Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+25°
Boom metrics
Общество17 мая 2024 0:00

«Успешных людей на массовых "волшебных марафонах" практически нет»: Как псевдоэксперты из сети подсаживают россиян на бестолковые курсы

Агент Ангелина Дубровская объяснила популярность марафонов и курсов в сети
Блогер-миллионник Аяз Шабутдинов блистал в сети. Теперь он выступает только в суде. Фото: Артур НОВОСЕЛЬЦЕВ/Агентство городских новостей «Москва»

Блогер-миллионник Аяз Шабутдинов блистал в сети. Теперь он выступает только в суде. Фото: Артур НОВОСЕЛЬЦЕВ/Агентство городских новостей «Москва»

Россию просто захлестнули модные обучающие курсы в соцсетях. И учат там не высшей математике, а все больше тому, «как за 30 минут в день заработать миллионы», «похудеть за 3 дня на 20 кило», «найти у себя третий глаз», и прочим нереальным вещам.

Что за явление такое? То ли наши люди так отчаянно тянутся ко всему «волшебному», то ли на этой тяге кинулись яростно зарабатывать все подряд?

«Комсомолка» разобралась, как функционирует и на чем держится этот инфобизнес, а если простыми словами - заработок на продаже знаний и умений с помощью вебинаров, тренингов, конференций, мастер-классов, марафонов… Идея, конечно же, неплохая. Вопрос в том, КТО передает эти знания и КАК.

БАБКИ-ТРАВНИЦЫ И КРАСНЫЕ ТРУСЫ ПО ЧЕТВЕРГАМ

Сейчас я просто процитирую всего несколько онлайн-курсов из миллиона подобных в интернете: «Как найти своего идеального мужчину». Всего 6900 рублей. «Как жить с СДВГ». Кто не в курсе, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, то за 4990 рублей вам помогут найти у себя симптомы этого диагноза и расскажут даже не только про то, как с ним жить, но и как (внимание!) превратить его в свою суперсилу. Хотя, на секундочку, это серьезное невротическое поведенческое расстройство, медицинский диагноз. Но курс продает не врач-психиатр, а просто психолог, как сама уверяет, страдающая этим самым СДВГ.

Впрочем, кто ищет в соцсетях врачей и спасения от всех болезней, тоже найдет их без проблем. Да что там врачи, есть «баба Яга и траволекарь» (это цитата из профиля) Елена Корнилова. Барышня не просто дает советы, она рекомендует лекарства, витамины, расшифровывает анализы, учит, как готовиться к беременности и победить анемию. И активно продает свои знания, само собой. Наряду с вебинаром «Как лекарственные растения помогают сохранить здоровье» за 2000 рублей есть, простите, и «Нейрофакинг» за 6500 («Это часть про то, как дрючить свой мозг мыслегонялкой эффективно, доводя себя до ментального оргазма», - гласит аннотация). У травницы 230 тысяч подписчиков, все довольны. Пару лет назад Корниловой даже заинтересовались ученые РАН. Тогда выяснилось, что дипломы биохимика Мюнхенского и Сингапурского университетов у нее фальшивые, а советы могут быть вредными. Но соцсеть девушки до сих пор жива, а вебинары все еще в продаже.

Кроме ведьм псевдомедицинских, есть просто ведьмы. Они же «богини», «проводники Бога» и просто «проводники в пространство 5D». Рассказывают на своих марафонах (обычно они называются «Проявленность», «Женская сила» и т. д.), что четверг - день нижних чакр и надо обязательно пить кофе с корицей, носить красные трусы, а среда - верхних и обязательна прогулка на свежем воздухе. Эти «проводники» обещают помочь раскрыть свои сверхспособности и даже впустят в свое энергополе. Одна такая всего за 300 тысяч рублей готова это сделать любому желающему, причем связь с ней даже не придется держать ни телефонными линиями, ни эсэмэсками. «Как только деньги поступают на счет, я включаю вас в свое поле, сама буду узнавать, когда у вас проблемы, и посылать их решение по энергетическим каналам», - обещает она. Очень удобно, согласитесь. Кашпировскому не снилось.

Есть и безобидные марафоны. «Как выбрать шампунь», «Путь в космос» (раскрытия себя истинного), «Умное питание» (нутрициолог), «Школа психосоматики», «Помогаю увидеть бытийное за бытовым», «Школа нумерологии», «Марафон по постановке целей», «Как составить карту желаний», «Сексуальный голос», «Невербальные коммуникации, как выглядеть и двигаться дорого», «Речевые манипуляции», «Как научиться ходить здоровой походкой». Да! Возьмете курс за 5 тысяч рублей и узнаете, что до этого ходили и мыли голову вообще неправильно.

И это, конечно, далеко не все. Про бизнес и заработки курсов столько, что всей газеты не хватит перечислять: научат за ваши деньги, как зарабатывать хоть на крипте, хоть на перепродаже навара из яиц. Также бессчетное число курсов о том, как создавать курсы, а еще снимать рилсы (завлекательные видео), накручивать подписчиков и прочее-прочее… Я все жду, когда же появится умник, который запустит обучающий марафон «Как правильно заваривать чайные пакетики». Кажется, абсурд достиг такого масштаба, что и это продастся.

Какие только "курсы" не встречаются на просторах сети

Какие только "курсы" не встречаются на просторах сети

«300 000 РУБЛЕЙ - И ТЫ АВТОР СВОИХ КУРСОВ»

- Скажи, Рома, если я вот решу запустить свой курс - «Как правильно заваривать чайные пакетики», он пойдет? - спрашиваю я у Романа Масленникова, PR-специалиста, погруженного сейчас в инфобизнес. Он успешно запустил несколько обучающих марафонов по хайп-пиару (это необычные новости, например, когда звезда интернета, чтобы прославиться, идет в голом виде мыть полы в ресторан фастфуда).

Роман Масленников практикует шок-пиар. Фото: Личная страница Романа Масленникова в социальной сети

Роман Масленников практикует шок-пиар. Фото: Личная страница Романа Масленникова в социальной сети

- Ну такое вряд ли, - смеется он. - В интернете сейчас больше всего спрос на психологию и красоту (все эти похудения, преображения), ну и все про деньги (новые профессии, навыки). Вот это в топе. Хотя на самом деле если очень постараться и вложить немного денег, то ты и свои чайные пакетики продашь, но одноразово. Вряд ли включится сарафанное радио и тебя будут советовать друзьям.

- А сколько надо потратить времени и денег, чтобы с нуля собрать людей на свой курс?

- 300 тысяч рублей хватит, чтобы собрать 10 - 15 тысяч человек на свой курс. Считай, один подписчик стоит примерно 300 рублей. Как показывает практика, из 10 подписчиков один купит марафон, то есть тебе надо минимум тысячу подписчиков. Так что первый запуск может сделать любой человек, не обладающий никакими знаниями. Но на второй запуск к такому «эксперту» уже вряд ли кто-то придет. Так что тупым в инфобизнесе быть неприбыльно.

- Прямо такая вот четкая математика?!

- Да, математика есть. Поэтому, обрати внимание, чем меньше у эксперта подписчиков, тем дороже он свои марафоны продает. А чем больше аудитория, тем дешевле продукты толкает. Это стратегия и аксиома.

«РУССКИЕ В ИНФОБИЗНЕСЕ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ»

- Все эти марафоны - они же по одной какой-то методичке запускаются?

- Совершенно верно, - продолжает Масленников. - Есть такая книга - «Запуск!» американца Джеффа Уокера. Он гуру маркетинга. Но в России описанные им технологии продвинулись куда дальше! Думаю, Уокеру теперь уже даже есть чему поучиться у наших. Например, успешному применению так называемого магического мышления (одна из форм самовнушения), непрямым транзакциям (А что-то говорит Б, но предназначены его слова для непрямого воздействия на В) или тому, что такое «полевой маркетинг» (вовлечение людей в распространение информации), отработке возражений (процесс убеждения с помощью аргументов и психологических приемов, которые помогают убедить клиента в том, что именно ваш товар ему нужен). Наши русские в инфобизнесе впереди планеты всей!

- На твоих обучающих курсах недовольные были?

- Были, конечно!

- И как ты поступал?

- Просто деньги возвращал, и всё.

ВОЛШЕБСТВО ЛУЧШЕ ПРОДАЕТСЯ

Ангелина Дубровская - миниатюрная девушка - агент блогеров- миллионников, маркетолог, бизнесвумен и коллекционер инстадичи. Она разоблачила уже не одного псевдоэксперта из сети. У Ангелины, конечно, тоже есть и свой курс по маркетингу.

Ангелина Дубровская сделала себе имя на разоблачении инстадичи. Фото: Личная страница Ангелины Дубровской в социальной сети

Ангелина Дубровская сделала себе имя на разоблачении инстадичи. Фото: Личная страница Ангелины Дубровской в социальной сети

- К сожалению, в сети 95% бестолковых марафонов и курсов. И за всеми этими «запусти шарик в космос» не видно ХОРОШИХ, толковых обучающих программ. Ведь чтобы сделать качественный курс, не лекцию, надо потратить год, не меньше. Это титанический труд, аналитика, эксперты уровня профессоров вуза, тесты, методисты, с которыми нужно все согласовать. А многие популярные блогеры даже не знают толком, что за продукт они продают. Они просто лицо, и всё. Большинство программ этих марафонов пишется уже постфактум, когда понятно, набирается народ или нет. С предпродаж.

- А почему тогда у этих странных «марафонов желаний» такой успех? Вы, маркетолог, понимаете причину?

- Волшебство всегда продается. А на хорошие прикладные курсы (как сделать сайт, как вышивать крестиком, как стать копирайтером) спрос куда меньше, чем на всякую яркую ерунду. Что касается «волшебства», то у нас любят давить на эту вот историю «до» и «после». Типа: пройдете мое обучение, и ждут вас сокровища, деньги, жених и остров в придачу. Ради мечты не жалко 3 тысяч рублей, если мечта стоит ярд. Механика у той же Блиновской (звезды «марафонов желаний», арестованной за неуплату около 100 млн рублей налогов. - Ред.) очень простая, она просила всех загадывать как можно больше всяких разных мечт. Понятно, что хоть что-то из этого исполнится, хоть кто-то из участниц марафона встретит того самого, купит машину, поедет на курорт. Получается, не обманула?

Тут еще такой фактор, что успешных людей на массовых «волшебных марафонах» практически нет. Туда идут люди с проблемами, и завлекают их по принципу секты. Я специально проводила эксперимент: завела страничку в соцсети якобы доктора-иностранца, который рассказывает, как похудеть на 20 кг. Взяла фото иностранных врачей из поисковика и тексты, закинула рекламу в пару пабликов, и всё! Уже через час подписчики стали запрашивать индивидуальные консультации и спрашивать, куда платить. А еще я проводила эксперимент «астролог»: выложила ролик, что хорошо разбираюсь в людях по их фото, а сама составила универсальный текст, который подходит всем без исключения, и предлагала свои консультации. Люди аж плакали: «Откуда вы все про меня знаете?!»

- Много зарабатывают на этих марафонах блогеры?

- По-разному. Кто умеет продавать и знает маркетинговые крючки, плюс аудитория с податливой психикой, 500 миллионов рублей можно получить за один запуск (продажа онлайн-курса в интернете). Есть блогеры, у которых не много подписчиков, например 100 тысяч, и они умудряются сделать миллиард за год продаж. Играют на эмоциях, желаниях, проблемах. Есть термин «эмоциональное мышление», вот оно и срабатывает. Те, кто много продает, просто хорошие маркетологи и знают, на что давить.

ПЛЕТЕНИЕ БИСЕРОМ. ДОРОГО

- Ангелина, как отличить хорошее обучение от плохого?

- Очень просто, - говорит Дубровская. - Во-первых, смотрите, КТО продает. Это должен быть признанный эксперт, квалификацию которого можно легко проверить. Не стесняйтесь спрашивать дипломы, успешные кейсы, смотреть, смог ли он сам извлечь результат из своих теорий. Человек должен быть успешным в деле, про которое рассказывает. Это первое и основное.

Не поленитесь почитать отзывы о курсе в независимых пабликах, а не только на страничке автора. А если на странице автора, то он не должен скрывать тех, кто отзыв разместил.

И вас должно очень насторожить, если блогер продает то одно, то другое. Это сразу говорит, что его обучения - ерунда и он просто деньги зарабатывает.

Должна быть информация о месте работы коуча - скрины трудовой и должность, даже должностные обязанности, потому что в «Яндексе» можно работать секретарем 3 месяца, а потом всем врать, что был коммерческим директором.

Как отличить толкового коуча от липового

Как отличить толкового коуча от липового

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН.

- А лицензия о чем-то говорит? Многие хвастаются, что она у их программ есть. Даже вон парень, который продает курсы по медитации, такую предъявляет. Неужели у нас в стране выдают лицензию на обучение медитации?

- Нет. Чаще всего лицензия получена на какое-нибудь плетение бисером, а не на то, что продают. Чтобы получить лицензию, нужно предоставить квалифицированных преподавателей, программу обучения онлайн- и офлайн-формата (!), четкое расписание занятий и еще кучу всего. Что-то таких серьезных программ я почти не вижу у этих бесконечных интернет-коучей. А вы?

И мы не видим. И пока все эти марафонщики оттачивают законы маркетинга, наши российские законы за ними не поспевают. Сегодня, даже если продается откровенная чушь от некомпетентного человека, никакого нарушения в этом нет.

Например, в Госдуме не первый год идут разговоры, что надо ввести обязательную сертификацию для онлайн-допобразования, а онлайн-коучей занести в реестр. Такой законопроект был внесен замом главы Комитета по образованию и науке Госдумы Борисом Чернышовым еще весной 2023-го. И?

Аяза обвинили в мошенничестве при продаже курсов. Фото: Личная страница Аяза Шабутдинова в социальной сети

Аяза обвинили в мошенничестве при продаже курсов. Фото: Личная страница Аяза Шабутдинова в социальной сети

- Законопроект отклонили буквально только что, в апреле 2024-го, - рассказал «КП» автор документа. - В связи с недостаточностью статистики случаев злоупотребления доверием граждан интернет-коучами. Знаково, что именно в этот день небезызвестного блогера Аяза Шабутдинова официально обвинили в 73 эпизодах мошенничества. И таких случав много. Все помнят о Блиновской, Чекалиных и других «продавцах счастья» и их доходах, заработанных именно на доверии людей.

- И что, все? Законопроект отправлен в утиль?

- Нет. Учтем замечания, внесем изменения и продолжим борьбу. Тем более что для создания реестра онлайн-коучей дополнительного бюджета от государства не требуется.