Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Общество21 июня 2022 4:02

Три невеселых буквы: Как ОГЭ и ЕГЭ превратили экзамены из контроля в пытку и бессмысленную зубрежку

Рассказываем, как корреспондент «КП» Дина Карпицкая с дочкой сдавала выпускной экзамен в 9-м классе и что из этого вышло
Досмотр на входе в экзаменационный кабинет может сравниться, пожалуй что, с аудиенцией у папы римского. Но перед ним хоть так не нервничаешь.

Досмотр на входе в экзаменационный кабинет может сравниться, пожалуй что, с аудиенцией у папы римского. Но перед ним хоть так не нервничаешь.

Фото: Олег УКЛАДОВ

Моя 16-летняя дочь - выпускница 9-го класса. И начало лета в этом году у нас превратилось из «Ура! Каникулы!» в «Блин, экзамены». Да на самом деле весь год прошел под этим девизом. Я уже писала о тестах по обществознанию (см сайт kp.ru). Но это были цветочки.

ТЕ САМЫЕ ТРИ БУКВЫ

Три страшные буквы ОГЭ прочно зашли в жизнь моей семьи в начале учебного года. Они вытеснили все - уроки музыки с интеллигентной преподавательницей, занятия в бассейне, прогулки с подружками по вечерам, отпуска, каникулы. Вместо них осталась зубрежка.

Первое время я искренне не понимала, почему дочь так нервничает - учится на отлично, уроки не прогуливает. Тем более впереди не великий и ужасный ЕГЭ, а так, подготовка. Сдаст. Из необязательных предметов (что кроме математики и русского) мы выбрали английский и обществознание. Я лично уговорила: «А что там учить? В девятом-то классе». Но когда мы открыли тест, мне стало плохо: его составители вопрошали желторотых выпускников «что является девиантным поведением - хулиганство и/или коллекционирование бабочек». Правильный ответ, к нашему удивлению, оба варианта.

Признав свою тупость, мы пошли по репетиторам. И не только по обществознанию.

НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ, НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ, НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ

То, что экзаменационный тест и школьное образование - это две разные планеты, становилось с каждым днем все очевиднее. Ладно учебники, но учитель же может и дополнительную литературу предлагать, думала я. В общем, надежда на школу растаяла - педагог в классе один, детей - 32, дополнительных часов для подготовки - 1 в неделю. Что тут успеть?

Мы пошли к именитому в нашем районе репетитору. Тут я поняла: дело плохо.

- Мама, я сижу у нее три часа и вообще не понимаю, что она говорит! - рыдала после занятий дочь.

Репетитор, очевидно, уже с опытом преподавания, и выдавала детям все свои лекции в распечатанном виде вырезками из методических пособий и учебников со словами: «Прочитать и вызубрить от сих до сих. Не выучишь - выгоню. Мне двоечники не нужны даже за деньги. Только репутацию портить». То же самое она написала и мне. Возражения не принимались.

Два месяца подряд мы вечерами разбирали это безобразие. О, матерь Божья, кто писал эти методички? Я буквально переводила каждое предложение с этого учебно-бюрократического на человеческий. Например: «Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные усилия, которые делают более-менее доступными эти предметы. Прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворения потребностей».

- Что-о-о? - хотелось воскликнуть мне, но сдерживалась, чтобы не пугать ребенка. Ей и так было несладко. И я впервые услышала, как она ругается матом.

Примерно на третий месяц я поняла: надо что-то делать. Но Маруся поняла раньше. Как-то вечером она пришла домой с победным криком:

- Делай что хочешь, но я к этой репетиторше больше не пойду. Моя подруга Дана занимается в онлайн-школе, там такой классный препод, я уже два урока просмотрела.

ПОМОЩЬ ПРИШЛА ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ

Боже, благослови этих невидимых моему глазу людей. Я не знаю, что бы без вас делали родители. Рассказываю: оформляете подписку на «курс подготовки к ОГЭ» по нужному вам предмету и выдыхаете. Умные, веселые, образованные люди два раза в неделю по 2 часа переводят вашему чаду с того самого научно-чиновничьего на детско-человеческий. Все это чудо в 4 раза дешевле частных уроков. А как объясняют! Мамочки мои!

С экрана смотрел молодой парень из Казани (он сам, наверное, только сдал эти злосчастные ЕГЭ). И вот уже с шутками-прибаутками разжевывает все премудрости. И у него нет цепей из учебного плана и цензуры Минпроса. В общем, за один урок он русским языком разложил, что такое политический плюрализм, зачем нужен парламент и чем отличается исполнительная власть от законодательной. Внимание! Он не натаскал, а дал знания.

Уже через месяц занятий моя дочь вдруг с интересом стала смотреть до этого скучные ей новости. Вникла в происходящее в стране и обществе. Вот это я понимаю обществознание.

А математичка из Минска Ольга Александровна - вообще моя любовь. Ее коронное выражение:

- Так, в этой задачке все кажется замудрено, но я вам сейчас покажу, как тут все упросить и решить без калькулятора.

Все занятия сохраняются - можно перемотать, пересмотреть. И включать в удобное время. В общем, восторг и печаль… что в школе почему-то не так. А если ребята с горящими глазами туда и попадают, то всю эту «придурь» из них выбивают учебными планами, бесконечными проверками, заполнениями формуляров и т. д. и т. п.

Еще вчера наш корреспондент Дина Карпицкая (слева) вязала банты дочери в первый класс, и вот уже ОГЭ. Фото: Личный архив

Еще вчера наш корреспондент Дина Карпицкая (слева) вязала банты дочери в первый класс, и вот уже ОГЭ. Фото: Личный архив

ТЕЛЕГРАМ ДЛЯ ШКОЛЯРОВ

Пока государство тратит на защиту тестов миллионы миллиардов, телеграм-каналы предлагают купить на них ответы. Входной билет в мир решенных тестов стоит всего 500 рублей.

- Конечно, я заплачу, доченька. Мне не жалко 500 рублей за твои нервы. Но, скорее всего, это обман. Так что учи!

И она учила. А после первого же экзамена - иностранного - выяснилось: сливы настоящие.

- А ты все со своими нравоучениями, - ворчала дочь. - Умные вон сидели, не парились и гуляли после уроков.

Списать в современных реалиях - это отдельная наука. Обыски, проверки, давление. Но как обойти металлодетекторы и прочие уловки Рособрнадзора, поверьте, молодежь прекрасно знает.

- Раньше, когда дети сдавали обычные экзамены у себя в родной школе своим родным учителям, больше контроля было, - рассуждает завуч школы, куда я привезла Марусю на второе испытание, ОГЭ по математике. - Ты своих учеников как облупленных знаешь, муха не проскочит. А теперь, эх… Развалили, честно говоря, все образование этой Болонской системой. Ну ничего, говорят, теперь мы из нее вышли, может, все наладится.

Рособрнадзор твердит: тестовая система к Болонской не имеет никакого отношения. Тем не менее…

СТРАННОЕ ОБАЛЛИВАНИЕ

Экзамен по злополучному обществознанию был третьим. На него Маруся шла, уже практически не волнуясь. Я, как всегда, в напутствие сказала свое коронное: «Не волнуйся. Не сдашь - все можно пересдать. Это не конец света».

Но Маруся сдала прекрасно. До высшей оценки не хватило всего-то трех баллов. Мы, естественно, полезли смотреть, где была ошибка. А там за ответ на вопрос «Какие есть виды налогов? Опишите и приведите пример» у дочери стоит круглый ноль. Хотя ответ более чем содержательный: «Прямые и косвенные. Прямые - НДФЛ, налог на землю, налог на автомобиль. Косвенные - налог на добавочную стоимость, таможенные пошлины».

Я бы сама на этот вопрос не ответила. А тут столько всего - и почему ноль? Мы отправились в школу. Надо же разобраться.

- Ничего не понимаю, - развела руками учительница. - Все написано правильно. Я бы за такое ноль не поставила. Но эксперты, они же критериями руководствуются.

- А эти эксперты, может, по ночам подшофе проверяют?

- Нет, что вы. В специальном помещении под камерами. И норматив есть - 120 работ за смену с 9 до 18. Причем каждую проверят два человека.

- Хочется до конца понять, что не так в ответах.

- Мне и самой хочется. Знаете, у нас тут сегодня будет как раз эксперт, я к нему подойду спросить.

И подошла. Оказывается, никакой ошибки обалливания (от слова «балл») работы нет. В ответе не приведен конкретный жизненный пример типа: «Мама купила пачку творога, а там налогов скрытых ух сколько», значит, все! Вот тебе и критерии.

- Ну и где справедливость? - рассуждали мы по телефону с мамой одноклассницы (у нее такие же претензии). - Ну нет примера - снимите один балл. Большая часть ответа же есть.

Эта мама и ее дочь даже подали апелляцию. Я думала сделать то же. Очень хотелось подискутировать с экспертами, увидеть их живьем. Но не тут-то было! Великая и могучая тестовая система вместе с современными технологиями обезличила проверяющих. Апелляция подается электронно, ответ - тоже. Или вообще не приходит.

- Мы подали заявку, - рассказывает моя приятельница. - Но до апелляции дело даже не дошло. Прошло какое-то экспертное голосование без нас, естественно, на котором за считаные секунды было принято решение работу не пересматривать.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

А как же один из главнейших компонентов любого образования - работа над ошибками? Не было ее ни на пробном экзамене, ни на основном. Прислали вам ваши баллы - гуляйте. И верьте на слово экспертам. У нас даже учитель, как видите, осталась в недоумении.

На выручку пришли уже привычные нам онлайн-педагоги. У них там целый экспертный совет: присылаешь им ответы, они разжевывают и помогают с апелляцией. Почему в школе такого нет? Почему за такие базовые потребности мы - родители - платим дважды? Сначала налоги, а потом еще отдельно частным школам.

Простите, дорогие ученые и Министерство просвещения, но я не понимаю, почему так выходит: одно по цене двух - и деньги, и время. Сначала дети сидят на уроках в непонимании, после них - репетиторы, которые натаскивают на ОГЭ и ЕГЭ. А потом еще и домашка. А жить-то когда?

- У меня дочь пошла в 10 й, но бросила школу уже после Нового года, едва-едва протянув первое полугодие, - рассказывает подруга из Подмосковья. - Она так и сказала: «Мама, на уроках ничего толком не объясняют. Это пустая трата времени». Пришлось снимать квартиру в Москве и определять ее в платный экстернат. Там и учат лучше, и система удобнее. Окончила ее Таня школу в итоге за год. Сдала все экзамены в удобное время и без нервов. Теперь в институте.

И так рассуждают многие. На школу, как на новогоднюю елку, уже повесили столько гирлянд из заданий, установок, рейтингов и экзаменов, что она вот-вот рухнет, разбив все это великолепие. Только вот чиновники от образования этого, кажется, не понимают. Им срочно нужна работа над ошибками. Пока не поздно.

*ОГЭ - Основной государственный экзамен. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет в школе, а также для приема в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы).

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Не тестом Единым...

Оксана Кальнина, спецкор отдела науки и образования

Люди, которые о Едином госэкзамене что-то слышали в кратком пересказе, станут гневно обличать «оболванивание с помощью тестов» и «натаскивание на расставление галочек». Ау, очнитесь! Рискните хотя бы раз пройти пробный ЕГЭ: вы увидите, что контрольно-измерительные материалы (КИМы - так называются вопросы итоговой аттестации) давно уже не игра в угадайку. Многие задания требуют применить логику, выйти за рамки учебников и ответить развернуто. В общем-то дочь нашего корреспондента на этом и срезалась: если бы ОГЭ был тестом, ее ответ засчитали бы. Но экзамен не тест…

И тем, кто ратует за отмену ОГЭ, ЕГЭ и возвращение к «старой доброй системе экзаменов», хорошо бы прислушаться к словам завуча из статьи. Женщина из самых лучших побуждений говорит о том, что у себя внутри коллектива они прекрасно знают, кто из учеников сколько баллов «стоит». Продолжу за нее: если ты двоечник Сидоров, то хоть выучи все наизусть, не видать тебе пятерки на экзамене! Даже если с репетитором разобрал всю школьную программу с 5-го класса. Потому что против тебя работает репутация, которую могут подмочить конфликты со взрослыми или педагогическая беспомощность, неспособность заинтересовать предметом. Зато плавающую в экзаменационном вопросе Танюшу обязательно вытянут на пятерку - ведь «девочка хорошая, все мы знаем ее маму, учительницу ИЗО»… Вы к этому хотите вернуться?!

Мне тоже, признаться, непонятно, почему хотя бы в пробниках ЕГЭ и ОГЭ не даны объяснения ошибок. Излишне черствой и жестокой кажется практика отфутболивания апелляций (а они именно отвергаются в подавляющем большинстве случаев). Наверняка в этом смысле систему можно «допиливать» до идеала еще долго. Но пока другой альтернативы, беспристрастно и честно показывающей срез знаний учеников, еще никто не предложил.

Слишком много нервов тратят и дети, и родители? Так и событие - не кот начхал, определяющее жизнь, особенно если речь о ЕГЭ. Не нервничать было бы странно. Но, по последним научным данным, нервные клетки все-таки восстанавливаются.