Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Происшествия29 мая 2024 13:50

Звонят по видео и просят нажать на значок: Стал известен новый способ мошенничества через сайты объявлений

Генпрокуратура: Мошенники все чаще обманывают россиян через сайты объявлений
Первый и самый важный совет - не переходить в сторонние мессенджеры из сервисов по продаже чего-либо

Первый и самый важный совет - не переходить в сторонние мессенджеры из сервисов по продаже чего-либо

Фото: Shutterstock.

- Удельный вес всех киберпреступлений в структуре преступности за год увеличился с 31,8% до 38,2%, - сообщили накануне в Генпрокуратуре. - Половина всех киберпреступлений — факты дистанционного мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации — 121,8 тысячи за первые 4 месяца этого года.

То есть почти 122 тысячи человек обратились в полицию с заявлением о том, что стали жертвами мошенников, которые придумывают новые изощренные способы обмана. Вот свежий пример.

МГНОВЕННЫЙ ПЕРЕВОД

Моя коллега Елена Наумова, женщина весьма мудрая, умудрилась попасться на удочку мошенников. Благо, пострадала всего на 160 рублей, а не на сотни тысяч, как многие жертвы проходимцев. Вот как это было. Мотайте на ус.

- Я разместила на одном из популярных сайтов объявление о продаже инвалидного кресла по цене 25 тысяч рублей, - рассказала Елена. – В исходных данных поставила галочку, чтобы мой телефон покупателям не показывали и связываться со мной нужно через канал самого сервиса. Звонок раздался спустя несколько часов после размещения. Это был WhatsApp, но с пометкой, что звонят по объявлению о кресле. Мужчина деловым голосом сказал, что продаваемое мной кресло хорошего качества, поэтому он готов его купить прямо сейчас и через час приехать за ним. Объяснил, что он владелец магазина по продаже инвалидной техники «Феникс». Через час я не готова была его принять, поэтому договорились на следующее утро.

Покупатель просил Елену больше никому кресло не продавать и был готов сразу перевести деньги, чтобы «застолбить товар». Казалось бы, ничего подозрительного… Но именно этот момент, по словам моей коллеги, должен был насторожить. К чему такая спешка?

- Но я ничего не заподозрила, - продолжает Елена. – Покупатель спросил - на какую карту вам перевести деньги? Ответила, что у меня карты разных банков. Он говорит – давайте переведу на ту, которой вы чаще всего пользуетесь. Тут закралась тень сомнения и назвала карту банка, используемую мной для покупок в интернете. Денег на ней всегда чуть-чуть. В этот раз было 167 рублей. Попросила перевести по номеру телефона, продиктовав его. Нет, настаивал собеседник, дайте номер самой карты. Зачем? Отвечает: у меня ИП, поэтому я могу переводить только со счета своего ИП по номеру карты. Я продиктовала номер карты.

ЕСЛИ БЫ НЕ ЧЕЛОВЕЧЕК С ЭКРАНОМ…

И в этот момент началось самое интересное. Мошенник сказал, что в момент перевода денег он наберет Елену по видеосвязи и покажет со своего экрана телефона квитанцию о переводе средств.

- Я спросила, почему он просто не пришлет скрин? – говорит коллега. – Он сослался, что не может в банковском приложении делать скрины. Поэтому он мне позвонит по видеосвязи, покажет экран с подтверждением перевода, а я сама сделаю скрин квитанции. Мне бы напрячься, но снова – нет.

Покупатель позвонил в ватсап по видеосвязи и попросил Елену нажать в углу экрана на значок «фигурка человечка с экраном» и после этого сразу перейти в чат сообщений.

- Там мы с вами увидим уведомление, что деньги поступили, - убеждал проходимец Елену, которая сделала все по инструкции и увидела, что в поступившем уведомлении пришел код на вход в личный кабинет банка.

- Тут я поняла, что меня разводят, - сказала Елена. – Быстро отключила связь, но так как значок «фигурка человечка с экраном» - это демонстрация моего экрана собеседнику, но он успел сделать скриншот кода. Я сразу зашла в свой личный кабинет, а там вместо 167 – 7 рублей. И тут же приходит уведомление, что мне отказано в выдаче кредитной карты, которую я, разумеется, не заказывала. В банке мне заблокировали личный кабинет и посоветовали подать заявление в полицию.

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ СДЕЛКИ ПРИ МАЛЕЙШЕМ СОМНЕНИИ

- К сожалению, в схеме, описанной выше, был применен один из самых распространенных способов кражи данных. Но осложняет ситуацию еще и то, что жертва самостоятельно показала мошеннику код и назвала номер карты, при этом находя в своих умозаключениях подтверждение своим поступкам, - объясняет эксперт по кибербезопасности, аналитик Zecurion Мария Ефремова. - Как правило, мошенники пользуются психологическими приемами вроде «давайте созвонимся, я покажу вам чек», «давайте сразу переведу средства за товар» - услышав такое, жертва не предполагает, что ее могут обмануть.

Что же делать, чтобы обезопасить себя от подобных схем? По словам Марии Ефремовой, первый и самый важный совет - не переходить в сторонние мессенджеры из сервисов по продаже чего-либо. Ведь в большинстве из них есть и чат, и средства для отправки фото, видео, а также возможность производить оплату, не выходя из приложений.

Во-вторых, не стоит созваниваться с предполагаемым покупателем и показывать карту или какие-то личные документы.

В-третьих, как и в истории описано, не стоит хранить большие суммы на картах, которые используются для покупок в Интернете.

Последнее, что хотелось бы отметить, в любой сомнительной ситуации лучше отказаться от сделки и поискать другого продавца/покупателя. Желание сэкономить может привести к обидным потерям.

ОТВЯЖИТЕ НОМЕР ТЕЛЕФОНА ОТ КАРТЫ

Генеральный директор компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров уверяет, в данном случае речь идет о социальной инженерии.

- Защититься от нее, учитывая, что злоумышленники каждый раз придумывают новые методы обмана, сложно, - говорит эксперт. - В идеале нужно отвязать номер мобильного телефона от карты для оплаты покупок в интернете. То есть смс-подтверждения могут приходить на другой номер, а не тот, через который вы общаетесь с непроверенными контактами. Разделите базу номеров по мобильным устройствам - для внешнего мира и для ближнего круга. Если отнести к ближнему различные финансовые учреждения, то можно минимизировать риск того, что что-то считают с вашего экрана.