Профессия PR-менеджер

Вам интересны связи с общественностью? Вы хотите работать над имиджем компаний? Тогда попробуйте себя в роли пиарщика. Рассказываем об обязанностях и перспективах PR-менеджера в 2024 году

PR-менеджер. Фото: Los Muertos Crew, pexels.com
Александра Авдеева Персональный PR-менеджер Екатерина Мовсесян Генеральный директор коммуникационного агентства «КРОС» Марина Кретинина Автор КП Татьяна Зайцева Партнер и руководитель lifestyle-коммуникаций агентства PR Perfect Тина Горн Основатель Digital-агентства Тины Горн Юлия Принц Основатель и руководитель digital-агентства

У вас есть любимый блогер? Любимое издание, где вы читаете новости? А если вы покупаете бытовую технику или, скажем, косметику, то наверняка отдаете предпочтение определённым маркам? Если на все вопросы вы ответили «да», значит, PR-менеджеры этих компаний и персон поработали на славу. Узнаваемость бренда — вот тот фактор, благодаря которому потребитель (неважно — товара или контента), практически не задумываясь, выбирает именно его.

Если вы грезите связями с общественностью и хотите работать над имиджем компаний, попробуйте себя в роли пиарщика. Представители профессии PR-менеджер расскажут, с чего начать и как завоевать свое место под солнцем в сфере медиакоммуникаций.

Кто такой PR-менеджер

PR-менеджер — это специалист, который отвечает за имидж компании и формирует ее привлекательный для потребителя образ. Вся внешняя коммуникация от общения с пользователями в соцсетях до сотрудничества со СМИ лежит на нем.

Полезная информация о профессии PR-менеджер

Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.

ПараметрДанные о PR-менеджере
Срок обученияОт 6 месяцев
Место обученияВ вузе и на специализированных курсах
Где можно получитьВ вузе и на специализированных курсах
Необходимые качестваКоммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость
Востребованность профессииВысокая
Средняя зарплата80 000 рублей
ТрудоустройствоВ PR-агентствах, в штате крупных компаний, фриланс

Чем занимается PR-менеджер

Зона влияния PR-менеджера — взаимодействие с внешней средой. Внутри этого взаимодействия пиарщик представляет интересы компании или отдельного человека, например артиста или блогера. PR-специалист формирует их позиционирование и имидж в обществе с учетом внешних факторов. Он общается с представителями СМИ, создает пресс-релизы и находит каналы продвижения.

Юлия Принц, основатель и руководитель digital-агентства PRINCE AGENCY, эксперт по формированию репутации в сети, добавляет:

— PR-менеджер — специалист, работающий в сфере маркетинга влияния. Он должен уметь придумать грамотную интеграцию или инфоповод вокруг персоны, компании или события, а далее успешно внедрить его и организовать соответствующий процесс. Преимущественно речь идет о средствах массовой информации, мероприятиях и работе с лидерами мнений.

Плюсы

Плюсами профессии делится Татьяна Зайцева, партнер и руководитель lifestyle-коммуникаций агентства PR Perfect.

  1. Постоянно расширяющийся кругозор, особенно если мы говорим об агентском пиаре, где специалист работает с клиентами из разных сфер — науки, медицины, моды, красоты и так далее.
  2. Развивающиеся связи: телефонная книга регулярно пополняется полезными контактами.
  3. Доступ к СМИ — в наше время это мощный институт влияния на общественное мнение.
  4. Престижность профессии: специалист со связями в СМИ всегда востребован и уважаем в обществе.
  5. Высокий доход, который зависит только от самого специалиста и его навыков.

Минусы

Минусов в профессии немного, но они есть. Это:

  • ненормированный рабочий день;
  • высокий уровень стресса;
  • размытое понимание обязанностей PR-менеджера у некоторых работодателей.

Где учиться в 2024 году

У каждого специалиста свой путь в пиар. Кто-то сразу определяется с профессией и идет в профильный вуз получать диплом и соответствующую специальность. Но много и тех, кто приходит в сферу из другой профессии, часто смежной. В этом случае достаточно пройти профильные курсы: сразу после них можно устраиваться на свою первую PR-работу.

Можно и вовсе сразу начать с практики. Многие компании охотно берут талантливых стажеров, однако первое время на высокую зарплату рассчитывать не придется. Зато вы получите ценный опыт, с которым не стыдно начинать карьеру.

Вузы

PR-специалистов готовят и в ведущих столичных университетах, и в региональных вузах. Приведем несколько примеров высших учебных заведений и профилей, на которых обучают пиару.

Направление «Медиакоммуникации» факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ): для поступления абитуриенты сдают ЕГЭ по трем предметам: русскому языкуиностранному языку и математике.

Профиль «Реклама и связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ): здесь понадобятся результаты ЕГЭ русскому языку, историиобществознанию.

Специальность «Реклама и связи с общественностью» Российского университета дружбы народов (РУДН): будущих студентов ждет 3 вступительных испытания — русский язык, обществознание, а также на выбор история, информатика или иностранный язык.

Курсы

Курс от Skillbox «Профессия PR-менеджер» — это 6 месяцев качественного обучения, на 70% состоящего из практики. Вас ждут реальные задачи, которые решает PR-специалист в своей работе. За полгода вы выполните более 20 практических работ и разработаете проект для компании с именем или собственного бренда. Курс подходит как новичкам, так и действующим специалистам, которые хотят повысить свой уровень.

У «Нетологии» программа обучения длится несколько дольше — 8 месяцев. На курсе «PR-менеджер в digital: c нуля до middle» вы не только научитесь управлять имиджем компаний, но и узнаете тонкости работы IT-индустрии. Все, что вам потребуется, — это компьютер или телефон и 8-10 часов времени в неделю. Лучшие студенты после обучения проходят стажировку в крупных коммуникационных и digital-агентствах, получая ценный опыт и возможность начать строить карьеру в крупной корпорации.

Есть и более короткий вариант — курс «PR-менеджер» от irs.academy. Это 20 часов полезной информации о позиционировании, работе со СМИ и лидерами мнений, отслеживании параметров эффективности рекламной кампании. После обучения у вас будет пул новых профильных знаний и сертификат, подтверждающий прохождение курса.

это интересно
Профессия менеджер проектов
О востребованности, зарплате, плюсах и минусах своей работы рассказывают представители профессии
ПОДРОБНЕЕ

Востребованность

О востребованности профессии рассказывает Тина Горн, основатель Digital-агентства Тины Горн:

— Помните сказку «Кот в Сапогах»? Так вот Кот — превосходный PR-менеджер, с которым знаком каждый с самого детства. Именно его стратегия и умелые действия привели нищего хозяина к богатству и славе, хотя по сути Кот выполнял классические задачи для нашей профессии:

  1. Подготовка стратегии продвижения (с помощью подарков попасть во дворец).
  2. Упаковка (так как дорогой одежды не было, пришлось придумывать историю про украденные вещи).
  3. Подтверждение экспертизы (подарки Королю и Принцессе в виде платочков как доказательство состоятельности).
  4. Своевременная выдача материала по клиенту (тут сказал, там сказал).

Как вы поняли, эта профессия была и будет еще очень много лет востребована и хорошо оплачиваема. Другое дело, что уже сегодня она трансформируется и развивается на стыке нескольких профессий: журналистики и маркетинга с добавлением основ SMM, SERM и брендинга. Скучно не будет.

Устройство на работу

Выбор компаний и формата работы сегодня достаточно велик, а полученный опыт будет сильно отличаться, — рассказывает Екатерина Мовсесян, генеральный директор коммуникационного агентства «КРОС». — Вы можете пойти работать в агентство и получите быстрый рост и широкий набор навыков в профессии, возможность поработать на разных проектах. В крупных компаниях вы, скорее всего, сосредоточитесь на одной теме и постепенно станете в ней экспертом.

Фриланс дает больше свободы в плане графика, но меньше определенности с точки зрения долгосрочного планирования и дохода. Внутри этих крупных категорий тоже все сильно отличается. Есть крупные агентства с комплексными проектами, есть агентства узкоспециализированные, например на индустрии моды, есть агентства, работающие исключительно с блогерами. Надо определиться, что интересно именно вам, и пробовать.

Построение карьеры

Татьяна Зайцева объясняет:

— Обычно путь пиарщика начинается с ассистента или младшего PR-менеджера, а далее, в зависимости от выбранного направления, он продолжается по-разному.

В агентствах, как правило, развитие происходит с ассистента до руководителя отдела (практики, направления) и директора по развитию (или работе с клиентами). В компании можно дорасти с позиции младшего PR-менеджера до директора по коммуникациям.

На фрилансе за весь карьерный путь можно также довольно успешно себя зарекомендовать, пополняя портфолио проектами для различных крупных клиентов. Но здесь очень важно работать на свою репутацию.

Александра Авдеева, персональный PR-менеджер, основатель бутикового PR-агентства «ЗНАТЬ», дополняет, что карьерный путь может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный — когда менеджер становится PR-директором, а в дальнейшем открывает своё PR-агентство. Горизонтальный — когда PR-менеджер углубляет свои хард-скиллы и начинает виртуозно монтировать ролики для соцсетей, становится мастером автоворонок и переходит в стратегический маркетинг.

У каждого специалиста свой путь в пиар. Кто-то сразу определяется с профессией и идет в профильный вуз получать диплом и соответствующую специальность. Но много и тех, кто приходит в сферу из другой профессии, часто смежной. В этом случае достаточно пройти профильные курсы: сразу после них можно устраиваться на свою первую PR-работу. Фото: Eren Li, pexels.com

Уровень зарплаты

Ценообразование в профессии гибкое: на стартовых позициях зарплата начинается от 60 000 рублей в месяц, а руководитель PR-отдела может получать до 500 000 рублей за тот же срок, не считая бонусов, — рассказывает Полина Курач, эксперт в сфере связей с общественностью и стратегических коммуникаций. — Основатели бутиковых PR-агентств зарабатывают от 400 000 рублей, а средняя зарплата PR-специалиста на фрилансе или в агентстве в России — 150 000-200 000 в месяц.

Александра Авдеева дополняет, что уровень зарплаты зависит от:

  • опыта;
  • задач, которые готовы решать;
  • выбранной специализации;
  • формата работы (в найме, фриланс, ИП);
  • клиентов, с которыми работаете;
  • умения вести переговоры и «продать» себя.

Перспективы в будущем

Екатерина Мовсесян рассказывает о востребованности профессии в ближайшем и отдаленном будущем:

— Профессия коммуникатора сегодня очень востребована и еще долго останется таковой. Я не зря ухожу от термина «PR-менеджер», потому что он слишком узок и уже не описывает в полной мере того специалиста, который занимается коммуникациями. Коммуникации сегодня — часть стратегического управления бизнесом, поэтому будет расти спрос на навыки стратегического мышления: способность просчитывать риски, видеть долгосрочные последствия.

Отзывы специалистов

Юлия Принц, основатель и руководитель digital-агентства PRINCE AGENCY, эксперт по формированию репутации в сети:

— Современность диктует свои правила и расставляет акценты. Если раньше СМИ были одним из главных инструментов маркетинга влияния, то в настоящем времени на первый план выходят люди.

Блогинг — направление, которое стало очень эффективно в работе как с крупными брендами, так и с частными заказчиками. Теперь мама-блогер, каждый день выкладывающая сторис с детьми, может не только заявить о, например, бренде уходовой косметики на миллионную вовлеченную аудиторию по всей России, но еще и непосредственно обеспечить продажи, прикрепив ссылку на сайт. И этого эффекта никогда не обеспечит условный интернет-журнал о красоте и здоровье, и представители таких компаний знают об этом. Поэтому PR-менеджер, не обладающий пониманием, как работать с инфлюенс-маркетингом и организовать грамотный инфоповод, привлекая именно блогеров, всегда будет значительно отставать от коллег, в том числе по уровню заработной платы.

Самый желанный пиарщик — это человек, который знает всех и все обо всех. Недостаточно просто уметь написать блогеру на почту «для сотрудничества». Это может сделать каждый, для этого не нужны никакие волшебные навыки. Действительно ценный кадр — это тот, кто может договориться с блогером лично и за полчаса, просто потому что вы хорошо знакомы. Тот, у которого есть связи в любом СМИ, он может выпустить эксклюзивный материал на особых условиях.

Так что если вы только начинаете присматриваться к этой профессии, лучшее, что вы можете сделать — начать устанавливать знакомства прямо сейчас, и с каждым годом ваша ценность на рынке будет расти в геометрической прогрессии.

Татьяна Зайцева, партнер и руководитель lifestyle-коммуникаций агентства PR Perfect:

— В мир связей с общественностью я бы посоветовала идти молодым и драйвовым специалистам, которые хотят постоянно общаться, развиваться, узнавать специфику многих сфер изнутри. Такие люди не сидят на месте и не имеют коммуникативных барьеров: они очень любят говорить, писать тексты, налаживать контакты.

PR-менеджер должен уметь ловко управлять процессами и грамотно расставлять приоритеты, оперативно реагировать на меняющиеся события, хорошо говорить и писать. Даже если он изначально не владеет этими навыками, то ему необходимо иметь потенциал к их развитию. Помимо всего, хороший пиарщик умеет креативить, прогнозировать события, анализировать ситуацию и быстро принимать решения. И еще одно очень важное качество — он должен быть стрессоустойчивым и уметь мыслить, как говорится, «out of the box».

Александра Авдеева, персональный PR-менеджер, основатель бутикового PR-агентства «ЗНАТЬ»:

— Часто бывает, что в малом бизнесе PR-менеджер — многостаночник. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Например, в найме моя работа включала в себя организацию промомероприятий и даже тимбилдингов, ведение соцсетей, написание новостей в блог компании, съемку роликов, заказ корпоративных подарков, организацию участия в выставках и конференциях, подготовку материалов для СМИ, придумывание и проведение промоакций и многое другое.

То есть сфокусироваться на чем-то одном (выбрать специализацию) и отточить этот навык до мастерства не удавалось. Для тех, кто любит разнообразие, много общения, креатив, эта профессия подойдет отлично.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Екатерина Мовсесян, генеральный директор коммуникационного агентства «КРОС»:

Какие навыки должны быть у PR-менеджера?

— В нашей профессии и раньше, и сейчас важны такие навыки, как: умение мыслить нестандартно, «держать картинку», работать с информацией, выстраивать отношения с партнерами. Сейчас, конечно, еще на первый план выходит умение быстро ориентироваться в постоянно возникающих новых трендах, использовать смежные форматы, комбинировать инструменты из разных сфер.

Можно ли выучиться на PR-менеджера бесплатно?

— Выучиться на PR-менеджера бесплатно можно, поступив на бюджетное место в государственный вуз на соответствующую программу. Во многих университетах есть сильные программы по направлениям «Медиакоммуникации» и «Связи с общественностью». В любом случае, выбирая программу для обучения, стоит посетить Дни открытых дверей в различных учебных заведениях, найти в социальных сетях тех, кто на ней учился, и собрать честные отзывы.

Как начинающему PR-менеджеру откликаться на вакансии?

— Откликаясь на вакансии, начинающему специалисту в коммуникациях, как и в других сферах, следует кастомизировать резюме под конкретный запрос. Иными словами — сделать акцент на тех компетенциях и достижениях, которые показывают, что вы знаете, как справляться с задачами, указанными в описании. Пишите сопроводительное письмо: оно помогает лучше раскрыть вас как специалиста и как человека. Полезно определиться, в каких компаниях вам было бы интересно поработать, написать туда напрямую, это укажет на вашу целеустремленность.
КП
Реклама О проекте