Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество25 мая 2024 15:50

Российская Арктика – путь в будущее: На выставке «Россия» на ВДНХ представили мастер-планы северных опорных городов

На тематической пленарной сессии рассказали, как изменятся арктические агломерации в ближайшие годы
Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

- Арктика — это целый мир, - начал свое выступление министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. - Насыщенная история ее развития насчитывает много столетий, и на протяжении всей этой истории русский народ всегда был в Арктике первым. Сегодня российская Арктика — это и кухня мировой погоды, и самый короткий морской путь из Европы в Азию, и самый короткий воздушный путь из Америки в Евразию, и кладовая природных ресурсов мирового масштаба. Однако Арктика — это прежде всего люди: созидатели, которые в сложных условиях реализуют уникальные технологические инвестиционные проекты.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

План развития Северного морского пути призван обеспечить вывоз экспорта на мировые рынки всех тех товаров, которые создают наши крупнейшие предприятия. По словам Алексея Чекункова, в начале 2030-х годов грузооборот должен достичь 200 млн тонн.

- Это примерно 150 млрд долларов в год, - посчитал министр. - Каждое десятилетие Арктика будет создавать новые проекты. Мы посчитали до 2035 года стоимость экспорта товаров, которые уже заложены в план развития СМП, 111 трлн рублей, это 20 трлн рублей налоговых поступлений.

В Арктике создана самая большая в мире льготная экономическая зона – АЗРФ. В ней реализуется 841 проект. Общий объем инвестиций приближается к 2 трлн рублей, из них четверть уже вложены, более 15 тысяч рабочих мест созданы.

ПУТЬ К ЛИДЕРСТВУ

Дабы все они были успешно реализованы, для населённых пунктов Арктической зоны, ставших опорными, по поручению Президента РФ Владимира Путина создаются новые мастер-планы развития опорных городов. Завершить разработку стратегической документации планируется к 1 июля.

- Мы должны быть мировым лидером в технологиях жизни и работы на Севере, - подчеркнул Алексей Чекунков. - Есть поручения Президента, но для нас это ещё и священная миссия, наша публичная декларация и жителям Арктики, и всем россиянам, и жителям всего мира о том, что мы — великая северная держава и что на Севере жить хорошо.

Коренные народы Арктики принимают непосредственно участие в выполнении той самой «священной миссии». Так член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Григорий Ледков отметил особую значимость включения коренных и малочисленных народов Арктики в происходящие процессы.

- Для нас очень почётно, что коренные и малочисленные народы также включены во все эти процессы, и мы вносим свой вклад очень активно, - сказал он. - Вместе мы можем сделать много хорошего для процветания каждого маленького уголка, островка, побережья нашей прекрасной, великой и древней Арктики, и как раз такие встречи и форумы обеспечивают такое взаимодействие.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Губернатор Александр Цыбульский рассказал о планах комплексного развития Архангельской агломерации, включающей в себя Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и прилегающие территории Приморского округа.

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

В феврале 2024 года стартовала разработка мастер-плана, которую необходимо завершить до 1 июля, а до октября – сформировать план его реализации, который будет включать конкретные мероприятия и источники их финансирования.

Для реализации поставленных целей в рамках создаваемого мастер-плана будет вестись скоординированная работа по 10 направлениям, пять из которых отвечают за экономический рост агломерации, а еще пять – за развитие городской инфраструктуры и среды.

На сегодняшний день региональным правительством сформирован пул инвестиционных и инфраструктурных проектов до 2035 года, которые имеют подтвержденный рыночный интерес и могут быть реализованы за счет внебюджетных средств заинтересованных инвесторов, а также в рамках государственно-частного партнерства или с применением заемных бюджетных механизмов.

Говоря о ключевых проектах, глава региона остановился на развитии действующей портовой инфраструктуры агломерации, которая имеет потенциал для значительного увеличения грузооборота.

– Я считаю, что те объемы перевозки грузов по Северному морскому пути, которых Президент поручил достичь, являются минимальной планкой. Поэтому развитие портовой инфраструктуры северных морей для нас должно стать приоритетом номер один, и Архангельская область в силу своих исторических и географических особенностей стремится играть важную роль в этом процессе, – подчеркнул Александр Цыбульский. – Сегодня при реализации проектов по развитию Архангельского транспортного узла и строительству нового глубоководного района порта Архангельск мы видим для себя возможность увеличения грузооборота до 30–35 миллионов тонн в год.

Вместе с тем в рамках мастер-плана предполагается настройка цепочек среднего специального и высшего образования для удовлетворения кадрового спроса, а также развитие экспорта образовательных услуг – подготовки кадров для всей Арктической зоны РФ.

Не менее важным направлением работы станет развитие судоремонтной отрасли. Для достижения этой цели потребуется модернизация производственных мощностей крупных предприятий Архангельской области, специализирующихся на обслуживании судов.

Говоря о планах по развитию деревообрабатывающих производств, глава региона отметил, что в этой сфере Архангельская область ставит для себя самую амбициозную цель – увеличить долю продукции высокого передела ЛПК в общем объеме производства в 20 раз. На такую продукцию фиксируется спрос как на внутреннем рынке России и самой агломерации, так и на рынках Азии.

– При этом в лесопромышленном комплексе мы хотим не просто увеличить объемы производства, но и уйти в более глубокую переработку древесины, – подчеркнул Александр Цыбульский.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Глава региона Артур Парфенчиков представил потенциал Кемско-Беломорской агломерации. Разработка мастер-плана по ее развитию завершена.

На Северо-Западе России Карелия является воротами в Арктику. Кемь и Беломорск имеют прямой выход к Белому морю, и, единственные в Арктической зоне, - выход к Балтийскому морю через Беломорско-Балтийский канал. Также это центр железнодорожной логистики. Поэтому один из ключевых проектов агломерации - развитие транспортной инфраструктуры. В частности, в Беломорске планируется строительство глубоководного грузового порта.

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

- Порт позволит обеспечить транспортировку грузов в Китай, страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки, которые перевозятся по Беломорско-Балтийскому каналу. Это и каботажные перевозки до портов на Северном морском пути грузов северного завоза и арктических проектов, учитывая, что мы нашли глубины в 10 км от Беломорска, - сообщил Артур Парфенчиков.

Между двумя северными городами запланировано строительство аэропорта «Подужемье». Его открытие, в том числе, позволит обеспечить удобную логистику для посещения двух объектов ЮНЕСКО - Беломорских петроглифов и Соловецкого архипелага.

- Главная миссия агломерации – это возрождение русского Поморья. Для раскрытия потенциала агломерации будет реализовано 9 программ, выполнено 50 мероприятий. Это важно не только в интересах нашего региона, но и для выполнения задач по развитию Арктики, - подчеркнул Артур Парфенчиков.

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Губернатор Владислав Кузнецов рассказал о комплексном плане развития опорных городов региона - Певека и Эгвекинота. В настоящее время разработка мастер-планов этих территорий находится в активной стадии.

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Мастер-план развития Певека в Чукотском автономном округе несколько основных направлений, среди которых освоение и модернизация месторождений, замена Чаунской ТЭЦ и создание логистического узла. А открытие нового порта на мысе Наглёйнын и обновление аэропортового комплекса до 2031 года даст 240 рабочих мест. Грузооборот порта составит 1,8 млн тонн.

Планируется открытие агропромышленного комплекса, создание технопарка для малого и среднего бизнеса на площади 6 тыс. кв. м, до 2033 года - строительство нового комплекса жилой застройки общей площадью 50 тыс. кв. м. На 2024 - 2027 года запланирована реализация проекта современной Чаунской больницы.

- Певек - самый северный город Российской Федерации, - отметил губернатор. - Это, по сути, входные ворота Чукотского автономного округа с точки зрения логистики. В этой агломерации сосредоточено много промышленных проектов. Певек является логистической базой, здесь рядом сейчас находятся проектные разработки крупнейших месторождений в мире по залежам олова, также в этой зоне находится и строится крупнейший проект по производству меди. Это энергетический центр региона, здесь будет строится терминал порта.

Реализация мастер-плана развития Эгвекинота в Чукотском автономном округе (ЧАО) позволит увеличить валовый городской продукт в 1,4 раза и создать более 1 тыс. рабочих мест.

Владислав Кузнецов отметил – в городе строится почти 23 тыс. кв. м жилья, в том числе арендного. Среди ключевых и приоритетных проектов - реконструкция аэропорта «Залив Креста», после завершения которой число регулярных рейсов будет увеличено в четыре раза, а пассажиропоток вырастет с 9 до 36 тыс. пассажиров в год. Также в планах освоение месторождения золота «Совиное», создание этнопарка коренных народов Крайнего Севера «Нуналихтак» и перевалочных баз для оленеводов «Южная» и «Шахты». В 2029 году планируется запуск рекреационно-оздоровительного комплекса «Кайги», рассчитанного на 200 человек, и до 2035 года - создание круглогодичных теплиц, которые позволят на 88% удовлетворить спрос на свежие овощи и зелень.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Сегодня на Ямале добывается 81% газа страны, 80% загрузки СМП обеспечивает регион. Глава региона Дмитрий Артюхов рассказал, что на Ямале определены три опорных пункта: агломерация Салехард-Лабытнанги – логистический узел и новый полюс развития арктического туризма, Новый Уренгой – газовая столица России, и Ноябрьск – крупный арктический город, центр нефтегазовой отрасли и апробации новых технологий добычи трудноизвлекаемых запасов.

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Новый Уренгой готовится к 50-летнему юбилею. Сейчас он кардинально преображается. Население самого большого города Ямала растет. В городе расположен большой транспортный узел – аэропорт, пассажиропоток которого почти в 10 раз превысил население. По итогам прошлого года его услугами воспользовались миллион человек. В городе размещаются 20 штаб-квартир нефтегазовых компаний.

- Что касается задачи по смещению добычи на Север, в перспективе – шельфовые проекты, - отметил губернатор. - В Надым-Пур-Тазовском регионе находятся большие трудноизвлекаемые запасы. Одна из главных задач мастер-плана развития Нового Уренгоя – создать необходимые условия для развития этого потенциала.

Для привлечения ценных специалистов создается качественная социальная инфраструктура: планируется открытие образовательной организации по франшизе «Школы 21», развитие системы среднего профессионального образования, расширение программы арендного жилья, которое очень востребовано у молодых специалистов. В городе появятся новые инфраструктурные объекты – культурный центр, крытая галерея-променад, мини-футбольная арена, будет развиваться городская среда. Все это сделает город еще более привлекательным.