Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Авто30 мая 2024 8:27

До 150 тысяч рублей: за нетрезвое вождение электросамокатов ввели огромные штрафы

Операторы кикшеринга подняли максимальные штрафы до 150 тысяч рублей
За руль самоката - только трезвым.

За руль самоката - только трезвым.

Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП

Службы аренды электросамокатов — кикшеринги — объявили о резком увеличении штрафов за нарушение правил. «Индексация» санкций произошла в сервисах Whoosh, МТС Юрент и Яндекс. Карать большим рублем будут за неспешивания на переходе, передачу управления ребенку, поездки в состоянии опьянения и действия, которые привели к аварии.

Уточним, что речь идет о штрафах, которые могут наложить кикшеринги в рамках оферты — договора с арендатором самоката. Это не административные штрафы, то есть занимается ими не ГАИ. А значит если компания выявит нарушителя, то просто спишет средства с банковской карты, которая привязана к аккаунту.

Передача управления ребенку (водить арендные самокаты можно только с 18 лет).

Было: наказывалось блокировкой. Стало: блокировка и штраф 10 000 руб.

Поездка с пассажиром.

Было: 800 руб. Стало: 5000 руб.

Неспешивание на «зебре»

Было: контролировалось только ГАИ — 800 руб. Стало: 1000 руб.

Некорректная парковка: самокат оставлен поперек тротуара или вне зоны парковки.

Было и осталось 500 руб.

Авария, которая привела к травме пешехода или повреждению имущества.

Было: решалось через суд, сервисы не наказывали. Стало: от 30 000 до 150 000 руб. и блокировка.

Нетрезвое вождение.

Было: контролировало только ГАИ — 1500 руб.. Стало: штраф до 150 000 руб. и блокировка.

Блокировка может быть временной или пожизненной. Там, где указана сумма «до», операторы сами устанавливают предельный размер штрафа. Например, за пьяное вождение Whoosh накажет санкцией в 100 000 руб., а Яндекс может потребовать и 150 000 руб.

Сами сервисы говорят, что с нарушениями проходит менее 1% поездок.

— Но именно это количество нарушителей негативным образом влияет как на отношение к средствам индивидуальной мобильности в целом, так и на ситуацию на дороге. Увеличение штрафов — это мера принудительного повышения культуры вождения и ответственности для нарушителей, которая поможет сделать электросамокаты безопаснее для всех участников дорожного движения, — рассказала директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.

Авторы инициативы уточняют, что повышение штрафов не отменяет контроль ГАИ за самокатчиками. Инспекторы вправе выписывать административные штрафы (сейчас их размер 800 — 1500 руб.). При этом, как объясняют сами сервисы, никакой «охоты на ведьм» с целью оштрафовать как можно больше людей без «суда и следствия», не будет.

— Меры относительно нарушителей принимаются в случае веских оснований и доказательств. При этом мы сейчас обсуждаем, что поступления от штрафов будут направляться на проекты развития инфраструктуры и образования в сфере СИМ, — сообщила KP.RU пресс-секретарь Whoosh Анастасия Шевченко.

Если пользователь не согласен со штрафом, может написать в поддержку и попробовать урегулировать вопрос. Не удалось — только идти в суд с гражданским иском. Другое дело, что принимая оферту, человек обязуется соблюдать правила и соглашается понести наказание в случае нарушений, так что обжаловать решение будет непросто.

Повышением штрафов дело не ограничится. В планах создать единый реестр недобросовестных пользователей. Потому что сейчас заблокированный в одном сервисе лихач, может пересесть на другой. Новая компания не узнает о его «темном» прошлом.

Санкции подняли, но остается вопрос — как же выявлять нарушителей? В Ассоциации призывают всех очевидцев небезопасной езды слать фото и видео в чат-бот в Telegram @Samokat_ru_bot. Постарайтесь снимать так, чтобы в кадре был виден номер самоката.

Отметим, что в Госдуме также сейчас рассматривается законопроект, который увеличит ответственность нарушителей на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) до 30 000 рублей. Верхнюю планку хотят использовать не для всех подряд, а только для грубейших нарушений, вроде вождения в нетрезвом виде.