Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
8 июля 2024 8:20

БАМу – 50! Как Байкало-Амурская магистраль встретила полувековой юбилей

Журналист «Комсомольской правды» вместе с ветеранами строительства побывала на празднике уникальной железной дороги
Памятник строителям БАМа.

Памятник строителям БАМа.

Фото: Ольга КАРПОВА.

Как же я мечтала в детстве поехать на БАМ! Никогда не забуду, как шести лет от роду рыдала на вокзале Воронежа, провожая на стройку века старшую сестру: «Возьми меня с собой!» Мне казалось, вот она – настоящая мечта – попасть в стройотряд и поехать на БАМ. Прошло..м-м-м.. не скажу, сколько лет, но я в столице БАМа – Тынде. Городе, который принимает тысячи гостей в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали. Спасибо родной редакции и РЖД!

Вокзал города Тында.

Вокзал города Тында.

Фото: Ольга КАРПОВА.

Тында – это самый северный город Амурской области. Когда-то ее строил шефский коллектив Москвы. Здесь были возведены многоэтажные дома, почти неотличимые от московских новостроек того времени. Улицы получили столичные названия — Красная Пресня, Профсоюзная. По последним данным, в Тынде проживает около 33 тысяч горожан. В дни празднования юбилея, с 6 по 9 июля, стало на 3000 человек больше. Гости приехали на праздник со всех концов страны и даже из бывших республик. Ведь когда-то БАМ строил весь Советский Союз. Помню, как сестра рассказывала, что знакомилась с ребятами из Узбекистана, Казахстана, Армении.

НАКОНЕЦ-ТО ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ

В дни юбилея БАМа в Тынде много символичного. Даже встречу ветеранов провели по-особенному. Два праздничных состава шли по бамовской ветке навстречу друг другу из Иркутска и Хабаровска. На каждом - по 160 ветеранов-строителей БАМа. Составы в момент прибытия состыковали аккурат на вокзале Тынды. Вокзал здесь, к слову, один из самых красивых и высоких на Дальнем Востоке.

Олег Белозеров обратился к гостям праздника.

Олег Белозеров обратился к гостям праздника.

Фото: Ольга КАРПОВА.

В 10 утра весь город на привокзальной площади. Прибывающие составы, украшенные символикой юбилея, встречает оркестр. Локомотивы величественно приближаются к перрону, издавая протяжные гудки. Я радуюсь от всей души. Кругом атмосфера праздника и счастья. Ветераны выходят из вагонов. У многих слезы на глазах.

- Трепет, волнение. Вернулась молодость. Очень приятные чувства. Погода супер! – говорит мне Полина Евгеньевна из Белгорода.

- А у меня чувство - пятьдесят лет скинул! Спасибо БАМу! – отзывается ее земляк Борис Михайлович.

- Самое главное сейчас - это настроение участников праздника. Сюда приехали более 3000 человек, строивших БАМ с 1972 по 1984 годы. Здесь же присутствуют студенты стройотрядовцы, повторяющие ныне подвиг первопроходцев БАМа, - сказал в приветственном слове генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. - Что такое БАМ? Это самая большая инвестиционная стройка, которая была на территории СССР. Одна из крупнейших магистралей мира длиной более 4000 км, проложенных в тяжелейших природных условиях. БАМ – это люди. А еще - без БАМа не было бы современной России. И сегодня благодаря БАМу происходит разворот нашей страны с запада на восток.

ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ

Какой БАМ без агитбригады? И на юбилейном празднике произошло ее «возрождение».

- Я гитаристкой и солисткой была на БАМе. 22 апреля 1975 года мы выехали из Ленинграда в составе отряда Монолит, - рассказывает запевала Татьяна Пескова. - Нас отправили в тайгу к бригадам. Им мы читали поэму Евтушенко «Просека» и пели песни. Кто ехал за романтикой, кто за «длинным рублем». Но вообще было ощущение, что мы в походе - палатки, костры, гитара и песни. И работа. Много работы.

Запевает Татьяна Пескова из агитбригады "Невская просека".

Запевает Татьяна Пескова из агитбригады "Невская просека".

Фото: Ольга КАРПОВА.

Любопытный факт. В 1979 году в Тынде было продано 8 тысяч гитар. Инструмент приобрел каждый пятый житель столицы БАМа.

Ветераны рассказывают, что БАМ - это естественный отбор. И чем больше я узнаю про те времена, тем больше понимаю значение магистрали и ценю людей, отдавших годы жизни и труда стройке века. Ветераны-бамовцы рассказывают свои истории, как жили в палатках, ели макароны, покоряли тайгу и были счастливы. От каждого можно услышать: это были лучшие годы моей жизни. БАМ выбирал сильных, настоящих, оптимистов с твердым характером.

И именно в их честь на привокзальной площади Тынды состоялось открытие памятника «Строители БАМа», который запечатлел интересные моменты великой всесоюзной стройки. Создатели монумента изобразили тяжёлый участок магистрали – Дуссе-Алинский тоннель, ленту станций от Байкала до Амура. И, конечно, сильных, молодых и красивых строителей. На огромном барельефе можно увидеть строителей дороги, укладку рельс, путевые инструменты. Здесь указаны все республики и регионы, принявшие участие в строительстве БАМа.

ЕСТЬ, ЧЕМ ГОРДИТСЯ

Тында готовилась к юбилею. Специально к этой дате был открыт после реконструкции стадион «БАМ». К слову, работы велись при поддержке Правительства Москвы. Как и полвека назад столица страны приняла активное участие. В рамках проекта благоустроена территория, выполнены работы по бетонированию спортивных площадок (баскетбольной, волейбольной площадки, территории ГТО).

Новый стадион.

Новый стадион.

Фото: Ольга КАРПОВА.

Новым и современным выглядит теперь медицинский центр Тынды. Отремонтировано здание поликлиники, в режиме тестовой эксплуатации начал работу первый в городе центр лучевой диагностики. Закончена настройка оборудования и профессиональная подготовка медицинского персонала. Теперь жители Тынды смогут получить различные современные исследования (МРТ, УЗИ) без выезда в большие города.

Не смогла я пройти мимо ремонтного локомотивного депо станции Тында. Его открыли в 1977 году. Из маленького цеха для осмотра тепловозов депо стало важным предприятием города. Специалисты депо подготовили городу подарок - обновлённый паровоз ЛВ-0123 1956 года. Кстати, чтобы он поехал, его нужно заправить 24 тоннами угля и 43 тоннами воды.

Памятник-тепловоз.

Памятник-тепловоз.

Фото: Ольга КАРПОВА.

В канун 50-летия начала строительства магистрали в Тынде торжественно открыт «Памятник трудяге!» тепловозу 2ТЭ10М. Пробег бамовского локомотива-труженика с момента постройки составил 3 171 060 км. Тепловозы этой серии приспособлены для работы в суровых климатических условиях БАМа, где зимой стоят сильные морозы.

Гордость БАМа - магистральный грузовой сверхтяжёлый локомотив 3ТЭ28, созданный полностью из отечественных комплектующих для работы на неэлектрифицированных участках Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Новый локомотив 3ТЭ28.

Новый локомотив 3ТЭ28.

Фото: Ольга КАРПОВА.

Разумеется, все дни праздника улицы Тынды наполнены музыкой. Понедельник, 8 июля, объявлен городским выходным. Для жителей и гостей прошли концерты бардовской БАМовской песни, местных коллективов. В городском парке культуры и отдыха под гитару и гармонь артисты из БАМовских городов исполнили комсомольские песни. Завершился праздник большой концертной программой.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В 1974 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало- Амурской железнодорожной магистрали». БАМ был объявлен всесоюзной стройкой и был создан «Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ». Его участниками стали комсомольцы практически из всех республик Советского Союза. При этом строительство восточного участка находилось в ведении железнодорожных войск.

Строителей БАМа помнят.

Строителей БАМа помнят.

Фото: Ольга КАРПОВА.

В 1974 году первые две тысячи бойцов студенческих отрядов приехали на БАМ. В течение следующих 10 лет велось масштабное строительство на всем протяжении магистрали. Всего за это время по комсомольским путёвкам там побывало 45 тыс. человек.

Общее количество участников строительства БАМа в период с 1974 по 1984 гг. превысило более 2 млн человек – став символом эпохи и символом студенческих отрядов.

Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 миллиарда рублей, таким образом, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

4287 км – общая протяженность дороги от Тайшета до Советской Гавани. Вместе с ответвлениями и соединительными линиями – 5600 км.

3 часовых пояса, 6 субъектов Российской Федерации – Иркутская, Амурская области, Бурятия и Якутия, Хабаровский и Забайкальский края

280 железнодорожных станций и разъездов, 63 города и поселка.

Более 1000 км БАМа пролегают по вечной мерзлоте, температурные колебания в течение года превышают 100 градусов от - 61°С до +43°С. Магистраль проходит через 5 самых тяжелых сейсмических районов, сила землетрясений в которых достигает 10 баллов.

Ретро паровоз принял участие в празднике.

Ретро паровоз принял участие в празднике.

Фото: Ольга КАРПОВА.

На пути БАМа – 7 горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Удоканский, Кодарский, Туранский, Дуссе-Алинский и Сихотэ-Алинский.

Более 30 км железной дороги проходит в тоннелях Крупнейшие из них – Северомуйский (15,3 км) и Байкальский (6,7 км). Самый высокогорный тоннель – Кодарский – 996 метров над уровнем моря. Самая высокая точка БАМа – 1323 метра над уровнем моря – Муруринский перевал.

БАМ СЕГОДНЯ

На смену советского этапа развития БАМа пришли современные проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, существенной частью которого является БАМ. С 2013 года РЖД реализуют программу модернизации Восточного полигона, которая продолжает стратегический вектор развития страны, освоения территорий и укрепления ее связности. Цель проекта – ликвидация «узких мест» на железных дорогах Сибири и Дальнего Востока. За последние 10 лет провозная способность БАМа выросла втрое и в 2024 году достигнет 48,6 млн тонн. А в ближайшие 8 лет она увеличится ещё втрое!

Празднику был посвящен концерт.

Празднику был посвящен концерт.

Фото: Ольга КАРПОВА.

Сейчас одновременно развёрнуты работы на 271 объекте. Единый строительный фронт растянулся на 4,5 тысячи км. Несмотря на дефицит рабочей силы в экономике страны, в 2023 году РЖД привлекли на Восток колоссальное количество трудовых ресурсов. В пиковое время, в сентябре, на БАМе и Транссибе были задействованы больше 30 тысяч строителей, порядка 7 тысяч единиц техники.

Проект включает строительство сплошных вторых путей, дублёров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур, которые обозначены в поручении президента. По плану необходимо будет построить: 404 объекта инфраструктуры, порядка 2200 км вторых путей и около 1200 искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.).