Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Новости20 декабря 2008 17:17

Умерла любимая женщина Сталина, балерина Ольга Лепешинская

Звезде Большого театра было 92...

В субботу не стало легендарной балерины, любимой артистки Иосифа Сталина Ольги Лепешинской. Звезде Большого театра было 92 года… Родные планируют похоронить артистку во вторник на Введенском кладбище Москвы рядом с матерью и сестрой. Церемония прощания с Ольгой Лепешинской пройдет в Большом театре, которому она отдала тридцать лет своей жизни.

Ольга Лепешинская родилась в Киеве 15 (28 сентября) 1916 года. Говорят, танцевать начала раньше, чем ходить. Двигалась под любую музыку и даже без нее. А в балет попала благодаря случаю. Ее семья отдыхала в Крыму и однажды «выступления» Оленьки увидела жена художника Большого театра. Она посоветовала маме Ольги отдать ее учиться танцам. Девочка держала экзамен в Московский хореографический техникум и… не прошла! Но не с характером Лепешинской было отступать! Она ходила на занятия и, наконец, подвернулся случай: одна из учениц заболела и на ее место взяли Ольгу.

Окончив Московское хореографическое училище, 17-летняя польская дворянка поступает в Большой театр, где сразу становится солисткой труппы. Вынужденная с детства скрывать свои княжеские корни, истинная комсомолка Лепешинская даже боялась одевать изысканные кружевные воротнички: «Когда моя мама вынимала из заветного ларца кружевной воротничок, чтобы украсить мою форму, я отказывалась его надевать, считая, что этот воротник принадлежал классу угнетателей».

«Легка и весом, и характером» - именно так отзывался о Лепешинской великий Марис Лиепа. Ее партнерами были все лучшие танцовщики тех лет - Владимир Преображенский, Асаф Мессерер, Александр Царман, Юрий Жданов; специально для Лепешинской писали музыку к балету «Алые паруса», ставили роли Мирандолины, Жизели, Китри...

Лепешинская блистала в самых разных балетах, В «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Алых парусах», «Щелкунчике», «Золушке». Критике отмечали ее «огненный» темперамент и виртуозность вращений. О характере Лепешинской ходили легенды. Однажды она, танцуя в «Красном маке», в первом акте сломала ногу. Балет дотанцевала до конца, и только когда дали занавес, потеряла сознание. Врачи, прибывшие к ней, констатировали перелом в четырех (!) местах! Но уже через три месяца балерина танцевала главную партию в балете «Фадетта». Зрители встречали ее стоя.

Свой первый орден Лепешинская получила в 21 год, вместе с Галиной Улановой она стала первой балериной, удостоенной высокого звания Народного артиста СССР.

Горячим поклонником артистки был сам Иосиф Сталин . Как потом писал мемуарист Гронский (деликатно не указывая фамилии), в середине 30-х вождь народов нередко возвращался от балерины в Кремль уже в глухую ночь.

Отвечая в свое время на вопрос эстонского издания Postimees, почему балет пользовался столь большим вниманием у властьимущих, Лепешинская прямо заявила: «Потому что в Большой театр приходил Сталин. Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин. Сталин очень любил балет «Пламя Парижа», который и для нас был святым. Он часто приходил только на один акт, в котором происходило взятие Тюильри. Сталин сделал очень много для Большого театра, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера».

Вспоминая об оборотной стороне медали театрального триумфа, Лепешинская в интервью газете «Труд» признавалась, что публика даже не представляет, какой каторжный труд скрыт за видимой легкостью балетных па.

- На гастролях в Черновцах на авансцене театра не было обычного барьерчика - рампы. По ходу танца партнер, Володя Преображенский, высоко поднял меня в поддержке, сделал два шага и... мы летим в оркестровую яму (она была в тот вечер пустой). У меня мгновенная мысль: упаду на Володю - сломаю ему позвоночник. В полете отделяюсь, приземляюсь на пятки и от боли падаю. Какой-то генерал (мы давали шефский концерт для военных) перемахнул через барьер, и вместе с Володей в двойной поддержке они подняли меня снова на сцену. "Вот, мол, она жива, в порядке". На крики в зале: "Врача, врача!" в гримерную пришел огромный человек с ручищами в длинных рыжих волосах, сильно косящий одним глазом. Он оказался... ветеринаром и тут же приступил к лечению. Осмотрев ногу, с силой дернул за пятку. Я заорала, лекарь привычно сказал: "Т-п-р-р-у, не балуй!" Мне стало легче, и я расцеловала мохнатого спасителя.

Сама Ольга Васильевна также не раз выступала «спасателем» , участвуя во многих благотворительных мероприятиях, в том числе, и в акциях «КП»: как только в нашей газете появилась рубрика «Читатель, помоги читателю!», прославленная артистка откликнулась на первый же зов о помощи, навестив четырех осиротевших детей из семьи Ковалевых.

Два года назад, в канун своего 90-летия, Ольга Васильевна поделилась с «Комсомолкой», по которой балерина еще в детстве училась читать, секретом своего долголетия. Все оказалось крайне просто – в жизни надо не причинять никому вреда.

- Ольга Васильевна, скажите, в чем секрет вашего долголетия и оптимизма?

- Секрет прост. В жизни надо меньше делать гадостей другим!

- Чего вы бы пожелали самой себе?

- Хорошего настроения и отличной погоды в день рождения.

- Вы рано начали читать, и вашей первой газетой была именно «Комсомолка»...

- Меня учила читать моя сестра. И читала я именно «Комсомолку». Я до сих пор люблю вашу газету, но смотрю и другие издания. Ведь газеты - это часть культурной жизни!

- Раньше вы были атеисткой. Сейчас ваше отношение к вере изменилось?

- Сейчас я не атеистка.

Ольга Васильевна говорила, что довольна своей творческой судьбой. «Я танцевала много и долго. И только когда умер муж, сняла балетные туфли».

Прощание с балериной пройдет во вторник, 23 декабря в Большом театре.

Елена ЧИНКОВА, Оксана ФОМИНА

Иосиф Кобзон: "Это большая потеря для балета.."

Вот что сказал о великой балерине Иосиф КОБЗОН: « Я познакомился с Лепешинской, когда она стала руководителем Центрального Дома работников искусств. Ольга Васильевна была не только выдающейся балериной, но и замечательным организатором. Сожалею, что мы не были с ней дружны. Но, это большая потеря для балета.»

Анастасия Волочкова, балерина: «Ольга Лепешинская оставалась в стороне от интриг!»

Ольга Васильевна была неординарной балериной. Безусловно талантливой. И этот талант она не прятала. Наоборот щедро делилась своим опытом. Она была добрым человеком. И всегда оставалась в стороне от всевозможных интриг. Для нас для всех это большая утрата.

Андрис Лиепа, танцор балета: «Ольга Васильевна была для нашей семьи добрым ангелом!»

- Я очень огорчен. Очень. Для нашей семьи Ольга Васильевна была добрым ангелом, - рассказывает Андрис Лиепа. - Своего первого «Дон Кихота» отец (знаменитый танцор Марис Лиепа) исполнял с Ольгой Васильевной. Именно с нее началась творческая судьба моего отца.

- К сожалению, я не застал те времена, когда танцевала Ольга Лепешинская, был еще слишком мал, - продолжает Андрис. - Но помню с какой любовью и почитанием к ней относился отец. Она была потрясающей балериной! С фантастическим обаянием и совершенно феноменальной жизненной энергией. Кажется, мы виделись как будто вчера. Ольге Васильевне вручали Орден Дягилева «За пользу русской культуре». Она была полна энергии, хотя уже не могла свободно ходить. Эта ее внутренняя энергия шла через край. и это отмечали не только близкие, но и участники конкурсов, когда она присутствовала в жюри, и ее многочисленные ученицы. Ольга Васильевна преподавала в том числе Швейцарии.

- Те, кто ее знал лично, был счастлив этим знакомством. А зритель, который приходил на ее спектакли, был покорен ее танцами. Это абсолютно точно. Таких как она – единицы. Нет уже Галины Сергеевны Улановой, нет Раисы Степановны Стручковой. Вот не стало Ольги Лепешинской. А это когорта тех великих балерин, утрата которых невосполнима.

Беседовали Раиса МУРАШКИНА и Мария РЕМИЗОВА

Читайте также:

Ольга Лепешинская: «Все, что я хотела сказать, я уже давно станцевала». Волею судьбы, наш спецкор Ярослава Танькова была знакома с ушедшей от нас великой артисткой и знала ее с очень необычной стороны