Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
17 января 2009 12:15

Священник Всеволод Чаплин ответил на вопросы читателей "КП"

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы читателей 17 января.
Источник:kp.ru

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы читателей 17 января.

Стенограмма онлайн-конференции и фрагменты трансляции.

- Здравствуйте, дорогие друзья. Рад общению с вами в эти святые дни, они называются Святками в нашей народной традиции. Это дни от Рождества до Крещения. Мы продолжаем праздник Рождества Христова, славить родившегося Христа, готовимся к празднику Крещения Господня. Уже завтра, в крещенский Сочельник, будет первое освящение воды в наших храмах. Второй раз вода будет освящаться в сам день праздника Крещения. По новому стилю это 19 января.

Всех призываю в эти два дня прийти в храм Божий, участвовать в богослужении, молиться, участвовать в общей соборной церковной молитве, которую Господь всегда особо слышит, и, конечно, … освященной водой ваше жилище. Эта вода является благословенной весь год для вашей жизни, благословением для тех мест, где мы работаем. И через эту воду Господь в тех местах, где мы живем или трудимся, с нами присутствует.

Спасибо отец Всеволод за теплое приветствие, и переходим к вопросам читателей.

Ирина спрашивает:

- Если священник нарушил тайну исповеди, это грех? И как быть человеку, который доверился этому священнику?

- Это, конечно, грех. Я практически не знаю случаев, когда священник нарушал бы тайну исповеди. По крайней мере, живя в церкви уже почти 30 лет – с 1981 года, когда я начал ходить в храм, - мне неизвестно ни одного случая, чтобы священник нарушил бы тайну исповеди. А если такое когда-то происходило, это грех.

И такого священник делать не должен. Есть спорные случаи. Например, один из таких случаев описывается в Основах социальной концепции Русской православной церкви. Священник узнает из исповеди о том, что кто-то готовит против другого человека преступление – например, серьезно хочет кого-то убить.

Священник не должен раскрывать о том, что ему было сказано и кем ему было сказано, но он может предпринять какие-то действия для того, чтобы предупредить прямо или косвенно того человека, которому угрожает опасность. И, самое главное, он должен постараться во время исповеди сделать все, чтобы остановить того, кто замышляет зло. Но тайна исповеди при этом все равно не должна нарушаться.

- Вопрос из Санкт-Петербурга:

В Петербурге православная общественность в течение многих лет добивается разрешения построить храм памяти в Парке Победы, где был расположен крематорий. В земле парка покоится пепел 600 тысяч человек. Несмотря на обращения общественности, губернатор Санкт-Петербурга приняла решение о приватизации парка и отказала в строительстве храма-памятника. Что делать? Как вы к этому относитесь и ваш комментарий?

- Знаю очень хорошо об этой ситуации. Действительно, ситуация ужасная. Очевидно, что, с одной стороны, память и прах многих сотен тысяч людей, которые стали жертвами блокады и которых верующие люди хотят поминать через церковную молитву, и все родные и близкие хотят почитать через возможность посетить место их упокоения.

С одной стороны, память, молитва и святое отношение к жертвам блокады. А с другой стороны, деньги, коммерческий интерес, стремление, с одной стороны, избавиться от не очень нужного властям объекта собственности, а с другой стороны, стремление заработать на нем деньги со стороны коммерческих структур. Вот если у нас есть совесть, у жителей страны, у властей страны, тогда нужно сделать ясный выбор между памятью сотен тысяч людей, с одной стороны, и выгодой, с другой стороны.

Таких ситуаций сегодня много. Только что мы рассказывали о той борьбе, которую ведут верующие люди на улице Новаторов в Москве, где есть здание, которое по проектным документам было когда-то храмом, а сейчас это какая-то трансформаторная станция, техническое здание. И спор о том, был ли там храм. Есть свидетели, которые убеждены в том, что храм там был, и группа верующих людей этот храм отстаивает.

Против них коммерческие интересы. Место достаточно дорогое, земля дорогая, на ней хотят что-то строить. Поэтому чувства верующих людей постоянно некоторые деятели ставят на второе место перед исторической памятью и перед желанием людей молиться в здании, которое, судя по всему, действительно когда-то было храмом. Вот выбор между людьми и их чувствами, с одной стороны, и деньгами – с другой нашим обществом должен делаться уверенно и решительно.

Если мы делаем выбор в пользу денег, у нас нет будущего. Если отвергаем при этом чувства людей и веру людей в добрую память умерших людей. А если мы делаем выбор в пользу веры, памяти и добрых чувств, то будущее у нас есть. Некоторые общества жили ради денег, жили только ради выгоды, жертвовали ради выгоды людьми, их чувствами, их верой, их памятью. И эти общества всегда погибали. Вот об этом нам сегодня нужно помнить.

- Татьяна:

Очень хочу создать семью. Но сталкиваюсь с проблемами: как переключиться и достичь своей цели?

- Надо искать того единственного человека, который вам нужен. Молить Бога о том, чтобы Господь вам его послал. Смотреть вокруг себя не только в узком кругу, но и обращаться к разным кругам людей.

Может быть, среди прихожан храма, среди членов какого-то клуба, среди тех сред общения, в которых вы раньше не бывали. И, конечно же, просить у Господа молитвой о том, чтобы он помог. И Господь обязательно поможет, если вы только верите в Божью помощь и сами стараетесь принимать Божью волю так, как Господь вам ее открывает.

- Андрей Гневный:

Недавно побывал на Валааме. Меня смутило очень многое. Монахи разъезжают на джипах. Стесняюсь спросить, откуда у священников деньги на это? Кстати, на чем ездите вы?

- Народ жертвует. И жертвует немало. Между прочим, такие святые, как Святой Иоанн Кронштадтский, вообще имели даже личные пароходы. Люди жертвуют. Что ж, им отказывать в этом возможности пожертвовать что-то ради монастыря, ради устроения там монашеской жизни? Это ведь не личное имущество монахов.

Я, кстати говоря, тоже езжу на казенной машине. У меня своей нет, она мне не нужна. В выходные дни я езжу на метро. В церквях должна, конечно, быть какая-то инфраструктура, какое-то хозяйство. Если люди, в том числе представители крупного предпринимательства, жертвуют что-то монастырю, какие-то машины в том числе, наверное, отвергать этот дар не нужно. Тем более, что Валаам – это действительно большая территория. И там монахи на чем-то должны ездить. Как же без этого?

- Лариса:

Можно ли освятить квартиру, если в доме кошка или собака?

- Можно. На простой вопрос – простой ответ.

- Андроний:

Как вы относитесь к произведениям русских писателей? Ведь у Ахматовой, Некрасова, Лермонтова, а тем уж паче у Толстого множество кощунства, гордыни, несмирения?

- В любой культуре, в любом народе часто присутствуют вера и неверие, добро и зло, правда и ложь. Поэтому относиться к тому, что в русской культуре были разные явления, разные мысли, разные идеи, разное отношение к вере, можно только следующим образом, по-моему. В обществе есть разные люди.

В искусстве, в литературе есть разные люди. Есть смиренные и есть гордецы. Есть люди, которые созидают, и люди, которые разрушают. Люди, которые верят, и люди, которые не верят. Такие люди всегда есть вокруг нас. Есть они и среди писателей XIX века, живших в России. И среди нынешних писателей. Где-то, конечно, было больше доброго, меньше злого.

В каких-то культурных пластах – больше злого и меньше доброго. Но так или иначе, в любом направлении искусства, в любую эпоху есть все, что есть в обществе. Потом что всегда есть добродетель и есть грех. Есть вера и есть неверие. Даже в самом христианском обществе в какой-нибудь Византийской империи было. Был грех, были ереси, были столкновения, были религиозные споры, были войны, было коварство, убийство, интриги. Так же, наверное, есть в любом другом обществе в любую другую эпоху истории.

Гость

- Отец Всеволод, почему Святейшего Патриарха не выбирают жребием?

- А церковь прибегает к жребию только в самых исключительных случаях. Из патриархов нашей церкви ХХ века только один был избран жребием. Это был Святейший Патриарх Тихон. Святой человек, человек, который очень многое сделал для того, чтобы оградить церковь от гонений. Ведь мы знаем, что в этот период в церкви произошел целый ряд разделений. В церкви на самом деле самые важные вопросы жребием никогда не решались.

Споры о том, что есть истина, а что есть ложь, в области учения о Боге, споры о догматике никогда не решались жребием. Решались через соборный разум Церкви. Избрание большинства епископов, патриархов тоже происходило через соборные суждения Церкви. Жребий, скорее, был исключением из правила. И происходил он в основном тогда, когда почему-то было сложно избрать человека или принять решение соборным разумом. Были какие-то опасения и сомнения. Мы знаем, что большинство решений апостолов происходило через их совместные соборные суждения.

И только один раз, еще до того, как сошел Дух Святой, был избран вместо Иуды Матфий жребием. Но так или иначе, после сошествия Святого Духа, мы верим, что Дух Святой действует в церкви. И действия церкви, соборный разум церкви – это действия Святого духа, это воля Божья. Вот на это мы надеемся. И сейчас, когда должны выбрать нового Патриарха Московского и всея Руси, мы верим и надеемся, что через соборные рассуждения, через волеизъявления членов Поместного Собора Господь сам явит свою волю.

Потому что Он ведет церковь. Когда избрали Святейшего Патриарха Алексия в 1990 году, после кончины Святейшего Патриарха Пимена, я помню хорошо эти события, я тогда был журналистом официального церковного издания и писал летопись этого Собора, присутствовал на нем и помню хорошо период подготовки к нему. Тогда тоже были разные разговоры, споры, сплетни. Были люди, которые возмущались тем, что среди самых известных митрополитов, которые могли претендовать на патриарший престол, были два украинца. Говорили: как это украинец может быть Патриархом всея Руси?

Говорили о том, как может быть патриархом человек с нерусской фамилией Ридигер? Были разные попытки интриговать, используя государственную власть. Так вот, несмотря на все это, несмотря на то, что обстановка перед Собором тоже была достаточно сложной, Господь избрал через соборное суждение церкви самого лучшего человека. Именно того единственного человека, который был нужен в этот период нашей церкви, чтобы во время разделений, политических волнений, межнациональных конфликтов сохранить единство церкви и обеспечить ее возрождение. И этим лучшим и единственным человеком был как Святейший Патриарх Алексий Второй, который недавно ушел из нашего земного мира.

- Очень хочу покреститься. Но из-за травмы все время хожу в брюках. Могу ли я в брюках присутствовать в церкви и принять крещение?

- Обычно, когда человек крестится, он снимает с себя верхнюю одежду, надевает сначала какое-то покрывало, потом крестильную рубашку. Я не знаю, насколько серьезна ваша травма и можете ли вы оставаться без вот этой одежды. Но в любом случае в купель нужно входить уже без брюк.

Так или иначе, вам нужно прийти к священнику, объяснить все сложности, которые есть, и я уверен, что вас не отринут. Приходите в наш храм на Карамышевской набережной, 15, это в Хорошево. Если вы живете в Москве, можете прийти в наш храм. И вас очень внимательно выслушают, войдут в ваше положение. Если вы живете в другом городе, я думаю, что любой священник в любом храме выслушает вас внимательно и поможет.

Нет никаких препятствий для того, чтобы вы приняли крещение. Только все-таки нужно, как и любому, кто приступает к таинству крещения, вам нужно знать основы христианского православного вероучения. Поэтому призываю вас прочесть Катехизис Православной Церкви, чтобы хотя бы понимать смысл символа веры, молитвы веры, которую мы возносим за богослужением и за домашней молитвой.

- Можно ли нам с молодым человеком обручиться уже сейчас, хотя пожениться мы планируем в следующем году? как сейчас проходит обряд обручения?

- Обручиться можно. Есть специальный богослужебный чин обручения. И вы можете попросить священника вас обручить. Можно это сделать практически в любом храме.

- На сороковой день после смерти душа человека предстает перед Богом и определяется ее дальнейший путь – в ад или в рай?

- Да, именно так. В сороковой день после кончины человека его душа предстает на Суд Божий. Это предварительный суд. Общий суд над всеми нами произойдет тогда, когда окончится нынешняя фаза земной истории, произойдет второе пришествие Христово. И вот тогда уже окончательно Господь будет судить всех людей.

А почему так происходит? Потому что плоды наших деяний – хороших или плохих – проявляются часто не в момент нашей жизни, а после ее окончания. Иногда через годы, иногда через века, и после окончания всей истории нынешнего земного мира, нынешнего человечества, Господь произнесет окончательный суд над всеми людьми, над каждым из нас.

Галина:

Что за безнравственность? «Свечи, купленные не в нашем храме, жертвой Богу не являются». Такие объявления висят при каждом храме.

- Свеча – это жертва на храм. Поэтому, естественно, было бы странно, если бы вы, купив свечу в магазине, приносили ее в храм и там ставили перед иконой. Свеча – это действительно жертва на храм. И в этом ее главный смысл. Это символ молитвы, символ почтения к святому, к Божьей Матери, перед иконами которых вы ставите эту свечу. Но в первую очередь главное значение этой свечи – это жертва на храм.

- Дроздов Вадим:

Почему православная церковь принимает от власти иконы, конфискованные на таможне? Ведь это на 95 процентов старообрядческие иконы.

- Это не на 95 процентов старообрядческие иконы. Это, как правило, иконы, похищенные из наших храмов – храмов Русской Православной Церкви в период государственного безбожия или в последние годы. Известно, что сегодня большое количество храмов грабятся, особенно в регионах Центральной России, в бедных регионах, где живет мало людей.

Если действительно иконы находятся старообрядческие, созданные в старообрядческих общинах, то их стараются возвращать именно старообрядцам. И за последнее время, по крайней мере недавно большое количество старообрядческих икон было таможней возвращено старообрядцам, что я считаю совершенно справедливым.

- Люди были женаты и венчаны. Потом расстались. Как им развенчаться? Возможно ли это? И как отмолить грех?

- Если есть возможность сохранить семью и сохранять отношения, надо постараться это сделать. Если такой возможности уже нет, если венчанный брак давно распался и люди потеряли всякую связь друг с другом, второй раз женились или вышли замуж, можно просить о церковном разводе и о совершении чина о второбрачных.

Это не полное венчание, но это особое богослужение, в котором церковь просит благословение Божие на вступающих во второй или третий брак. Вот об этом можно просить, объясняя в соответствующем прошении на имя правящего архиерея той или иной епархии, что брак уже фактически распался и очевидно, что он не может быть сохранен или восстановлен.

- Как часто можно совершать этот чин?

- Четвертого брака не бывает в православной церкви. Может быть второй или третий брак. Второй или третий брак со скорбью, с призывом к покаянию церковь благословляет. Но это может сделать только правящий епископ той или иной епархии, в которой вы живете. Для Москвы таким епископом является Святейший Патриарх. Сейчас, в период междупатриаршества управляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Имя вашего правящего архиерея вы можете узнать в любом храме.

- Можно справлять свой день рождения в сорок лет? народ к этой цифре относится особенно.

- Не надо бояться никаких цифр. Когда мне исполнилось сорок лет, а это было всего несколько месяцев назад, я, конечно, пригласил гостей, близких людей, с которыми обменялся несколькими добрыми словами. Меня поздравил покойный Святейший Патриарх. Так что, видите, еще жив. И даже относительно здоров. Так что бояться ничего не надо.

- Лейсан:

Я бы хотела покреститься. Но по национальности я татарка. И все мне говорят, что веру менять – нехорошо. Мой муж – русский. Сына крестили. Скажите, как лучше поступить?

- Человек может выбирать веру. И, бесспорно, если вы хотите креститься, вам ничто не должно препятствовать. Вы можете прийти в храм, поговорить со священником. Вам нужно знать хотя бы самые основы православного вероучения. Вам нужно сделать осознанный выбор.

Не исходить только из того, что крещение – это часть национальной традиции, может быть, связанная с семьей вашего мужа. А это должен быть ваш осознанный выбор. Когда человек такой выбор делает, это вполне естественно. Я сам родился в семье неверующих людей. Что ж, мне нужно было оставаться неверующим? Наверное, если бы мне кто-нибудь так сказал в те годы, когда я сознательно выбрал православие, я бы очень удивился.

- Ирина Анатольевна:

Скажите, может ли священник отказать в венчании паре на том основании, что брак не зарегистрирован в органах ЗАГСа?

- Всегда церковь поступает следующим образом. Если люди приходят для венчания, они должны предъявить свидетельство о регистрации брака. Если люди не готовы взять на себя ответственность даже перед государственным законом, как они могут претендовать на то, чтобы брать друг за друга ответственность перед Богом? Получается некая двусмысленность. Поэтому церковь всегда ожидает, что люди, которые приходят венчаться, приносят с собой свидетельство о заключении официального, признанного государством, а значит и окружающими людьми брака.

- Светлана:

Почему Солженицына похоронили в монастыре? Разве он относится к великим подвижникам и праведникам?

- В этом монастыре есть древний некрополь, где были похоронены самые разные люди. Кстати, в монастырях очень часто хоронили не только монахов, а самых разных людей. В монастырях часто были большие кладбища. Если мы вспомним историю Москвы, то мы можем вспомнить, что и Гоголь был похоронен в Даниловом монастыре, откуда, к сожалению, его прах был вынесен большевиками. Денис Давыдов похоронен в Новодевичьем монастыре.

Наш известный философ Владимир Соловьев похоронен там же. А в Донском монастыре были похоронены многие известные люди. Это и герои войны, офицеры, это и предприниматели, и известные деятели искусства. Относительно недавно там был захоронен прах русского философа Ивана Ильина. Действительно, часто бывало так в истории России, что в монастырях упокаивались известные люди. Так же как и простые люди.

Между прочим, в Сергиевой Лавре тоже есть захоронения разных людей, в том числе практически всей семьи Годуновых. Там находится фамильный склеп этой семьи. Так что в этом ничего удивительного нет. Когда народ почитает того или иного человека, похоронить его рядом с храмом, в ограде монашеской обители считалось знаком особого уважения и призыва к молитве о душе этого человека.

- У меня умерла соседка. Она была крещеная. Но она ходила в какую-то секту. Можно ли за нее молиться и подавать сорокоуст?

- Надо понять, действительно ли человек отпал от православной церкви. Я думаю, что в любом случае за крещеного человека молиться можно и нужно. Поскольку мы не знаем, что происходило у этого человека в душе. Может быть, если и были какие-то заблуждения у этого человека, он раскаялся по крайней мере в последний момент своей жизни.

Если же действительно человек ясно и однозначно сказал о том, что он порывает с православной церковью и ушел в какую-то другую религиозную группу, тогда действительно становится очевидно, что он отпал от православия и за него нельзя молиться как за члена православной церкви, в православном храме. Но вы можете молиться за этого человека своей домашней келейной молитвой. А если есть только подозрение о том, что куда-то не туда человек ходил, то нельзя судить и осуждать человека только на основании подозрений. И молиться можно и нужно.

- Есть ли у вас свой сайт, на котором можно задать вопросы, интересующие меня?

- У меня нет сайта по одной простой причине. Некоторые мои друзья предлагали создать сайт, обеспечивать его технически. Но есть одна проблема. Если открывать сайт, в котором ты ведешь общение с людьми и обещаешь людям, что это общение ты будешь поддерживать, тогда это обещание нужно выполнять.

А у меня на это, увы, просто нет времени. Я очень часто не имею времени говорить по телефону, имею очень мало времени для того, чтобы встречаться с людьми. А поддержание общения на сайте требует, как минимум, получаса каждый день. А у меня этого времени нет, поэтому я и не хочу обещать чего-то и не выполнять это обещание.

Может быть, когда-нибудь сделаю сайт со своими текстами. Но сайт для общения, увы, наверное, открыть мне будет сложно. Вы можете прийти в храм и поговорить со мной после богослужения, если вы живете Москве. Если вы живете вне Москвы, вы можете просто написать мне электронное письмо или позвонить.

- Мою бабушку звали Белла. Но я не могу поминать в храме, так как этого имени нет в святцах. Как быть?

- Речь идет о том, что она была крещена? Судя по всему, да.

Надо постараться узнать, с каким именем ее крестили. Если это невозможно, то упоминайте любое имя. Господь знает ее душу, он знает, что вы молитесь именно о ней, и примет, и услышит вашу молитву.

- Катя:

Может ли двоюродный дедушка крестить внука?

- Как правило, прямые родственники не должны быть крестными отцами и крестными матерями. Есть система правил, которые касаются того, какая степень родства возможна, а какая нет. Я этих правил сейчас не помню наизусть. Отвечу на ваш вопрос несколько позже, когда выясню, что по этому поводу данные правила говорят.

- Ольга:

Как церковь относится к тому, что на человека наводят порчу?

- Бояться не надо. Всякие люди, которые пугают окружающих порчей, сглазом, колдовством, всякими манипуляциями псевдомистическими, не понимают одного, а те, кто боится, тоже не понимают одного: Господь сильнее любой злой силы.

Если вы верите в Бога, если осеняете себя крестным знамением, если вы знаете силу Божию, если вы просите Господа о помощи, вам не страшны никакие злые чары. И бояться их не надо. Более того, если вы начинаете бояться тех людей, которые вас этим пугают, вы начинаете внутренне зависеть от них, значит они достигают своей цели – подчинить вас себе, заставить делать не то, что вы хотите, а то, что им выгодно, нужно и так далее.

- Евгений Ощипков:

Как так получилось, что за все то, за что ругают Сталина, Ельцину церковь дает орден?

- Я не совсем понял вопрос. Обычно, если говорить о православных христианах, о нашем православном народе, то Сталину прежде всего ставится в вину то, что он уничтожил большое количество безвинных людей, в том числе священнослужителей, монашествующих, верующих мирян. Вот главное преступление и главный грех Сталина.

Ельцин, по-моему, ничего такого не совершал. Ельцин, очевидно, сделал много ошибок, он сам это признал. При нем произошла гражданская распря, в ходе которой были действительно убиты люди. И это лежит на совести всех, кто к этой распре привел, в том числе, конечно, и на руководителях президентской и исполнительной власти. Но таких массовых репрессий, в ходе которых в большинстве своем пострадали невинные люди, при Ельцине все-таки не было. Давайте будем называть вещи своими именами.

- Александр:

Почему РПЦ открыто заняла монархическую позицию? Почему Церковь, которая в России всегда была объединяющим началом, стала предметом раздора?

- Религиозно обоснованная система государственного правления – теократическая или монархическая – конечно, для православного христианина ближе. Потому что православный христианин всегда стремится к тому, чтобы те законы, которые дал человеку Бог, учитывались и человеческим обществом. Поэтому государство, в котором власть имеет религиозную мотивацию, всегда для православных христиан было более предпочтительно, чем власть, которая такую мотивацию не имеет.

Но в то же самое время церковь никогда не призывала к немедленному восстановлению монархии или к тому, чтобы нынешняя государственная власть была объявлена второсортной, нелегитимной, ущербной и так далее. Эта власть избрана народом, она соответствует тому состоянию, тем чаяниям, тем убеждениям, которые присутствуют у большинства нашего народа. И, наверное, к этим чувствам, к этим чаяниям, к этим убеждениям нужно относиться с уважением.

Если народ избрал такую власть, если он по своему духовному состоянию не способен выдвинуть из своей среды власть более религиозно мотивированную, то не нужно пытаться искусственно ему такую власть навязать. Каждый народ достоин своих правителей. И каждый народ достоин того государства, которое он создал или которое он избрал. Поэтому искусственно пытаться восстановить монархию в условиях, когда народ плохо понимает, что это такое, или когда монархическая идея может быть извращена до неузнаваемости, я думаю, было бы совершенно неправильно.

Можно себе представить такие ситуации, в которых какая-нибудь группа политических жуликов объявит того или иного человека царем и постарается привести его к власти. Это будет хуже, чем любая демократия. Потому что такая псевдомонархия опорочить навсегда саму идею монархии в России. Вторая часть вопроса – церковь старается людей объединять. И мне кажется, все-таки больше объединяет, чем разделяет. Может быть, я не прав, может быть, мое мнение субъективно. Но мне думается, что все-таки раздора и разделения мы в общество не вносим. При всем уважении вашего права так считать, почему вы так считаете, я не понимаю.

- Ирина:

Моя дочь внушила себе, что ей мужчины не нужны. Она лесбиянка. Причем не стесняется этого и подчеркивает. Можно ли найти помощь в церкви?

- Знаете, люди с такой ориентацией обычно бывают несчастны. Если некоторые СМИ, некоторые явления культуры, или лучше сказать – псевдокультуры убеждают нас в обратном, им лучше не верить. На самом деле люди такой ориентации всегда испытывают одиночество, несчастье.

Даже если у них какие-то происходят события в жизни, которые дают им возможность убеждать себя и окружающих, что они живут развеселой жизнью, что они счастливы, беззаботны, им хорошо, у них есть какие-то прочные союзы, на самом деле жизнь показывает, я это знаю из своей практики священника, из исповедей, из общения с людьми, что все-таки несчастье у этих людей встречается гораздо чаще, чем счастье.

Чаще, если не всегда. Возможно, стоит показать вашей дочери примеры исхода жизни таких людей. Не нужно читать моралей, не нужно давить на волю, на психику. А нужно просто подумать, как показать на жизненных примерах то, что образ жизни, связанный с так называемыми однополыми отношениями, достаточно разрушительный. Среди этих людей больше наркоманов. Об этом говорят американские социологические исследования. Больше самоубийц, больше алкоголиков. Это не просто так. Показать, что происходит среди тех, кто делает такой выбор, открыть правду о последствиях этого выбора, я думаю, вы можете.

- Как пережить предательство любимого человека, в которого верила восемь лет?

- Не надо жить обидой, не надо жить жаждой мести. Надо молиться об этом человеке, даже если это тяжело. Потому что, когда мы молимся о тех, с кем ссоримся и на кого обижаемся, тем быстрее Господь дает силы преодолеть ссору, обиду и быть готовыми для добрых отношений с теми людьми, которые нас окружают. Не думайте слишком много о том, что произошло. Господь вам пошлет и новые встречи, которые позволят, наверное, найти новую любовь. И пошлет мир душевный, если вы не будете жить только ради того, чтобы лелеять в себе обиду или жажду мести.

- Виктор:

Разъясните суть конфликта между теперь уже бывшим епископом Диомидом и руководством РПЦ?

- Большая и сложная тема, я не хотел бы о ней говорить долго. Хотя говорить о ней можно часами. Кратко могу сказать следующее. Этот человек считает практически только себя и малую группу своих сторонников истинными православными христианами. Он обвинил в отступлении от православия не только Святейшего Патриарха Алексия покойного, некоторых других архиереев. Собственно, всех архиереев Русской Православной Церкви.

Он назвал неправославными некоторые документы и решения таких людей как Святитель Патриарх Тихон, патриарх, который возглавлял нашу церковь в послереволюционное время. Мы сегодня уже вспоминали его святое имя. Как Священномученик Митрополит Владимир Богоявленский, один из первых мучеников за веру в ХХ веке. Сказано уже и о том, что одно из решений Святейшего Синода в 1913 году было отступлением от православия. Вот на основании некоторых утверждений он объявил неправославными чуть ли не всех, кроме нескольких своих последователей, и чуть ли не всю Русскую Православную Церковь, начиная с 1913 года.

Кстати, именно в этой церкви он получил рукоположение, священный сан. Так что можно поставить вопрос о том, почему он себя до сих пор считает епископом, если он получил рукоположение в той церкви, которую он объявляет не истинной. Мне кажется, что это типичное поведение человека, который оказался в плену людей, убеждающих его в том, что он великий, что он должен возглавить Русскую Церковь. Мне думается, что такие люди около него есть. Он сейчас создал некий свой Синод, вместе со своим родным братом Феофилом Дзюбаном, он его единолично рукоположил в так называемые епископы.

Эта маленькая группа людей сейчас пытается сказать, что только она является истинной православной церковью, а мы все – еретики. Таких движений в истории церкви было много. Они, как правило, раскалывались на достаточно большое количество все более и более мелких группировок. Такой раскол среди последователей Диомида уже имел место. Потому что одна из самых активных групп его последователей во главе с бывшим игуменом Илией Емпулевым отделилась от него.

Он сам постановил лишить его сана. Очевидно, судьба этого движения будет такой же, как и судьба большинства радикальных групп, отделяющихся от церкви и противопоставляющих себя ей. Это судьба все больших и больших разделений, все большей и большей внутренней вражды. И в конечном итоге превращение в такие атомизирующиеся группы людей, каждая из которых считает только себя единственной истинной церковью, а все остальных – еретиками и отступниками.

Епископ Диомид поставил несколько серьезных вопросов, которые, я думаю, в церкви должны обсуждаться более активно, чем они обсуждаются сейчас. Но сам тон его выступлений, само намерение как можно более громко обвинить всех в ереси, используя сомнительные аргументы, а часто и прямую ложь. В частности, прямой ложью является то, что он говорит о якобы имевшей место совместной молитве или совместном богослужении почившего Святейшего Патриарха Алексия с католиками. Еще есть какие-то вещи, которые являются полной ложью, прямой неправдой. Вот это, конечно, все явления греховные. И за это Господь лишает разума. И, кажется, именно это сейчас и происходит с теми, кто отделился в эту группу.

- Мою маму назвали Ниной в честь умершей перед ней сестры. Я слышала, что называть в честь умершего нельзя. Мама очень болеет. Можно ли изменить имя и креститься заново новым именем?

- Нет, этого делать не надо. Имя дается человеку при крещении. И менять его не нужно. Все люди когда-нибудь умирают. И если бы мы отказывались от того, чтобы называть детей именами тех, кто уже скончался, то тогда нужно было бы выдумывать каждый раз новые имена. Православные христиане получают имена в честь святых. И эти святые уже покинули этот мир.

И кто-то стал мучеником, кто-то скончался мирно после добродетельных долгих лет жизни. И эти святые молятся за нас перед престолом Божьим. И если это покровительница вашей мамы, она молится за нее перед престолом Божьим. Это Святая Равноапостольная Нина, Просветительница Грузии. Зачем же отказываться от этой покровительницы вашей мамы перед лицом Божьим? Святые молятся за нас, а когда мы носим их имя, мы особо их почитаем, и они особо молятся за нас перед Божьим престолом.

- Александр:

Как возник термин «православие»?

- Это греческое слово. «Ортодоксия» - смысл слова достаточно понятен. На русский язык он переведен словом «православие». То есть правильное прославление Бога, правильная вера. И этот термин мы восприняли вместе с христианством из Византии, вместе с греческими епископами и священниками, которые приехали крестить Русь. Термин достаточно понятен. Когда он появился, я не помню, но думаю, что это происходило в первые века христианства.

- Бенедикт XVIII:

Вы верите в существование Бога? Вы знаете, что Бог существует в реальном мире?

- Верю и знаю из своего религиозного опыта, из опыта общения с Ним.

- Какие факты подтверждают существование Бога в реальном мире? Прошу ответить предельно конкретно.

- Только собственный религиозный опыт общения человека с Богом. Попробуйте пообщаться с Богом, помолитесь ему, вступите с ним в диалог. А он всегда отвечает - не словами, а событиями вашей жизни и вашими собственными поступками. И вот тогда вы увидите, что он есть. Все доказательства бытия Божьего, так называемые, не главное.

Можно увидеть любое чудо и не стать верующим человеком. Потому что грехи будут препятствовать тому, чтобы ты вошел в общение с Богом. Если человеку собственные грехи дороже, чем общение с Богом, если они слишком прилипли к душе, человек может увидеть любое чудо, человек может увидеть любое доказательство, Бог можем ему явиться, и он все равно не станет верующим. Потому что ему эти грехи окажутся ближе, чем вера.

А если человек понимает, что общение с Богом ему нужно и ему нужно слушать Божью волю и меняться в согласии с этой волей, вот тогда человек услышит и голос Божий, и увидит доказательства Божьего бытия не в виде какого-то формального чуда, а в виде изменений своей собственной жизни. И поймет, что Бог есть.

- Как поступать с найденными крестиками? Их относить в храм?

- Их можно освятить и пользоваться. Можно отнести в храм. Ничего страшного в них нет. Иногда, знаете, люди относятся к этим крестикам как к чему-то страшному и ужасному, особенно если вдруг есть шанс, что этот крестин носил уже умерший человек. Ничего страшного. Можно крестик освятить, можно его носить.

Он не несет на себе никогда никакого негативного содержания мистического. Священнослужители часто получают от уже скончавшихся священнослужителей кресты, облачение, какие-то еще вещи, которые священник носит на себе. У меня есть крест одного из почивших митрополитов. Есть митра одного почившего архиерея. И я их ношу всегда с большой благодарностью и с воспоминанием об этом человеке, с молитвой о ней. И воспринимаю это, как и любой другой священник воспринимает нечто подобное, абсолютно нормально.

- Какую службу можно заказать в церкви, если тебя обманул родственник, а точнее – обокрал?

- Молитесь о его здравии. И в храме подавайте записки, и сами молитесь своей домашней келейной молитвой. И Господь поправит все – и ваши отношения с этим человеком сделает такими, какими нужно, и изгонит из сердца обиду, и поможет восстановить ваше достояние и изгнать из жизни последствия того, что этот человек сделал.

- Максим:

Что с точки зрения церкви ожидает иноверцев, атеистов и так далее, честно заблуждающихся? Они попадут обязательно в ад?

- Мы надеемся на милость Божию по отношению к каждому человеку. Но мы знаем также очень хорошо, что сказано в Евангелие, в Священном Писании. Сам Господь сказать: «Тот, кто будет веровать и креститься, спасен будет. А кто не будет веровать, осужден будет». Вот такие слова сказал сам Господь Иисус Христос. Это очень серьезно для самопонимания нас как православных христиан. Я надеюсь на милость Божью по отношению к каждому человеку и каждому живому существу.

Но Господь сам сказал, что наша судьба в вечности зависит в том числе и не в последнюю очередь от того, правильно ли мы воспринимаем Бога. Воспринимаем ли мы его таким, каков он есть, или придумываем что-то иное, заменяя в своих мыслях и в своем сердце реального Бога выдуманным каким-то существом, которое на самом деле Богом не является, которого просто нет или который является злой силой. Вот корень вопроса о правильной и неправильной вере.

Многие говорят: у меня Бог в душе. И этот бог в душе оказывается очень удобным. Он нормально принимает твои грехи, он тебе во всем потакает, его можно как угодно модифицировать, куда угодно развернуть. Если ты сделал что-то дурное, сказать, что бог, который в душе, это все одобрил, сказал: нормально, парень, так вот и делай. Этот бог в душе, который на самом деле выдуман нами, оправдывает наши грехи, помогает нам в нашем самооправдании и заслоняет от нас настоящего Бога. А настоящего Бога мы не видим. Попытка закрыть настоящего Бога от себя заблуждением о Боге лишает нас общения с реальным Богом. Вот почему так важна настоящая вера, а не нечто придуманное человеком.

- Анатолий:

После смерти жены я второй год еженедельно привожу свежие цветы на ее могилу. Мне говорят знакомые, что нельзя этого делать, якобы я беспокою ее душу, и она должна в каждое мое посещение возвращаться на землю. Говорят, что я несу негативную энергию в дом. Церковь я не посещаю. Правы ли мои знакомые?

- Нет ничего плохо в том, что вы делаете. Это красиво и хорошо, что вы так относитесь к памяти умершей супруги, относитесь с теплотой и с добрыми чувствами. Не нужно бояться какой-то так называемой отрицательной энергии, не нужно бояться того, что она приходит обратно на могилу. Это не такое.

Но самое главное – это наша молитва об усопших. Не украшение могил, не поминки, не разговоры о том, какой хороший был человек. Это все нужно, но самое главное не это. Если вы хотя бы минимально верующий человек, помолитесь об упокоении ее души. Если она находится в Царствии Небесном, она сама будет о вас молиться перед престолом Божьим. А если ей в ином мире тяжело, вы ей можете молитвой помочь.

Точно так же, как мы можем помочь своей молитвой друг другу, когда живет здесь, в земном мире. Молитва о том, кто этот мир покинул, это самое лучшее, что мы для этого человека может сделать. Мы можем молиться друг о друге по разные стороны барьера, разделяющего земной мир и мир нематериальный, мир вечности. Всем помощи Божьей в добрых делах, всем мира, радости и жизни со смыслом.