Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды15 мая 2024 6:30

В героях «Обломова» Никита Михалков увидел себя и своего старшего брата

45 лет назад режиссер Никита Михалков закончил съемки одного из лучших своих фильмов «Несколько дней из жизни Обломова». Мы решили вспомнить, как он создавался.
Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова": Олег Табаков в роли Обломова, Юрий Богатырев в роли Штольца. Фотохроника ТАСС

Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова": Олег Табаков в роли Обломова, Юрий Богатырев в роли Штольца. Фотохроника ТАСС

Сценарий по мотивам романа Ивана Гончарова Михалков писал вместе с Александром Адабашьяном, своим постоянным соавтором. Адабашьян работал на картине ещё и художником-постановщиком. Он, оператор Павел Лебешев, композитор Эдуард Артемьев в то время были командой Никиты Михалкова, которая собралась во время съемок его первой полнометражной картины «Свой среди чужих, чужой среди своих». Был у них удачный опыт постановки классики: «Неоконченная пьеса для механического пианино» по Чехову. Идея экранизации «Обломова» родилась как будто бы именно на съемках этого фильма. По другой версии, Михалков услышал по радио, как Олег Табаков читает главы из романа Гончарова. Ему очень понравилось. И он решил снимать кино, где герой - мягкий, обаятельный, праздный, ленивый, но очень духовный русский человек. Хотя «обломовщину» осуждали ещё со времен литературного критика Николая Добролюбова. Но сам герой всегда вызывал у читателей значительно большую симпатию, чем его друг - правильный и организованный Штольц. Вот это противоречие и вдохновляло Михалкова. «Нам хотелось повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность», - объяснял свой замысел Михалков.

Друзья режиссера подозревали, что под Штольцем он подразумевал своего старшего брата прагматика, рационалиста и «западника» Андрея Кончаловского. Ну а сам он, конечно же, высокодуховный, истинно русский герой.

«МИХАЛКОВСКАЯ ТРУППА»

Сценарий и роли писали под конкретных актёров. Проиллюстрировать опасную «штольцевщину» Никита Михалков доверил своему близкому другу, прекрасному актёру Юрию Богатыреву, которого считал чуть ли не своим талисманом. Он открыл Богатырева для кино, впервые снял его в небольшой роли в своей дипломной короткометражке «Спокойный день в конце войны». И после - снимал из картины в картину.

Для Богатырева роль Штольца была на сопротивление. В нём самом было больше от Обломова. А вот сыграть предающегося мечтам, либо сну и безделью Обломова, Михалков предложил Олегу Табакову. Хотя Табаков, в отличие от Юрия Богатырева, как раз в жизни был энергичным и деятельным Штольцем. Так что оба актера сыграли своих антиподов, но так талантливо и точно, что для Табакова эта роль стала, пожалуй, лучшей в его богатой фильмографии.

Кроме Юрия Богатырева, в «михалковскую труппу» входили Елена Соловей, Николай Пастухов, Евгений Стеблов, с которым режиссер дружил с юности, с 18 лет, с тех пор, как они снялись у Георгия Данелии в «Я шагаю по Москве»… Актеры понимали Никиту Михалкова с полуслова. В «Обломове» снялись и другие проверенные в совместных работах замечательные артисты: Евгения Глушенко, Олег Басилашвили, Любовь Соколова, Павел Кадочников, Николай Бурляев, Анатолий Ромашин (в картине он читает текст от автора своим обволакивающим, погружающим в сон голосом). Впервые снялись у Михалкова Андрей Попов, Авангард Леонтьев, Глеб Стриженов, юные Федя Стуков и Андрюша Разумовский.

1979 год. Никита Михалков на съемках фильма "Несколько дней из жизни Обломова". Фото Е.Корженкова /Фотохроника ТАСС/

1979 год. Никита Михалков на съемках фильма "Несколько дней из жизни Обломова". Фото Е.Корженкова /Фотохроника ТАСС/

Авангард Леонтьев сыграл Алексеева, друга Обломова, преданного ему, как собачка. Для роли он освоил севернорусский говор. Михалков показывал ему, как надо, и тот с голоса всё схватывал. Вообще Авангард Николаевич пришел в дикий восторг от того, как проходили съемки. Он привык, что в кино репетируют прямо во время съемок либо за день до них. А у Михалкова репетиции шли задолго «до». По-театральному. Обычно съемки – это «восточный базар»: много шума, суеты, всё делается с колес, на коленке… А у Михалкова атмосфера как за кулисами в хорошем театре: во время съемок разговаривать в голос всем, кроме актёра и режиссёра, запрещено. Только шепотом. Все ходят в музейных войлочных тапочках, надетых на свою обувь, чтобы не шуметь. Михалков помогал актерам войти в нужное эмоциональное состояние, настраивал их как музыкальный инструмент. Поэтому актеры так любят (хотя и не все) с ним работать. Елена Соловей ради «Обломова» (она сыграла героиню Ольгу Ильинскую) отказалась от роли Миледи в картине «Д’Артаньян и три мушкетера» Юнгвальда-Хилькевича.

В одной из сцен у её Ольги слёзы должны литься рекой… А они не лились. Тогда Никита Михалков велел привезти динамики (сцена снималась в лесу), включить фонограмму Беллини для нужного настроения. И когда в лесу зазвучала Casta diva, эта музыка действительно проняла Соловей до слез. Актер Николай Пастухов прекрасно сыграл отца Штольца. Но голос у него был неподходящий для этой роли - слишком высокий. Его озвучивал Николай Губенко.

В «Обломове» одну из последних своих ролей сыграл замечательный актер Андрей Попов. Он - Захар, слуга Обломова. По воспоминаниям Александра Адабашьяна, Андрей Алексеевич категорически отказывался брить голову, а накладная лысина смотрелась неестественно. И тогда Михалков и Адабашьян побрились налысо и явились к Попову. После этого он согласился.

ОБЛОМОВКУ НАШЛИ НА УКРАИНЕ

Первые сцены снимали в подмосковном Пущине (где снималась и «Неоконченная пьеса…») на «даче Ильинских». Потом съемки переместились на Украину, в село Басань Черниговской области: на время оно стало Обломовкой. Потом для продолжения работы надо было ждать зимнюю натуру. Чтобы не распускать группу, Михалков параллельно с «Обломовым» стал готовиться к съемкам «Пяти вечеров». Утром и днем снимали «Обломова», вечером репетировали сцены из будущего фильма по пьесе Александра Володина. Вот почему в Киев прилетели артисты Людмила Гурченко, Станислав Любшин, Валентина Теличкина, Лариса Кузнецова… Чтобы Гурченко «не простаивала» Михалков придумал для неё крошечную роль: она сыграла бабку, которая на несколько секунд появилась в кадре во время повального послеобеденного сна в Обломовке. И Олег Басилашвили согласился сняться в микроскопической роли господина, показавшего Обломову-Табакову язык. Но это, скорее всего, уже было в Питере, куда зимой переехала группа. Там в пустовавшем особняке на канале Грибоедова оборудовали квартиры Обломова и Ильинской. Художники не только подобрали мебель, посуду, статуэтки, часы «в эпохе», но и завесили углы паутиной и посыпали мебель «пылью» для достоверной картины обломовского жилища.

Режиссер Никита Михалков (в центре) и актеры Елена Соловей и Олег Табаков на съемочной площадке. Фото Е.Корженкова /Фотохроника ТАСС/

Режиссер Никита Михалков (в центре) и актеры Елена Соловей и Олег Табаков на съемочной площадке. Фото Е.Корженкова /Фотохроника ТАСС/

В то время Никита Михалков ещё не был Никитой Сергеевичем Михалковым, главным кинорежиссером страны. Поэтому ещё непуганые литературоведы посмели ополчиться на его картину до её выхода. Они обвиняли Михалкова в том, что он «покусился на стиль и манеру писателя»… Цензорам не понравилось, что в фильме звучит духовная музыка Сергея Рахманинова. Потребовали её вырезать, что Михалков категорически и принципиально отказался делать: либо с Рахманиновым, либо никак. Киностудии «Мосфильм» пришлось с ним согласиться: иначе деньги, потрачены на съемки, на ветер. Из-за этих перипетий картину сперва показывали «третьим экраном», в провинциальных городах. Первым зрителям фильм очень понравился и изумительной игрой актеров, и интонацией, нежностью, когда в финале подкатывает ком к горлу.

Газеты напечатали несколько хвалебных рецензий. И спустя время состоялась премьера в Москве. Ну а потом было триумфальное шествие по фестивалям и городам мира. Картина заслуженно получила множество международных наград. И до сих пор является одной из лучших экранизаций русской классики.

Режиссер и актеры получили не только моральное, но и материальное удовлетворение. Как свидетельствует писатель Фёдор Раззаков, гонорар Олега Табакова за роль Обломова составил 5163 рубля, примерно такой же (5175 рублей) гонорар получил и Никита Михалков. Сними «Обломова» несколькими годами раньше, на эти деньги они могли бы купить новенькие «жигули». Но в 1979 году цены на автомобили сильно выросли…

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

«Евровидение-2024»: фрики, политическое лицемерие, бойкот десятка стран (подробнее)