя), она подает сигнал и дальше они уже ориентируются на местности вместе (в ситуации с Татьяной грузчики сами подошли к ним и помогли пройти по тротуару без препятствий).

2. Собака не должна отвлекаться на посторонних людей и других животных, не бояться громких звуков, толп людей и резких запахов — иначе вместо того, чтобы подать владельцу, скажем, упавший кошелек, такая собака побежит загонять кошку на дерево. Собаки-проводники спокойно ездят в метро, сами выбирают широкий турникет, занимают нужную сторону эскалатора, также спокойно заходят и выходят не только в поезда, но и другие виды транспорта и при этом ведут за собой человека.

3. Собака должна слушаться хозяина беспрекословно. Команды «сидеть», «стоять», «лежать» — базовые. Даже если собаке не понятно, почему человек остановился, она послушается. По команде «апорт» они умеют поднимать трости, кошельки, пластиковые карты и будут держать их до тех пор, пока хозяин не скажет «Отдай», чтобы не уронить их вновь. Самое сложное – это команда «фу». После этой команды собака не должна брать ничего и ни у кого. На показательных выступлениях собаки мужественно отказывались от вкусняшек, но в их глазах было при этом столько печали, что все понимали: в этом пункте послушание им дается ох, как нелегко.

Фото: Иван МАКЕЕВ.

4. Собака должна блюсти порядок в доме и не хулиганить. Первые дни-недели жизни дома она привыкает к новым условиям, для собак это стресс. Лабрадоры переживают его проще, овчарки сложнее. Но потом между собака и владелец адаптируются друг к другу. Постепенно собаки понимают, что их хозяин действительно ничего не видит. И многие от этого любят человека еще больше и искренне стараются ему помочь во всем.

5. Собака-поводырь не должна охранять хозяина. Оберегать — да. Но если тому станет плохо, то она должна подпустить помощь, а не отгонять врачей от своего владельца.