Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+26°
Boom metrics
Общество31 мая 2024 16:47

Толкунову возили по БАМу вертолетом с роялем на тросе. А самого красивого артиста СССР - на красном поезде

Начальник агитпоезда БАМа Словецкий: Рояль артистов цепляли тросом к вертолету
Агитпоезд проехал расстояние равное экватору. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Агитпоезд проехал расстояние равное экватору. Фото из личного архива Евгения Словецкого

50 лет назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали. На БАМ поехали бригады со всего Союза, в первую очередь молодёжь. За 10 лет в «стройке века» приняло участие 2 миллиона человек!

В первый же год встал вопрос: как поддержать боевой дух строителей? Ведь условия работы были крайне тяжелые – мороз под минус 50, тайга, болота, комары, никаких бытовых удобств!

Распоряжением ЦК ВЛКСМ в 1974 году на БАМ отправились агитбригады – музыканты, артисты. А с 1975-го начал ходить агитпоезд «Комсомольская правда».

Современной «Комсомолке» удалось поговорить с ветеранами того агитпоезда и вспомнить как удивительно это было.

Артисты из Молдавии приехали на БАМ. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Артисты из Молдавии приехали на БАМ. Фото из личного архива Евгения Словецкого

119-Я ВЫЕЗДНАЯ РЕДАКЦИЯ

Евгений Леонидович Словецкий был первым начальником агитпоезда. Он пришёл работать инструктором в комсомол в 29 лет. В сектор Дальнего Востока, к которому относился и БАМ. Именно перед ним поставили задачу - дать стройке культурно-массовые передышки.

Евгений Словецкий и космонавт Валентин Лебедев. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Евгений Словецкий и космонавт Валентин Лебедев. Фото из личного архива Евгения Словецкого

— Было интересно и непонятно, - вспоминает Словецкий. 11 июня 1974 года он улетел с группой артистов на БАМ. В группу входила певица Валентина Толкунова и другие «звезды». Но как выступать? Дороги ещё не было. Строительные бригады высадились в отдалённых посёлках и лагерях, куда можно было добраться лишь на вертолёте. Помогла армия. Артистам выделили вертолёт, к которому … на тросе прицепили пианино! И так перемещались над тайгой.

Афиша первого концерта на БАМе. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Афиша первого концерта на БАМе. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Уже в следующем году Словецкому поручили создать агитпоезд. Сначала железнодорожники пригнали из Средней Азии деревянные вагоны-теплушки с печками-буржуйками. Вот вам, молодёжь, балуйтесь. Но возить в таких условиях знаменитых музыкантов, чемпионов, космонавтов было невозможно. Пришлось добиваться, чтоб дали вагоны получше.

В агитпоезде были 2 жилых вагона для артистов, штабной вагон, столовая, библиотека, кинозал. Даже выставка картин. Всего 6 вагонов. Их раскрасили студенты Строгановского худучилища. Позже прицепили дизель-вагон, чтобы обеспечить поезд электричеством.

Агитпоезд считался выездной редакцией «Комсомолки». С момента основания газеты в 1925 году на тот момент прошло 50 лет. За это время у «КП» было 118 выездных редакций на главных стройках и событиях страны. Агитпоезд стал 119-й.

Дети строителей БАМа пришли смотреть кино в агитвагон. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Дети строителей БАМа пришли смотреть кино в агитвагон. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Поезд не мог свободно ходить по БАМу, ведь магистраль ещё не была построена. Приходилось ездить в объезд по Транссибу, а до строителей добираться на грузовиках, вертолётах и даже бревенчатых плотах.

Ответственность была огромная. Не дай бог, кто-то из звёзд пропадёт в тайге! Замерзнет же или медведи же задерут. Артисты приезжали со всего Союза и иногда вели себя непредсказуемо.

Композитор Владимир Шаинский выступает перед строителями. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Композитор Владимир Шаинский выступает перед строителями. Фото из личного архива Евгения Словецкого

- Приехал туркменский оркестр радио и телевидения, - вспоминает Евгений Словецкий. - Одному из музыкантов стало жарко, он вылез на крышу. Его заметили, когда поезд уже мчался. А впереди тоннель. Хорошо, что успели остановиться.

САПОГИ К ПОЛУ ПРИМЕРЗАЛИ ВСЕГДА!

Юрий Тимофеевич Гульков работал инструктором комсомола и помогал Словецкому организовывать первый агитпоезд. Сейчас ему 75 лет, но он вспоминает то время, как одно из лучших в жизни.

- Наш разукрашенный комсомольский поезд называли «красный эшелон». Агитации уделяли большое значение. Начиная с гражданской войны по стране ходили агитпоезда, по рекам плавали агитпароходы и агитбаржи, а в Средней Азии даже ходил агиткараван.

Гулькову в то время было 24 года. Свою первую жену он встретил в поезде «Комсомольская правда», и там же сыграли свадьбу.

Певец Дин Рид вместе со строителями БАМа. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Певец Дин Рид вместе со строителями БАМа. Фото из личного архива Евгения Словецкого

У инструктора комсомола по тем временам была хорошая зарплата — 300 рублей. Но комсомольцы-строители зарабатывали в два раза больше.

Агитпоезд ходил от Усть-Кута до Порта Ванино. Иногда его направляли на большие стройки, вроде Саяно-Шушенской ГЭС. Последний рейс этот поезд сделал в 1990-м году, пройдя от Владивостока до Риги.

В поезде были тысячи книг и спортинвентарь. Устраивали спортивные состязания. Певцы и танцоры выступали перед строителями. Приезжали лётчик-космонавт Валентин Лебедев, композитор Владимир Шаинский, актриса Елена Драпеко и даже Олег Видов, считавшийся самым красивым актёром СССР.

Кстати, Валентин Лебедев, будучи уже космонавтом, во время отпусков приезжал работать на БАМ и возглавлял студенческий отряд, за что к двум золотым звездам героя получил медаль «За строительство БАМа».

Условия работы были тяжелыми, но молодость и веселье помогали делу.

Члены агитбригады Комсомольской правды. Фото из личного архива Евгения Словецкого

Члены агитбригады Комсомольской правды. Фото из личного архива Евгения Словецкого

- Сапоги к полу примерзали всегда, - вспоминает Гульков. — Но я в Сибири родился, для меня это была ерунда.

В течение двух лет он прожил в купе поезда, вместе с 2-3 товарищами. Так выглядели коворкинг и коливинг в 70-е.

Гульков рад, что сегодня БАМ получил второе дыхание. Однопутную дорогу строили от Байкала до Амура. А сейчас расширяют, строят второй путь – от Амура до Байкала. Впору запускать новый клич: Даёшь большой БАМ!

Коллектив агитпоезда «Комсомольская правда» на БАМе. Фото из архива Усть-Кутского исторического музея

Коллектив агитпоезда «Комсомольская правда» на БАМе. Фото из архива Усть-Кутского исторического музея

ОТ РАДОСТИ ЧУТЬ НЕ РАЗОБРАЛИ РЕЛЬСЫ

Владимир Георгиевич Поздняков был вторым руководителем поезда — в 1977-78 годах. Он вспоминает, что в комитеты комсомола шли тысячи писем от юношей и девушек со всего Союза с просьбами взять их на стройку БАМа.

Над каждым посёлком дороги шефствовал комитет комсомола большого города или республики. Тында – это Москва. Читинскую область и Бурятскую республику курировали комсомольские организации Латвии, Эстонии и Таджикистана. Иркутскую область – Армения, Грузия, Азербайджан, Литва и Туркмения. И так далее.

Лектор агитпоезда ЦК ВЛКСМ проводит беседу о международном положении в бригаде Томилова. Разъезд Дельбичинда. Фото из архива Усть-Кутского исторического музея

Лектор агитпоезда ЦК ВЛКСМ проводит беседу о международном положении в бригаде Томилова. Разъезд Дельбичинда. Фото из архива Усть-Кутского исторического музея

График движения агитпоезда составляли так, чтобы артисты из национальных республик могли приехать к своим подшефным. Украинцы везли письма и подарки строителям украинцам, а молдаване с танцами и вином навещали строителей молдаван.

- На Новый год к нам приехала группа артистов из Грузии, - рассказывает Поздняков. — От поезда ехали на грузовиках. Температура: минус 50. А у артистов не было тёплой одежды. Пришлось поделиться ватниками, унтами, куртками. Девчонок мы по двое запихивали в одни штаны, чтобы не замёрзли. А один раз возили актрис к строителям из Молдавии. Ребятам так их выступление понравилось, что они решили разобрать рельсы, чтобы девчонки остались жить у них в посёлке. Еле уговорили их этого не делать!

Встреча агитпоезда «Красный эшелон» газеты «Комсомольская правда». Фото из архива Усть-Кутского исторического музея

Встреча агитпоезда «Красный эшелон» газеты «Комсомольская правда». Фото из архива Усть-Кутского исторического музея

Воодушевлённые комсомольцы укладывали до 5,5 километров железной дороги в сутки! А поезд «КП» носился по всей дороге, стараясь приезжать к строителям хотя бы раз в квартал. Только за первый год работы он накрутил 40 тысяч километров – это длина экватора.

КСТАТИ

В качестве постоянного корреспондента в агитпоезде трудился Владимир Сунгоркин, будущий главред «Комсомольской правды». Хотя ему часто приходилось ездить по всей длине дороги самостоятельно. У него даже была квартира в Тынде, столице БАМа. Вместе с инструкторами комсомола они спали прямо на полу. И потом дружили всю жизнь.