Александр Цыпкин: Меня пугает популярность на безгрешие, потому что грехи свойственны людям

Писатель делится своими впечатлениями от прошедшей недели

Ну, понятно, новость основная, конечно, Белоруссия. Что, так сказать, могу по этому поводу сказать? Тут наши все великодержавные граждане они массово салютуют Лукашенко, что, мол, он все по закону сделал международному с этим самолетом. Ну, во-первых, относительно нашей мантры «а все по закону было» - ну, друзья, в 37-м тоже пытали по закону, а потом по закону в 38-м пытали тех, кто пытал в 37-м, а потом в 53-м по закону пытали тех, кто в 38-м пытал тех, кто в 37-м пытал… Слушайте, да и в Освенциме тоже, если падать ниже, тоже все по закону было. Мне кажется, это лицемерно. Ну, скажите вы - вот, Батька, мужик, как он всех вертел, как козырно он там между законных струн пролез, только не надо мозг окружающих крутить - это странно выглядит. Нарушение законов формальное же было? Было. Ну, как сообщение о потенциальном теракте. Кто-то вообще верит, что это все совпадение? Не нашли никакой бомбы, из-за которой хакнули этот борт? Как не нашли и химоружия в Багдаде. Ну, конечно, понятно, возможно, Протасевич… практически ничего про него не знаю, поэтому мой пост не про то - арестовывать его или не арестовывать - а вот про сам факт захвата самолета, такой странный, который вроде бы и по закону, но никто не думает о том, что пилоты могли психануть, что сам этот Протасевич мог увидеть, что его борт летит не туда, куда нужно, и взять заложников, допустим. То есть, он может быть трижды виноват и быть врагом Белоруссии, если они так считают, но метод, который был использован… Вот меня часто по этому поводу спрашивают про мое отношение к захвату Эйхмана - кто не знает, это нацистский преступник, которого израильтяне выкрали из Израиля - и я поддерживаю Израиль, что они так сделали. Они сделали это в нарушение всех законов - выкрали нацистского преступника. Я понимаю, что это беззаконие. Я понимаю. Но конкретно это беззаконие поддерживаю. Вопрос - считаем ли мы Протасевича равной фигурой Эйхману или там кому-то другому из преступников, но, мне кажется, вот играть в лицемерие относительно того, что на самом деле все было по закону, - это как-то странно. Да, кстати, опять же не надо забывать, что подобные действия, к сожалению, происходили и до этого. Вот, по-моему, мексиканского президента тормознули, когда искали американца… и была ситуация на Украине, по-моему, похожая. То есть, мир стремительно со всех сторон нарушает законы, установленные самими же мировыми правительствами - правительствами различных стран - и все это ставят под некую такую гильотину, что ли, судьбу любого человека, потому что те, кто радуется, что здорово, что поймали Протасевича, который занимался организацией протестов в Минске, не думают о том, что, если это станет такой системой, то можно любого человека, который у нас, допустим, чего-нибудь неправильное по поводу Америки сказал, точно так же в небе поймать, арестовать и что-то с ним сделать. Это никто не будет в безопасности. А если вдруг исчезнет вообще какое-либо право международное, то выиграет сильнейший. А давайте посмотрим правде в глаза - сильнейшие сегодня все-таки не мы и нам, в том числе, нужно, чтобы хоть как-то право соблюдалось. Как будет теперь из этого вся система вылезать, потому что, прежде всего, мне кажется, белорусский инцидент Россию подставил, потому что традиционно считается, что Белоруссия под нашей крышей существует, - не знаю, уж намеренно сделано это перед американской встречей или нет, но в целом я бы не радовался тому, что происходит. Не радовался.

- Вот хотел бы использовать возможность эту для привлечения внимания вот к какому делу. В журнале «Домашний очаг» замечательная обложка с Маргаритой Грачевой. Кто это такая? Это девушка, которой ее муж отрубил кисти рук. И на обложке она с протезом, вторую кисть ей пришили, я так понимаю. Беременная. И на Ютуб-канале вышел фильм о домашнем насилии. Там как раз и про Маргариту Грачеву, и про 18-летнюю девушку Дашу, я о ней тоже рассказывал, которой выстрелили в глаз. Мне кажется, что сегодня нужно привлечь внимание дополнительное к таким кейсам, понять, откуда они берут свои истоки. Очень многие говорят про закон о семейном насилии и он встречает много же сопротивления - есть страх о том, что потом легко по доносу будут отнимать детей и сразу отправлять в детские дома. Я тоже слышал про этот риск. Тем не менее, я всех, наверное, призываю уделить внимание этому вопросу, изучить этот закон, потому что действительно ситуация, при которой все приводит к таким диким абсолютно историям, она общество ставит на такую грань страха, такого тяжелого страха обычных личных отношений. Поэтому я в данном дне своем, во-первых, рекомендую фильм посмотреть на канале, во-вторых, изучить закон и проявить свою какую-то гражданскую позицию по этой тематике. Обязательно. И точно, если это рядом с вами происходит, вы знаете, семейное насилие, - не бояться, не считать, что вы будете стукачом, а обязательно сообщать об этом в полицию. Чтобы потом не пришлось сталкиваться с такими историями, как отрубание рук своим близким женщинам, которое вот этот мужик совершил. Более того, он скоро выйдет, по-моему, чуть ли не по УДО. Сообщайте о таких случаях. Достаточно телефона доверия. Когда-то это остановит преступление. Не бойтесь сообщать в полицию.

- Обычно у меня каждый день возможность говорить минуты 3-4, но тут день Петербурга и я поэтому сразу за два дня - в силу того, что текст большой один, а лимит по времени у меня есть. Я прочту свое эссе о родном городе, о том, что такое родиться в Петербурге. И из этого вы много поймете о петербуржцах - и тех, кто там родились, и тех, кто туда приехали и живут.

Итак. Родиться в столице Российской империи - это как родиться в обедневшей аристократической семье. Есть специфика. Ну, во-первых, неотъемлемое право гордиться происхождением. Ну, кто из петербуржцев не знает этого пьянящего чувства собственного превосходства в момент ответа на вопрос - а вы где родились? Особенно если задают его на какой-нибудь черноморской набережной в большой компании. Если вам повезло и вы с таким анамнезом один, вы моментально прибавляете в росте несколько сантиметров, а участие в общей беседе можете свести к редким кивкам головы. Все равно будете ощущать себя магистром общей культуры и интеллектуальным ориентиром, даже если в Мариинском театре были только один раз на вручении какой-нибудь светской премии, а школу закончить не решились и до сих пор не уверены, как все-таки правильно - Иран или Ирак - у нас известный в Петербурге был анекдот в свое время. Вы все равно уже владеете тем, к чему многие идут всю жизнь - вы из Питера. Все, жизнь удалась. Можно начать спиваться непосредственно в роддоме, но этого не пропьешь. Ты - счастливец по дефолту. Есть, конечно, и минусы. Что бы там ни сотворил в жизни, по большому счету, переплюнуть это достижение будет сложно. Равно как и в ситуации, когда ты аристократ. Сложно гордиться собой, если фамилия у тебя Мальборо, прадедушка герцог, а ты просто хороший менеджер по продажам. Так же и с городом. Любой неленинградец спросит тебя с пристрастием - то есть, ты родился в самом красивом городе на земле, ты ходил по тем же улицам, что Пушкин с Набоковым, и ты просто руководитель отдела продаж? Ты серьезно? Да ты неудачник. Таких, как ты… сколько их там? Ты входишь в 0,008% людей на земле и ты просто что-то там продаешь? Ты в свою очередь обижен, ты пытаешься защититься - а что в этом такого, тут не все гении. Вот именно. Если б я тут родился, то был бы, как минимум, президентом, а ты все просрал - весь божий дар. Ты скукоживаешься и идешь увольняться, а потом топиться в Фонтанке. Хотя можно без увольнения - к черту формальности! Зато пуская последние пузыри, ты знаешь, что похоронят тебя в Питере.

Далее. Из прирожденных опций - это снобизм. Есть, конечно, исключения. Такая истинная интеллигенция, допускающая право происходить из другого города. Этот снобизм иногда дорого, а у петербуржцев всегда проблемы с деньгами, обходится. Но не всякий досточтимый помещик или капиталист будет помогать тому, кто его считает более низкой ступенью эволюции. Приходится прятать снобизм до худших времен, когда терять нечего и можно сказать все, что думаешь. И опять же - высокие требования окружающих. Все та же набережная Анапы, вы представляетесь окружающим, информируете их о рождении на брегах Невы, где точно они-то не родились и не бродили, а вам в ответ - о, ну, тогда в театр сегодня не пойдем, наш северовенецианский друг будет читать Бродского наизусть. Вы ж его все там знаете наизусть, да? А из Бродского вы знаете только это - «Ты жива еще, моя старушка?» Хотя не уверены, что это Бродский. Потом на чистом адреналине вспоминаете что-то про убийство на Васильевском острове или о смерти там… короче, какой-то хорор от Бродского. После такого провала вас изгоняют из шашлычной с привычным уже аккомпанементом - какого же хрена ты там родился, если Бродского не выучил? Зелень ты болотная!

Но закончим положительным моментом. Равно как и благородный отпрыск всегда может, не достигнув за морем успеха, вернуться в отчий дом, и спокойно добивать свой век под сенью фамильных дубов, так и родившийся в бывшем Ниеншанце - кто не знает, на берегу этих пустынных вод, без всяких признаков упадка до Петербурга был шведский город - но об этом не принято вспоминать, не патриотично. Так вот, вы тоже можете в любой момент уехать в любую точку мира и не переживать, что назад дороги нет. Согласитесь, есть разница - свалить покорять Москву из деревни, к примеру, в Тамбовской губернии или с Итальянской улицы города на Неве? На Итальянскую улицу всегда можно вернуться и сказать - да посмотрел я вашу Москву - не мое. Ну, не мое и все - прибыл назад. Многие даже поверят. За такой же пассаж при возвращении в упомянутую выше деревню высмеют всей деревней. И это только вершина аристократического айсберга. Нет времени на полноценное исследование, ибо живу в Москве и времени ни на что не хватает.

В заключение хочу сказать. Счастлив, что всеми предыдущими жизнями заслужил родиться здесь. Мечтаю вернуться, но все оттягиваю этот счастливейший момент. Могу, конечно, оттянуть и навсегда, но мечта живет. Мечта существует. В общем, с уважением, Александр де ля фон Петербург.

Эссе написано три года назад, иногда читаю его в театре, думаю точно так же и сегодня. С днем рождения, родной Петербург, в честь тебя исключение из правил - хроника за два дня в одной записи.

- У меня сегодня особенный день. Я в Барнауле и сегодня присутствовал на премьере спектакля «Интуиция» по моей пьесе «Интуиция», мы в свое время с Константином Юрьевичем Хабенским задумались о том, кто же нас встретит на том свете и что мы будем рассказывать про этот наш последний день, и я написал 13 монологов людей разных судеб абсолютно, объединяет их одно - они попали на тот свет и вспоминают что-то не сделанное в свой последний день. Какую-то мелочь, которую они могли бы исправить достаточно легко, просто надо попасть в этот свой последний день. Кому-то позвонить, отдать долг - не денежный нет, помириться с женой, несмотря на то, что человек потом прыгнет на гранату - но он же не знает об этом, отправить музыку написанную, которая иначе не найдет своего слушателя. И много-много таких вроде бы незначительных поступков, которые всегда можно успеть сделать, просто мы не знаем чаще всего, когда наступает наш последний день. Я очень рад, что в Барнауле этот спектакль поставили в театре имени Шукшина, в честь 100-летия театра, для меня это большая честь, художественный руководитель Константин Хабенский, режиссер Данил Чащин и труппа театра имени Шукшина. Сегодня после спектакля как раз и обсуждали, кому больше из этих 13 людей сопереживаем, потому что я написал так, что два ангела слушают вот эти раскаяния - ну, не то чтобы трагические раскаяния, есть и комедийные. Человек носки не снял во время секса и умер, и переживает о том, что попадет в Ютуб в таком виде, и все увидят - и дочь, и жена, и мало того, что узнают про его измену, так еще и про такой глупый вид. Неважно, там разные есть истории. И на Цыпкин.ком у меня голосование постоянно идет по стране, потому что это и в книжке тоже есть эта пьеса, и нужно выбрать одного, которого хотели бы отправить назад. Таким образом я изучаю, кому сочувствует наш читатель, зритель, и вот что интересно. Очень часто выигрывает этот, как я называю, самый честный выбор в России - человек, который, если вернется, то всего лишь спасет собаку, там невозможно себя спасти по правилам этого, так сказать, отбора. Получается, что мы больше переживаем и сочувствуем собаке, нежели людям, потому что у всех остальных есть возможность что-то в своей жизни исправить. Это печально, это грустно. Потому что вокруг нас живые люди, но, соответственно, хочется больше сопереживаний им. Буду рад, если вы, когда попадете в Барнаул, сходите на этот спектакль, либо с книжкой проведете какое-то время, а потом зайдете на Цыпкин.ком и оставите свой голос.

Вот на это трачу, так сказать, пятницу. Уже ночь в Барнауле, поэтому всем хороших выходных. Да, я тут недавно отвечал на вопросы своих читателей в Инстаграме и один из них был - какой восьмой грех по Цыпкину? Ну, понятно, по семье я прошелся как следует. И я подумал, что восьмой грех - безгрешие. То есть, те люди, которые активно заявляют о своей стопроцентной добродетельности. Чаще всего они при этом преследуют тех, кто, по их мнению, грешит. Иногда преследуют с такой жестокостью и агрессивностью, что лучше уж они сами были бы чревоугодны или похотливы. Поэтому меня все больше и больше пугает популярность на безгрешие, потому что грехи свойственны людям, без них мы становимся не совсем натуральными. А сегодня это как-то стало популярным не совершать этих грехов и быть святыми. Опасно. Опасно. Так что соблюдайте правильный баланс. И приходите в театр. Спасибо.

Хроники ЦыпкинаИнтересное