Экономика12 июля 2021 20:28

Катастрофа Ан-26 обострила проблему: Почему в российской глубинке летают на авиахламе

В российском небе очередная трагедия – на Камчатке разбился самолет, погибли 28 человек
На борту разбившегося Ан-26 были шесть членов экипажа и 22 пассажира.

На борту разбившегося Ан-26 были шесть членов экипажа и 22 пассажира.

Фото: REUTERS

Эта катастрофа заставляет в очередной раз вернуться к разговору о том, в каком состоянии находится наша гражданская авиация. Не та, которая летает из столичных аэропортов по стране и за границу. А малая, региональная, с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, для жителей отдаленных городов и поселочков.

КРЫЛАТОЕ СТАРЬЕ

Разбившийся Ан-26 был собран в 1982 году, его эксплуатационный сертификат истекает в августе этого года. Конкретно этому самолету без малого 40 лет, сама же модель начала выпускаться еще на старте 70-х, и первенцы тех еще лет по-прежнему в строю. Да, периодически проводятся восстановительные мероприятия, проверяются узлы и системы, но возраст наводит ужас. Что говорить о другой рабочей лошадке отечественной авиации - Ан-24. Срок эксплуатации этой машины продлен до 60 лет!

Может, потому так часто с ними и происходят разные авиакатастрофы? Не считая крушения 6 июля, в результате различных происшествий разбилось 169 самолетов Ан-26, погибло 1464 человек. У Ан-24 катастроф еще больше - 174 разбились, 2226 погибших.

Возникает резонный вопрос: неужели нечем заменить старичков? Но если послушать летчиков, получается – не нечем, а даже незачем.

Владимир Солодов о пропавшем самолете

- Самолет очень надежный, - заверил в эфире Радио "Комсомольская правда" специалист по безопасности полетов, бывший командир воздушного судна летчик Александр Романов. - Были случаи, когда в полете керосин вытекал просто на крыло, и самолет не загорался.

С таким мнением согласен и Герой России летчик Андрей Ламанов - тот самый, который совершил легендарную посадку Ту-154 на заброшенном аэродроме в Коми и спас жизни пассажиров.

- Ан-26, как и предыдущая модель Ан-24, полностью соответствуют современным требованиям, - сказал Ламанов. - Его до сих пор эксплуатируют, поскольку он способен садиться на грунт, на короткие взлетно-посадочные полосы. Никакая «иномарка» с этим не справится. Для отдаленных регионов замены этому самолету пока нет. Я и сам на нем отлетал 8 лет, из них 5 лет командиром, и никаких происшествий у меня не было. Весна, распутица, грунт разъезжается - кроме Ан-24 и Ан-26 никто с задачами не справится.

О незаменимости Ан-24 и Ан-26 говорил и заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов - особенно, в условиях Крайнего Севера, когда садиться приходится на утрамбованный снег или лед.

МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Но как бы ни расхваливали летчики свои любимые самолеты, у любой старой техники есть такая особенность: что-то всегда барахлит. Как правило, по мелочи, несерьезно. Коллега-журналист, много летающий «по Северам», с изумлением рассказывал, как летчики в воздухе исправляли какую-то неполадку, консультируясь по рации с землей.

Тогда все окончилось благополучно. Но так бывает не всегда.

Место падения пассажирского самолета Ан-26. Кадр с видео МЧС

Место падения пассажирского самолета Ан-26. Кадр с видео МЧС

Катастрофа Ан-26 под Паланой
По предварительным данным, погибли все 28 человек, летевших на разбившемся на Камчатке Ан-26. Соболезнуем родным и близким погибших…

- На посадочном курсе надо выполнять очень много действий, - говорит зам главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. - Выпускаются закрылки - 15, 20, 30 градусов, шасси. Включаются антиобледенительные системы, следим за оборотами и так далее. Очень высокая концентрация внимания. И если возникают даже небольшие внештатные ситуации, отказики, то дефицит времени возрастает в разы - и в этом случае летчик из-за цейтнота может допустить какое-то неправильное действие.

И беда в том, что именно летчик будет признан в этом случае виновным в катастрофе. Комиссия, скорее всего, посчитает: какая-нибудь мелочь сама по себе не могла стать причиной катастрофы. А то, что эта мелочь отняла время и внимание пилота, в расчет не примут. Возможно, именно поэтому в большинстве случаев виноватыми в катастрофе признают пилотов.

Еще одна важная проблема советского авиапарка - слабая авиационная электроника.

- Самолет довольно старой модификации, там нет возможности автоматической посадки при любых условиях, - говорит Романов.

Схема авиакатастрофы Ан-26 на Камчатке.

Схема авиакатастрофы Ан-26 на Камчатке.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Бывалые летчики говорят: для самолета нет понятия «возраст». Преувеличение, конечно, но суть выражения в том, что при хорошем обслуживании самолет может летать достаточно долго. Ключевое слово здесь – «при хорошем».

- У каждого узла есть свой ресурс. Двигатели, например, заменяют не тогда, когда он выйдет из строя, а когда отработает положенный ресурс, - говорит Попов.

Для того, чтобы самолет поднялся в небо, у него должен быть действующий сертификат. По идее, самолет загоняют на авиаремонтный завод, такие есть при крупных аэропортах, а в небольшие выезжают специальные бригады с проверкой.

- Приезжает группа с аппаратурой, ультразвуком, все проверяют — есть у самолета специальные контрольные точки, по которым ясно, все ли в порядке, - говорит Попов. - Это лаборатории от заводов, КБ, Росавиации, Ространснадзора…

Архивный снимок разбившегося Ан-26. Самолёт был собран ещё в 1982 году. Фото: Александр Суров/ТАСС

Архивный снимок разбившегося Ан-26. Самолёт был собран ещё в 1982 году. Фото: Александр Суров/ТАСС

Но вопрос в том, всегда ли добросовестно выполняется этот техосмотр? Не бывает ли, как с автомобилями: дал на лапу — получил бумажку?

- Да вы что! - искренне удивляется Попов. - Типа дали деньги — подписал? При Ельцине такое бывало, а сейчас ни-ни. Ведь будет расследование катастрофы, и если выяснится, что подвела техника, а кто-то эту неисправность просмотрел, он просто сядет же. Кому это надо, отвечать?

Однако не все специалисты с этим согласны.

- К сожалению, даже еще в советскую бытность, когда Ил-62 продлевали годность, это было связано с какими-то финансовыми вложениями - чтобы КБ Ильюшина просто продлили сертификат, практически даже не осматривали, - вспоминает Романов. - Сейчас, к сожалению, мало уделяют внимания честному обслуживанию, эксплуатации.

По мнению Романова, безопасность у нас нередко отходит на второй план в угоду экономике. Возможно, это могло стать одной из причин трагедии с Ан-26.

- Если этому самолету осталось летать два месяца, то я не думаю, что ему проводили нормальную, дорогостоящую форму обслуживания, которая требует финансовых вложений, замены многих дорогостоящих деталей и механизмов, - говорит Александр Романов.

УПАЛ В СОПКАХ

Другая проблема малой авиации — допотопные аэродромы, та самая грунтовка летом и наст зимой вместо нормальной бетонной полосы.

- Вот когда построят бетонные ВПП, поставят современные системы, - тогда можно будет говорить о привлечении импортной техники, которая придет на замену Ан-26 и Ан-24, - говори Ламанов. - Но в районах вечной мерзлоты это практически невозможно. А людей надо же возить сейчас.

И все таки строить полосы надо. Расползется - отремонтировать. Вот в некоторых городах тротуары и дороги постоянно перекладывают - неужели аэропорты малых городов не заслуживают такого же внимания и финансирования? Речь ведь идет о человеческих жизнях.

Еще одна беда наших региональных аэропортов - проблемы со связью. Здесь все в комплексе - изношенное радиолокационное оборудование аэропортов, слабая авиационная электроника советских самолетов, а если это все накладывается на холмистый рельеф в зоне подлета к аэропорту и плохие погодные условия, то это подвиг, когда катастрофы удается избежать.

Смотреть видеосюжет
На Камчатке ищут пропавший самолёт
На Камчатке ищут пропавший самолёт
На Камчатке создан штаб по поиску пропавшего пассажирского самолёта под руководством заместителя председателя Правительства региона Александра Заболиченко

- Аэродромная, наземная техника устарела, часто работает неправильно, это могло привести в замешательство пилота, - говорит Романов.

В таких условиях, когда постоянно пропадает радиолокационный сигнал, у летчиков выработалась своя, довольно рисковая система посадки.

- Приборы там работают не совсем адекватено - из-за сопок радиосигнал доходит с искажениями, - говорит Попов. - Поэтому летчики стараются, как мы говорим, «зацепиться за землю». Радиолокационного контроля там практически нет, а радиопеленгаторы работают с ошибками, поэтому пилот старается снизиться так, чтобы видеть землю и садиться по визуальным ориентирам, а не по приборам.

28 погибших при крушении Ан-26 на Камчатке
Самолёт Ан-26 разбился на Камчатке. Погибли 28 человек. Среди них много совсем молодых людей, которым не было ещё и 30 лет

Но снижение смертельно опасно. В условиях плохой видимости можно врезаться в сопку. Опасность представляют и неожиданные воздушные потоки, которые возникают среди сопок и могут отбросить самолет к горе, говорит летчик.

Может быть есть смысл пересмотреть все маршрутные карты и там, где это возможно, проложить маршрут посадки именно с моря? Да, для этого потребуется делать крюк и увеличивать расход топлива. Но ведь речь идет о человеческих жизнях.

«РЕГИОНАЛЬНУЮ АВИАЦИЮ РАЗРУШИЛИ»

- Малая, региональная авиация у нас в загоне, - соглашается Попов. - Ее разрушили, бросили на выживание, и только сейчас начали думать. Надо создавать новые самолеты - наше государство имеет такую возможность. Есть же хорошая модель Ил-114, маленький самолет Гжель. Надо просто принять политическое решение.

А пока остаемся с тем, что есть – Гжель выпускать перестали, Ил-114 тоже в подвешенном состоянии. А возрождать региональную авиацию, если оперировать сухими цифрами, вроде бы нерентабельно. На самолеты советского выпуска приходится около 18% авиапарка. А перевозят они менее 5% пассажиров. Стоит ли возиться? Стоит, потому что это российские люди, которые осваивают российскую территорию.

Государство у нас богатое. Но задача развития малой авиации — это не только государственное дело. А еще и тех компаний, которые прирастают газом, нефтью и другими российскими богатствами. Которые как раз сосредоточены там, где летают всего 5% наших пассажиров.

Пропал Ан-26 с 28 пассажирами
Утром вторника самолет Ан-26 «Камчатских авиалиний» пропал с радаров и перестал выходить на связь. Спасатели предполагают, что самолет упал в море. Развернуты масштабные поиски

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эксперты оценили состояние региональной авиации России: «Денег всегда не хватает, а вы говорите - «новые самолеты»:

Для Дальнего Востока и Сибири и их расстояниями малая авиация жизненно важна. Но ей самой в нынешних условиях приходится бороться за жизнь (подробности)

Погода тут не любит нормативов: как пилоты сажали самолеты в аэропортах Камчатки при экстремальных условиях

Эти случаи наглядно демонстрируют, с какими сложностями могли столкнуться пилоты Ан-26, разбившегося у берегов Камчатки (подробности)

Последние фото экипажа и пассажиров самолета Ан-26, который потерпел крушение на Камчатке

Перед роковым рейсом люди делились позитивными кадрами в соцсетях и общались с близкими (подробности)