Экономика6 июля 2021 15:05

Напольная плитка на новых станциях метро Москвы станет генератором электричества от шагов пассажиров

Такую технологию обсудили на Московском урбанистическом форуме
Заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по качеству, охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды Владимир Доровский. Фото "Мосинжпроект"

Заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по качеству, охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды Владимир Доровский. Фото "Мосинжпроект"

В центре столицы ведущие российские и зарубежные эксперты решали, каким должно быть будущее мировых мегаполисов. Дискуссии развернулись на площадках Московского урбанистического форума, который проходил с 1 по 4 июля в парке «Зарядье».

В рамках деловой программы Moscow Urban Forum 2021 гостем открытой телестудии «Комсомольской правды» стал заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по качеству, охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды Владимир Доровский.

ЭКОНОМИЯ СВЕТА, ВОДЫ И ТЕПЛА

- Владимир Александрович, какие инновационные природоохранные технологии планирует внедрить «Мосинжпроект» на строительных площадках?

- В первую очередь это касается энергоэффективности. Решения направлены на снижение потребления и электрической, и тепловой энергии, и услуг от ресурсоснабжающих компаний, например, воды. Это установка доводчиков дверей для сохранения тепла, датчиков движения для экономии электричества. Это — основные технологии, которые уже применяем, но есть еще один инновационный проект для перспективных станций метро. Речь идет о чистой энергии, выработанной без эмиссии парниковых газов. Так, на будущих станциях рассматривается возможность применения энергогенерирующего напольного покрытия, которое преобразует энергию от шагов пассажиров в электроэнергию. Идея, заложенная в основу технологии, проста и оригинальна: люди неизбежно двигаются, осталось только реализовать способ преобразования кинетической энергии от шагов в электричество и направить его туда, где необходимо.

Подобный проект уже прошел испытания и подтвердил свою надежность в лондонском метрополитене на станции «Вест-Хэм» в 2012 году. Там установлены гибкие плитки с корпусом из нержавеющей стали, который заполнен переработанными шинами. Кстати, это еще один синергетический эффект – переработка отходов.

Человек наступает на такую плитку, создается прогиб на 5-6 миллиметров – и генерируется электроэнергия. Если использовать эту технологию на каждой станции, к примеру, Большой кольцевой линии, то при планируемом пассажиропотоке в 380 млн человек в год будем получать до 6 мегаватт электроэнергии в сутки. Ее хватит на освещение станций ночью, на освещение информационных табло, на энергопитание Wi-Fi и тому подобное. Разумеется, полностью заменить традиционную энергию вряд ли удастся, но если мы достигнем хотя бы какого-то процента – допустим, поставим цель на перспективу использовать в метрополитене 5% чистой энергии, – то это уже даст ощутимый эффект, в том числе, экологический.

Сейчас такую плитку производят только три иностранные корпорации из Нидерландов, Великобритании и Италии, но мы ждем подобных решений и от российских компаний.

Фото "Мосинжпроект"

Фото "Мосинжпроект"

НА СТРОЙПЛОЩАДКАХ ДЕЙСТВУЮТ «ЗЕЛЕНЫЕ ПРАВИЛА»

- Что уже применяется на строительных площадках в Москве?

- С 2011 года, когда «Мосинжпроект» стал ведущим оператором по реализации ключевых инфраструктурных проектов Москвы, компания, ведет, в том числе, и планомерную работу, направленную на снижение воздействия на окружающую среду.

Например, у нас действуют так называемые «зеленые правила» для любого транспорта, заезжающего на стройплощадки. При остановке он работает на холостом ходу, и раньше этого никто не контролировал, но сейчас мы установили ограничения и четко следим за их выполнением – не более 2 минут работы на холостом ходу транспорта при полной остановке.

Или, допустим, разгрузка сыпучих грузов: для минимизации образования строительной пыли мы производим разгрузку либо в помещениях, либо с применением технологии аэрации, то есть увлажнения. Это очень важно, поскольку большинство строительных объектов расположено в плотной городской застройке, и мнение жителей для нас не на последнем месте. Сейчас жители дают обратную связь быстро и эффективно, однако число жалоб на строительство, и в частности на обилие строительной пыли, с каждым годом неуклонно снижается.

По программе развития метро, например, мы реализуем большое количество объектов, это более 100 строительных площадок по всей Москве – сейчас в работе Большая кольцевая, Троицкая линии, продление Калининско-Солнцевской и Люблинско-Дмитровской веток. Поэтому мероприятия, которые мы выполняем по внедрению принципов рационального использования ресурсов на строительных площадках, если взять все в комплексе, дают значимый, на наш взгляд, эффект для экологии Москвы.

- Чаще всего в прошлые годы горожане жаловались на шум от строек. Сейчас эта проблема как решается?

- Все шумные работы проводим днем. Есть соответствующий указ Мэра Москвы, распоряжения Департамента строительства, поэтому за этим ведется строгий контроль, и применяются штрафные и прочие санкции к нашим подрядчикам. На всех наших площадках отслеживаем работу как в онлайн-режиме, так и личным присутствием наших специалистов по контролю в области качества, охраны окружающей среды или охраны труда.

- «Мосинжпроект» как оператор ключевых градостроительных программ Москвы планирует ли добавить новшества для рационального использования природных ресурсов при строительстве?

- Мы начали эту работу с офиса «Мосинжпроекта», где запустили раздельный сбор отходов, то же самое распространили на строительные площадки, где уже аналогично внедряем подобные принципы. Стало меньше отходов, которые отправляем на захоронение — ведем работу по увеличению доли переработки отходов строительства, и в дальнейшем эта работа будет продолжена. Например, отслужившие свое автомобильные шины от строительной техники можно использовать для производства напольной плитки, генерирующей электроэнергию, о которой я говорил ранее.