Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+24°
Boom metrics
Общество17 мая 2024 15:53

Абитуриент-2024: Что предлагают нынешним выпускникам школ ведущие вузы страны

В редакции «Комсомольской правды» прошел тематический круглый стол дискуссионного клуба Ecumene при поддержке Ассоциации «Глобальные университеты»

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Для кого-то лето – беззаботные каникулы, а для кого-то – горячая пора. Ну вы догадались, речь сегодня пойдет о выпускниках школ, стоящих на пороге выбора своего будущего.

- Приемная кампания в университеты страны стартует буквально через месяц, 20 июня, - начал заседание Ecumene Club «Абитуриент-2024: лучшее для лучших» программный директор клуба Сергей Рыбаков. - Какие новые интересные предложения готовят абитуриентам вузы, стал ли привлекательным прием на целевое обучение, и как вчерашнему школьнику не ошибиться с выбором будущей профессии, а ректорам вузов выполнить контрольные цифры приема и набрать наиболее способных и подготовленных студентов – об этом в нашей студии сегодня пойдет речь с ректорами ведущих российских университетов.

Сергей Рыбаков

Сергей Рыбаков

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

С приветственным словом выступила и вице-президент НИУ ВШЭ исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

- Примерно с 2006 года государство активно включается в деятельность университетов, оказывает финансовую поддержку системы высшей школы, - отметила эксперт. - Сегодня мы имеем, наверное, самый широкий спектр программ поддержки университетов за последние 20 лет. Сейчас активно действует программа «Приоритет 2030», очень известная программа, о перспективах которой совсем недавно говорил премьер-министр. Эта программа также упоминается в новых указах президента. Программа «Приоритет 2030» будет развиваться, в эту программу будет включаться все больше университетов. Сегодня собрались ректоры ведущих университетов нашей страны, и они очень разные. Когда мы вкладываем в слово «ведущие» разные смыслы, это еще раз говорит о том, что абитуриентам и их родителям предлагают огромный спектр выбора. О возможностях такого выбора, о тех новациях, которые предложат университеты уже в этом году, мы сегодня и поговорим.

НЕ ВСЕ ДЕТИ ПОНИМАЮТ СВОЕГО СЧАСТЬЯ

- Мне особенно приятно приветствовать представителей высшей школы в стенах нашей редакции, - поприветствовал участников мероприятия шеф-редактор «Комсомольской правды» Евгений Сазонов. - Я как доцент Российского государственного гуманитарного университета понимаю возможности и проблемы, которые есть в высшей школе. Сейчас стало невероятно интересно не только учиться, но и учить. Был период, когда педагоги жаловались, что абитуриенты не дотягивают по знаниям. Сейчас на собственном опыте наблюдаю огромное количество интересных детей - умных, образованных, смелых. Они задают такие вопросы, что приходится порой искать на них ответы. Я по-хорошему завидую нынешним студентам в плане доступности информации. В свое время мы тратили день-два на поиск нужной информации в библиотеке, сейчас очень многое можно найти по одному клику в интернете. К сожалению, не все дети понимают своего счастья. Завершая речь, скажу: есть такая мечта, чтобы как можно реже звучала фраза, когда первокурсник приступает к учебе – «забудьте все, чему вас учили в школе», а когда выпускник вуза приходит работать на предприятие – «забудьте все, чему вас учили в университете». Важно, чтобы была преемственность и каждая образовательная ступенька прибавляла бы новые знания.

Евгений Сазонов

Евгений Сазонов

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

ИНЖЕНЕРЫ СО ЗНАНИЕМ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Таких специалистов будут готовить в Донбасском государственном техническом университете.

- Родилась идея выпускать инженера со знанием китайского языка. В этом году мы уже делаем такой набор, - рассказал ректор ДонГТУ Дмитрий Вишневский. - Набираем порядка 20-25 студентов, которые будут обучаться на разных инженерных направлениях, а китайский язык будет изучаться с первого по выпускной курс. В итоге выйдет специалист, качественный инженер, с компетенцией владения китайским языком.

По словам Дмитрия Вишневского, структура вуза была перестроена за последние годы, создан базовый факультет, где студенты, вне зависимости от выбранного направления, учатся первые полтора года по одной образовательной программе. Не важно, экономист это или машиностроитель. После этого студенты уже понимают, что им интересно, взвешивают и могут поменять направление подготовки.

Дмитрий Вишневский

Дмитрий Вишневский

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

ГИБКИЕ ТРАЕКТОРИИ

Ректор УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, председатель Совета ректоров вузов Свердловской области Виктор Кокшаров рассказал об очень важной составляющей современного высшего образования - работе с предприятиями-партнерами для подготовки специалистов с востребованными навыками.

- Знаковый пример взаимодействия с индустриальным партнером — партнерство с Уральским заводом гражданской авиации, - привел пример Виктор Кокшаров. - Завод заинтересован в том, чтобы с различных направлений подготовки запускать для студентов траектории с теми навыками, которые необходимы для будущей работы. Соответственно, к моменту выпуска они имеют у себя большее число выпускников, которые отвечают требованиям предприятия. Также к нам с аналогичным запросом зашли такие предприятия, как КБ «Новатор», «Завод имени Калинина», «Сибирский химический комбинат». Мы же помогаем партнерам решить свои задачи через наши возможности давать студентам дополнительные квалификации. Такое профессиональное становление мы сейчас обеспечиваем благодаря возможностям гибких траекторий. Мы делимся этим опытом с другими университетами, организуя для их представителей специальные стажировки.

Виктор Кокшаров

Виктор Кокшаров

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

БЕЗ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НЕ ОБОЙТИСЬ

- У нас, с одной стороны, древняя земля, древняя история, с другой стороны, очень интенсивно развивающийся регион, - рассказал ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий. - Все, кто приезжает в Майкоп, отмечают, что город - очень уютный и современный. И эта древняя земля, в которой много дольменов, в последнее время превращается в территорию искусственного интеллекта. Мы стараемся запускать самые современные и востребованные образовательные программы. По некоторым из них мы первые в стране, например, совместно с МФТИ создана программа «Искусственный интеллект в математическом и IT-образовании». Это наш совместный проект с Московским физико-техническим институтом, поддерживаемый компанией «Яндекс» и университетом «Сириус».

Дауд Мамий

Дауд Мамий

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

По словам ректора, идея программы – готовить ребят, которые могли бы, владея психолого-педагогическими компетенциями, внедрять технологии искусственного интеллекта в образовательную сферу, создавая цифровые образовательные продукты. Это не искусственная задача, она была поставлена индустриальными партнерами.

ПЕРВЫЙ В АРКТИКЕ

О том, как готовят кадры для Арктического региона, рассказал и.о. ректора Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Павел Марьяндышев.

- Наш университет постоянно развивается - появляются новые локации, лаборатории, центры, - перечислил Павел Марьяндышев. - В этом году, например, мы продолжили обновление первого в Арктике инновационного IT-парка «Цифровая Арктика», площадки для развития «цифровых технологий», робототехники, создания новых программных продуктов и обучению студентов «цифровым умениям». Здесь появился Центр космического мониторинга, лаборатории информационной безопасности, мастерские для студентов и даже полигон для испытания наземных и летающих аппаратов.

Павел Марьяндышев

Павел Марьяндышев

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Руководство вуза понимает, что студенты должны быть обеспечены современными, комфортными, безопасными условиями проживания и проведения досуга - это основа работы университетского кампуса. Современные и удобные общежития, комнаты для самоподготовки и отдыха, библиотека, кафе, повсеместный доступ к сети «Интернет», спортзалы и спортивные площадки,- все это про студенческий городок университета сегодня.

- Но и в этой сфере мы идем вперед: Архангельская область вошла в число регионов-победителей, где появятся межвузовские кампусы мирового уровня, - подчеркивает спикер. - Кампус «Арктическая звезда», идеологом которого является САФУ, станет местом сосредоточения образовательных и научных технологий, сотрудничества ученых и бизнеса, уникальным инфраструктурным проектом, который изменит облик столицы Поморья.

ОТ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ ДО КВАНТОВОЙ ИНЖЕНЕРИИ

В Университете МИСИС стремятся проектировать и реализовывать образовательные программы совместно с академическими и бизнес-партнерами.

- В части создания передовых технологий и подготовки кадров для «зеленой» экономики наш вуз сотрудничает с ППК РЭО, - рассказал и.о. проректора по образованию Университета МИСИС Андрей Воронин. - Разработанная совместно с Яндекс программа «Веб-разработчик» позволяет освоить расширенный стек технологий для создания сайтов и сервисов. Со Сбером на сегодняшний день запущены онлайн-магистратуры «Науки о данных» и «Разработка и запуск EdTech-продуктов». Последняя реализована в рамках пилотного проекта по трансформации системы высшего образования, участником которого НИТУ МИСИС является наряду с пятью другими ведущими вузами страны.

Андрей Воронин

Андрей Воронин

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

По словам спикера, в ответ на вызов квантовой революции в этом году в вузе стартует магистратура, совместная со Сбером: «Индустриальные квантовые технологии», где будет вестись подготовка уникальных специалистов в области квантовой инженерии и квантовых вычислений. Ее выпускники смогут успешно применять и развивать информационные и коммуникационные технологии в интересах индустрии.

Отдельного внимания заслуживает проект, запущенный в Университете МИСИС этой весной — авторский цикл лекций председателя Совета директоров УК «Металлоинвест» Назима Тофиковича Эфендиева.

- У наших студентов появилась возможность узнать о стратегических основах управления металлургическими и горнодобывающими холдингами, реализованных производственных практиках от лидера отрасли, - пояснил Андрей Воронин.

НЕ ТОЛЬКО БЮДЖЕТНИКИ

Как набрать студентов не только на бюджетные, но и внебюджетные места, рассказал ректор СПбГУПТД, вице-президент РСР, председатель Союза ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области Алексей Демидов. Вопрос формирования контингента в российских университетах крайне актуален. 15% российских вузов, эта цифра прозвучала 29 августа прошлого года, не выполнили госзаказ и не набрали на государственные места, что уж говорить о внебюджетных.

- Довузовская система – это то, что, на мой взгляд, дает конкретный результат для формирования контингента каждый год, - отметил Алексей Демидов. - Обращу внимание, что Университет промышленных технологий и дизайна – это один из трех самых крупных по количеству студентов вузов Петербурга. У нас 23 700 студентов, из которых 3,5 тысячи учатся по программам среднего профессионального образования, около 20 тысяч – высшего. В прошлом году из зачисленных на бюджетные места, а бюджетных мест у нас свыше 2000, 22% - победители и призеры всероссийских олимпиад. В прошлом и позапрошлом году на бюджетные места зачислено 2100 абитуриентов, при этом на внебюджетные места зачислено 5200, речь идет в основном про очное обучение.

Алексей Демидов

Алексей Демидов

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

По словам спикера, именно такое соотношение между внебюджетными зачисленными и бюджетными, обусловлено, в первую очередь, работой довузовской системы. В довузовских школах нашего университета в прошлом году училось 1800 абитуриентов. Из 2100 бюджетных мест 1100 – это бакалавриат и специалитет. То есть учащихся довузовской системы, по отношению к бюджетным местам на бакалавриате и специалитете, в полтора раза больше.

- Естественно, не все в итоге идут к нам. Но многие, кто не поступает на бюджетные места, поступает на внебюджет, - продолжил Алексей Демидов. - Это и есть сила довузовской системы, которая во многих вузах свелась за последние десятилетия в лучшем случае к подготовительным курсам. Мне кажется, что реальная профориентационная работа и довузовская система плюс участие в олимпиадах – это и есть основа спокойствия вуза за формирование контингента.

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ФОКУСА

О комплексной работе с абитуриентами рассказала ректор Южного федерального университета Инна Шевченко.

- Первый фокус - наличие широкого спектра профессиональных программ. Мы работаем над тем, чтобы в рамках основных образовательных программ студенты смогли получить несколько квалификаций, тем самым ускорив свою встроенность в рынок труда, - подчеркнула Инна Шевченко. - Большое количество наших студентов трудоустраиваются с третьего курса, особенно в IT, в ключевых и востребованных направлениях, таких как экономика, социология, культурология, педагогика. Мы вводим разные формы образовательных технологий: от цифровой кафедры и проектного обучения до неформального образования как возможности получения профессиональных компетенций. Второй фокус — это надпрофессиональные компетенции: мышление, работа со сложными системами, коммуникация, цифровые компетенции. Мы осуществляем подготовку по всему спектру специальностей. В этом году у нас открывается программа по медицинской биологии, фундаментальной биологии, медицинской химии, фармакологии. Мы развиваем программы искусственного интеллекта в направлении гибридных функций, взаимодействия человека и машины.

Инна Шевченко

Инна Шевченко

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

И третий, по словам спикера, это среда и возможности. В университете - один из самых современных кампусов, на территории которого проживают около 10000 студентов в Таганроге и Ростове. Есть большое количество стажировок и обучения студентов непосредственно в исследовательских программах, проектах партнеров вуза. Сегодня идет работа и с Курчатовским институтом, и с ведущими институтами Академии наук, где на самой современной российской инфраструктуре студенты реализовывают свои амбиции.

ГЕОЛОГИЮ В ШКОЛЕ НЕ ПРЕПОДАЮТ

Как «школьный факультет» помогает решать вопросы профориентации и набора, рассказал ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов.

- Наш университет – многонациональный, у нас порядка 15% студентов – иностранцы из более чем 50 стран мира, - сказал Юрий Панов. - И советская, и российская геологическая школа считаются одними из самых лучших в мире. Во многих странах руководителями геологических ведомств, крупнейших компаний являются наши выпускники. А те, кто закончил наш экономический факультет, являются богатейшими в ряде стран мира. Мы говорим о технологическом суверенитете, но забываем, что технологический суверенитет начинается с сырьевого суверенитета, потому что нельзя развивать и электронику, ни атомную промышленность, если мы не имеем запаса суверенного сырья. Специалистов, которые формируют такой суверенитет, и готовит наш университет, все эти 105 лет, не меняя своего основного направления деятельности.

Юрий Панов

Юрий Панов

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Как отметил спикер, геологию в школе не преподают, дети о ней не знают, поэтому вуз ведет очень активную работу по профориентации. Создана уникальная система непрерывного геологического образования. На базе университета действует, так называемый, школьный факультет, который был создан в 1947 году, и продолжает работать сейчас. Это уникальная форма, когда студенты учат школьников, ходят с ними в походы, занимаются практическими занятиями, теоретическими. Большая часть выпускников школьного факультета, поступают в наш университет.

- Совершенствуя и развивая эту систему непрерывного геологического образования, в прошлом году в Москве мы создали университетский колледж, который получил имя выдающегося государственного деятеля, бывшего министра геологии СССР, нашего выпускника Евгения Александровича Козловского, - завершил свое выступление Юрий Панов.

КОНКУРСЫ В ПОМОЩЬ

Вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина рассказала о том, как с помощью конкурсов университет помогает раскрывать таланты студентов и трудоустраивать их в вузе.

- Высшая школа экономики в 2010 году провела опрос студентов, который выявил, что внутри университета трудоустроено только 5 % студентов. Мы тогда решили, что студентов, которые могут быть трудоустроены в университете, должно быть больше, - сказала Ирина Карелина. - На тот момент у нас было всего 12 тысяч студентов, 5% уже было трудоустроено в университете, а сейчас у нас 50 тысяч студентов и практически 80% из них имеют возможность работать внутри университета. У нас огромное количество программ для студентов, начиная с программы «Учебный ассистент», куда студенты могут зайти по конкурсу и помогать преподавателю, и «научный ассистент», «стажер-исследователь» для работы в исследовательских проектах, и «цифровой ассистент».

Ирина Карелина

Ирина Карелина

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Вообще, Высшая школа экономики – это университет, который создает индивидуальные возможности студентам, преподавателям, будущим абитуриентам, проводя огромное количество разных конкурсов, где каждый человек может найти себя. Эти конкурсы — это не просто выбор лучшего из лучших, это выбор тех, кто способен предложить интересные решения.