Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Звезды19 мая 2024 22:00

Жена носила Романа Карцева на руках: Они прожили вместе больше полувека

20 мая исполнилось бы 85 лет знаменитому юмористу, народному артисту России
Артист был ниже жены на 10 см. А когда она надевала каблуки, казался совсем маленьким. Фото: Личный архив семьи Карцевых

Артист был ниже жены на 10 см. А когда она надевала каблуки, казался совсем маленьким. Фото: Личный архив семьи Карцевых

Вспоминаю, над чем мы в позднем СССР ржали до упаду, покатывались со смеху, гоготали во все горло, надрывали животики, угорали, держась за бока. И сразу перед глазами - Роман Карцев с уморительными юморесками «Раки» («Вчера были по пять рублей, но очень большие, а сегодня по три, но совсем маленькие»); «Авас» (про грузина и тупого доцента). И его фразочки, которые тут же уходили в народ: «А что скажет начальник транспортного цеха?», «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!»... Незабываем и его председатель домкома Швондер из «Собачьего сердца», с надрывом поющий «Суровые годы проходят».

Папа - футболист, мама - коммунист

Роман Кац (настоящая фамилия артиста) родился в Одессе. «Я из простой семьи: папа - футболист, мама - коммунист, учился плохо, - признавался он в одной из своих книг. - Диктанты писал с массой ошибок, по три в одном слове мог сделать».

Мама - контролер ОТК обувной фабрики и по совместительству - секретарь парторганизации. Отец, трижды раненный на фронте, после войны из нападающих перешел в футбольные арбитры, судил матчи второй лиги Украины. Он и настоял, чтобы сын получил приличную профессию. После школы отправил Рому наладчиком оборудования на фабрику. Не на мамину обувную, а швейную, с громким названием «Авангард».

«В моем цеху 80 девиц, почти все из деревни, кровь с молоком, все торчком, - вспоминал народный артист то время. - Работали в 30 - 35-градусную жару, крыша раскалялась, моторы нагревались, духотища! Они раздевались и сидели в трусах и черных лифчиках. Возле каждой стояло ведро с водой, и они периодически обливали себя с ног до головы. От их тел шел пар - а меня бросало в дрожь...

Особенно интересно было подлезать под станок, чтобы починить ремень. Отверткой я их щекотал. Хохот! Многим такая игра нравилась, и они частенько подзывали меня чинить ремень. А когда мы всем цехом выезжали в колхоз - собирать помидоры, картошку, вот где был секс! На сеновале. Рядом корова - вылупила глаза, смотрит и мычит. Скотина! У меня была очень красивая девушка, фантастически, и когда я шел с ней по Дерибасовской, все смотрели на нее: меня тогда еще никто не знал. Потом оказалось, что ее знал весь город».

«Дездемона сама бы меня задушила»

Одессит же мечтал, чтобы все знали именно его. Для футбола он не годился: слишком маленький и тощий. Оставалась одна дорога - сцена. Еще в школе за любовь к художественной самодеятельности его прозвали Ромкой-артистом. «Я читал патриотические стихи, потом постепенно перешел в юмористический жанр. Все-таки Одесса... Да и какой из меня герой в 47 кг веса? Я же не смог бы задушить Дездемону, скорее она сама бы меня задушила».

Наладчик со швейной фабрики зачастил в самодеятельный театр миниатюр «Парнас-2» при Одесском институте инженеров морского флота. Создали его выпускники института, механик Одесского порта по кранам Михаил Жванецкий и механик по автопогрузчикам Виктор Ильченко. Как-то им потребовался маленький шустрый артист на роль вора в трамвае. Эту роль и получил Роман.

В 1962-м в Одессу приехал на гастроли сам Аркадий Райкин, титулованный король советской сатиры и юмора. Посмотрел самодеятельный спектакль и пригласил Романа в свой знаменитый Театр миниатюр. Мэтр поинтересовался: «Отпустят ли родители?» - «Если не отпустят, я сам сбегу!» - «Вопрос решен, жди официальную телеграмму из Ленинграда».

На следующий день Роман уволился с работы и стал ждать приглашения. Но телеграмма пришла лишь через полгода...

Аркадий Райкин заметил талант Романа и пригласил молодого одессита в Ленинград. Фото: Архив ВГТРК Гостелерадиофонд

Аркадий Райкин заметил талант Романа и пригласил молодого одессита в Ленинград. Фото: Архив ВГТРК Гостелерадиофонд

Четыре одессита

Райкин постепенно вводил новичка в спектакли. Он же посоветовал сменить фамилию Кац на сценический псевдоним Карцев.

Спустя год Роман прибыл в Одессу в первый свой отпуск. Там же в санатории отдыхал Райкин. Он тогда работал над спектаклем «Волшебники живут рядом». Как ни странно, в театре не нашлось молодых актеров на пару персонажей для постановки. Карцев набрался наглости и привел к мэтру в санаторий самодеятельных актеров из «Парнаса» - Виктора Ильченко и Милу Гвоздикову, старшую сестру будущей звезды фильма «Рожденная революцией» Натальи Гвоздиковой. В Ленинград они вернулись уже втроем.

Затем Карцев стал читать со сцены монолог начальника управления культуры, ругающего спектакль, этакого жлоба от искусства. Для наглядности в верхний карман пиджака закладывал множество красных карандашей и ручек. Райкин включил юмореску в гастроли по Чехословакии. Автором миниатюры был Жванецкий.

Увидев свое имя на афише, Михал Михалыч уволился с Одесского порта и рванул к друзьям. Карцев вспоминал: «С появлением Жванецкого в Ленинграде наша жизнь оживилась. Мы с Витей и Мишей сняли квартиру из трех комнат и матрасов. Варили еду, приглашали гостей, танцевали с девицами... Жванецкий писал много и хорошо, приносил миниатюры Райкину, а тот складывал их в стол. Миша зверел, занимал у меня деньги, которые тут же проедал. Ел он очень много, и ему вечно не хватало. Я лез под диван, доставал из чемодана 10 рублей, и он опять мчался в ресторан».

Виктор Ильченко и Роман Карцев заняли заслуженное место на эстраде. Фото: Игорь МИХАЛЕВ/РИА Новости

Виктор Ильченко и Роман Карцев заняли заслуженное место на эстраде. Фото: Игорь МИХАЛЕВ/РИА Новости

В ту пору Райкин работал с другими авторами, потому и не обращал внимания на тексты Жванецкого. Но одесситы не сдавались. Карцев с Ильченко разыграли перед королем юмора миниатюру друга «Авас». Тот не отреагировал. Но разрешил показать сценку на шефском концерте для солдат. Хохот стоял истерический! Солдаты зашли за кулисы, толкая впереди себя чернявого грузина: «Вот он - Авас!»

Райкин призадумался. Сам стал играть в этой юмореске. И достал, наконец, миниатюры Жванецкого из загашника. Новый спектакль «Светофор» на 80 процентов состоял из текстов Михал Михалыча. На генеральной репетиции, однако, разгорелся скандал. Райкину не понравилась импровизация Карцева.

« - Вы думаете, что это смешно?

- Смешно! - ответил я, как всегда не думая.

- Выходит, вы юмор понимаете лучше меня?!

- Выходит, так! - запальчиво ответил я и тут же подал заявление об уходе».

Оно сразу было подписано. За неделю до премьеры и за две недели до вожделенной гастрольной поездки в Югославию.

В загс - на поливальной машине

Друзья отправились в Югославию, а Роман, собрав пожитки, вернулся в Одессу. Устроился в симфоджаз - читал монологи Жванецкого. И скучал по Ленинграду, ругая себя за вспыльчивость.

Впрочем, нет худа без добра. В одесской «ссылке» Карцев встретил свою будущую жену, танцовщицу кордебалета Викторию Кассинскую. «Мне было 27 лет, ей - 17. Вика была не похожа на остальных чисто одесских девочек. С косой до пят, без гонора - как-то мне поближе, попроще. Рост у Вики был 170 см, с каблуками получалось 180 см, а моя высота - 160 см. Наверное, со стороны мы смотрелись забавно, но мне нравилось глядеть на нее снизу вверх. Родители мои против были из-за того, что я женился на русской. И Викины противились: я еврей, да еще маленький и худой. Но мы с ней как-то отстояли наш союз».

Спустя полтора года Райкин сменил гнев на милость. Вернул Карцева в театр. В Ленинграде они с Викой и поженились, когда ей исполнилось 18. В загс артисты опаздывали. Голосовали на дороге, но такси проезжали мимо. Удалось тормознуть лишь поливальную машину за три рубля. На ней и приехали расписываться.

Друзья отговаривали Карцева жениться на Вике, Жванецкий - больше всех. «Не знаю, чего им было надо. А она оказалась очень хорошая. Не все, конечно, мои надежды оправдала, но основные точно. Чудесная хозяйка, меня понимает во всем, детьми занимается, внуками, собаками и рыбу фаршированную делает точно так же, как моя мама, которая ее научила».

До 33 лет Карцев, по его признанию, весил 47 кг. И жена реально носила его на руках. Потом раскормила по рецептам свекрови. Они прожили вместе больше полувека, до самой смерти народного артиста. Дочь Елена - фармацевт. Сын Павел Кассинский - тоже артист, взял фамилию матери.

Популярности помогла холера

Когда Карцев вернулся в Ленинград, Жванецкий уже заведовал литературной частью театра. Райкин все чаще исполнял со сцены его миниатюры: «Дефицит», «В греческом зале» и другие. Но в 1970-м внезапно уволил. За самовольное чтение своих текстов на стороне. «Райкин был абсолютно гениальный великий артист, - говорил позже Жванецкий. - Но кровопийца и тиран как художественный руководитель».

Ильченко и Карцев ушли следом. Трио одесситов уже давно подумывало о собственном театре миниатюр в родной Одессе. Увольнение Жванецкого лишь ускорило решение. Друзья быстро создали концертную программу «Как пройти на Дерибасовскую».

Но тут в Одессу нагрянула холера. Объявили карантин. 5 тысяч солдат взяли «жемчужину у моря» в кольцо. Стало не до концертов. По стране пошли слухи про тысячи трупов, валяющихся на одесских улицах. На самом деле там выявили 126 заболевших, умерли 7 из них. Спустя месяц карантин сняли. Обком партии срочно отправил свежеиспеченный театр миниатюр в гастроли по стране. Смотрите, вопреки слухам Одесса жива, Одесса смеется!

В том же 1970-м Карцев и Ильченко стали лауреатами четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады с миниатюрами Жванецкого. Всенародная слава!

Позже друзья перебрались из Одессы в столицу, создали Московский театр миниатюр. Жванецкий стал его художественным руководителем. Много лет оригинальный дуэт маленького Карцева и высокого Ильченко, разыгрывавших на сцене юморески Жванецкого, пользовался невероятной популярностью в СССР и за его рубежами, включая Америку. Стал звездой и Жванецкий.

В конце концов трио одесситов затмило-таки короля юмора Райкина.

В ТЕМУ

Три брата

Михаил Жванецкий считал Карцева и Ильченко братьями.

Михаил Жванецкий считал Карцева и Ильченко братьями.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

Первым в 1992-м ушел из жизни Виктор Ильченко. В 55 лет. Рак желудка.

«Он был очень умен, наш Витя, - вспоминал Роман Карцев. - Когда мы с Мишей танцевали с барышнями, он сидел в углу и читал. Он шпарил наизусть Ильфа и Петрова главами! Он знал все типы самолетов. На гастролях в московском Театре эстрады мы с Витей в перерыве между номерами обычно сидели и смотрели из окон на Москву-реку. Как-то раз Витя своим орлиным взором увидел кружащий над Красной площадью самолетик и, в отличие от меня, жутко удивился и даже возмутился: «Как он сюда попал?» Оказалось, это был Руст - немец, перелетевший все границы, которые у нас на замке, и приземлившийся на Красной площади.

И если бы Витя не стал артистом-профессионалом, он мог бы стать министром, врачом, режиссером, хирургом, поваром, психологом, шахматистом...

Мы сыграли с ним десять спектаклей, почти 500 миниатюр Жванецкого. Тридцать лет мы выходили на сцену вместе. А сейчас я выхожу на сцену один... И мне очень трудно без Вити... Но я выхожу, чтобы продлить жизнь жанру, которому он отдал жизнь...»

После смерти друга Карцев выступал с моноспектаклями: Жванецкий, Зощенко, Чехов, Хармс, исполнял и собственные юморески. Его концерты проходили с огромным успехом. Он написал несколько книг, полных юмора.

В 2018-м не стало и Карцева. Инсульт. Ему было 79.

«Нас было трое - Рома, Виктор Ильченко и я, - печалился Жванецкий. - Мы были как братья. Очень тяжело, очень больно».

В 2020-м скончался последний из братьев-одесситов. Михаилу Михайловичу Жванецкому было 86.

ЗА КАДРОМ

Долбодуб Швондер

В 1987-м в СССР впервые напечатали «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Прочитав взахлеб повесть, режиссер Владимир Бортко решил срочно снимать двухсерийный фильм. Его жена Наталья за неделю написала сценарий. В том же году прозвучала команда «Мотор!». Роль председателя домового комитета Швондера он предложил Роману Карцеву. Многим выбор режиссера показался неожиданным. Все-таки комик, справится ли?

Карцев справился блестяще. Его второстепенный персонаж стал одним из самых запоминающихся в картине.

«Булгаковскую повесть я прочел много лет назад в самиздате, был потрясен и тогда уже думал, как это можно было бы сыграть, совершенно не предполагая, что когда-нибудь доведется это сделать, - писал Карцев. - У режиссера была единственная просьба ко мне: не перебарщивать в мимике. Играть было поразительно легко. Ведь образ был мне так хорошо известен! Почти в каждом спектакле у меня был монолог подобного персонажа. Жванецкий называл их долбодубами. Сколько крови попортили нам такие долбодубы, как они вредили искусству!»

Всего Карцев снялся в 16 фильмах. Среди них «Мастер и Маргарита» того же Бортко, «Небеса обетованные» и «Старые клячи» Эльдара Рязанова. Лучшей своей ролью в кино артист считал Боярского в телефильме Владимира Аленикова «Биндюжник и Король»: «Во-первых, Бабель, во-вторых, Одесса, в-третьих, блестящий актерский состав - Васильева, Гердт, Джигарханян, Евстигнеев, в-четвертых, мюзикл, где все поют своими голосами. Я пел, танцевал; я знал все это изнутри».