Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Экономика17 мая 2024 16:40

В России предложили ограничить ввоз китайских машин

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов считает, что «без этого никак»
Пока экспансия китайских производителей, наоборот, привела к долгожданному снижению цен

Пока экспансия китайских производителей, наоборот, привела к долгожданному снижению цен

Фото: EAST NEWS.

На наших дорогах становится все больше китайских автомобилей. Россияне изучают новые названия. Порой — трудно произносимые. Ассортимент брендов из Поднебесной постоянно увеличивается. По данным Автостата, в десятке самых продаваемых автомобилей — девять с китайскими корнями.

Чуть ли не единственным продавцом бюджетных моделей в стране остается «АвтоВАЗ». Он забрал себе почти треть рынка (подробнее — см. графику).

Топ-5 самых продаваемых марок в России

LADA - 42 тыс.

Haval - 14,5 тыс.

Chery - 12,8 тыс.

Geely - 11,5 тыс.

Changan - 8,4 тыс.

Всего - 137 тыс.

По данным Автостата за апрель 2024 года.

Примечательно, что изменения коснулись лишь второй пятерки. Там появился (внимание) белорусский бренд — BelGee. Россияне купили в апреле целых три тысячи таких машин. Но удивляться тут не стоит. Это совместное производство китайской Geely и БелАЗа. От знаменитого грузовика там нет практически ничего, а вот от бюджетных китайских моделей - практически все.

На этом фоне все чаще стали звучать призывы ограничить ввоз китайских машин. Мол, это ставит нас в большую зависимость от поставок из Поднебесной. А страдают из-за этого отечественные производители. В частности, КамАЗ и АвтоВАЗ.

- Здесь все равно ограничения какие-то нужно делать со стороны правительства. Без этого никак, — заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в интервью РБК.

Правда, пока экспансия китайских производителей, наоборот, привела к долгожданному снижению цен. В декабре прошлого года, по данным того же «Автостата», запасы китайских машин на складах составляли примерно 175 тысяч машин. И с начала года объемы если и уменьшились, то не сильно.

Дилеры все еще дают неплохие скидки. Где-то можно сэкономить 200 — 300 тысяч рублей, а с люксовых моделей сбрасывают до двух с половиной миллионов. Особенно на машины прошлого года выпуска.

Плюс нарастает конкуренция между китайскими брендами. По данным сервиса «Авито Авто», предложение по новым китайским автомобилям, по сравнению с прошлым годом, выросло на 266%, то есть в три с половиной раза. В среднем новый китайский автомобиль сейчас стоит 3 млн 60 тысяч рублей. За год он подорожал на 9,3%.

То есть, это лишь немного выше общей инфляции. И основной рост пришелся на прошлый год. Сейчас эксперты фиксируют стабилизацию цен. Расти им особо некуда. Ведь на дилеров давит еще и сезонное снижение спроса. В таких условиях повышать цены никто не будет. Наоборот, дают и скидки, и льготные условия по автокредитам. На многие машины можно оформить беспроцентную рассрочку на короткий срок либо купить автомобиль в кредит от 5% годовых.

Хотя... кому-то законы рынке не писаны. С 13 мая «АвтоВАЗ» поднял цены на все модели. В среднем прибавили по 50 — 60 тысяч рублей. Объясняют это ростом издержек. Ну или просто пользуются своим чуть ли не монопольным положением в сегменте бюджетных машин.

- Я устал надеяться и ждать от «АвтоВАЗа» современных автомобилей за нормальные деньги. Единственное, что нам предлагают, — это Гранта и Веста. Альтернативы китайцам у нас просто нет. При этом глава концерна «Автоваз» почему-то ездит на Мерседесе, — заявил в эфире радио «КП» Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.

По его словам, защищать от китайской экспансии нам особо некого, а любые ограничения по ввозу новых автомобилей приведут лишь к росту цен. Мы это уже проходили в последние пару лет. Рост стоимости новых машин приводит к подорожанию подержанных. Плюс это тянет за собой рост тарифов на такси, каршеринг, общественный транспорт. Дороже обходится страховка. И все это в совокупности влияет на инфляцию. Поэтому эксперт считает, что сейчас вводить какие-либо ограничения на ввоз китайских автомобилей было бы неразумно. Тем более на фоне визита в Китай президента России Владимира Путина, который пообещал льготы китайским компаниям, которые будут приходить на российский внутренний рынок.

Кстати, в подтверждение тезиса о росте конкуренции китайских авто - на фоне таких шоколадных условий по покупке новых машин, стали наконец снижаться и запросы продавцов на вторичном рынке. В апреле, по данным портала «Авто.ру», средняя цена подержанного автомобиля упала на 2% - до 2 млн 70 тысяч рублей. Поэтому есть шанс, что безумный рост цен на машины наконец приостановился. И, возможно, даже пойдет вспять.