Оксана ФОМИНА 3 апреля 2020, 17:10

Балерины в Эрмитаже, древняя мозаика и храмы Кижей изнутри

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Виртуальные экскурсии по лучшим музеям России

Отличная возможность для самообразования и перезагрузки, не выходя из дома, — виртуальные экскурсии, благодаря которым вы посмотрите столько всего необычного, что за один отпуск и не охватишь. Мы расскажем о самых интересных экспонатах в российских музеях. Они находятся в разных городах, а попасть туда мечтает каждый.


Три миллиона экспонатов и балет на фоне шедевров

Какой музей смотрим: Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Самый известный музей Северной столицы — Эрмитаж. Обычно, чтобы попасть в него, надо отстоять огромную очередь. Подсчитано: чтобы хотя бы минуту уделить каждому экспонату (а их в Эрмитаже свыше трех миллионов), придется  потратить восемь лет! Увидеть все за один визит не получится. Так что виртуальные экскурсии — отличный выход.

В режиме онлайн устраиваются концерты, лекции и прогулки по музею. В фильме «Павильонный зал» экскурсовод рассказывает, как менялось это помещение с окнами на четыре (!) стороны, кто из выдающихся архитекторов приложил к нему руку и какие произведения искусства в нем располагались.

В фильме «Эрмитаж. Снято на айфон» автор запечатлел 45 залов и почти 600 шедевров.  Кинопутешествие снято одним дублем. В некоторых моментах появляются танцовщики, исполняющие композиции в стиле модерн на фоне шедевров. Также показан современный балет в театре Эрмитажа.

На youtube-канале музея есть сюжеты про легендарный петербургский музей и проводятся встречи с искусствоведами.


Мастерская Строгановых, где писали иконы

Какой музей смотрим: Третьяковская галерея, Москва.

Для тех, кто не мыслит жизни без главной столичной сокровищницы русского искусства, — прогулки по залам Третьяковской галереи. Можно поностальгировать и вновь поразглядывать «Трех богатырей», «Явление Христа народу», «Царевну-лебедь», «Апофеоз войны» и многие другие хрестоматийные вещи.  

На youtube-канале и в социальных сетях музея — новости и видеосюжеты об искусстве. В качестве бонуса: теперь мы будем в лицо знать тех, кто сохраняет для нас это искусство.  

В Facebook можно увидеть интереснейшие рассказы о шедеврах Врубеля, Иванова и других художников.

Поклонникам древнерусского живописного искусства стоит посмотреть лекцию, посвященную искусству царских и строгановских мастеров иконописи конца 16 — первой половины 17 века. В те далекие времена мощным культурным центром, соперничавшим по насыщенности художественной жизнью, был северный Сольвычегодск, где располагалась резиденция промышленников Строгановых. В их мастерских изготавливались удивительные изделия. У Строгановых работали лучшие из лучших. Они переманивали к себе столичных мастеров из Москвы, Ростова Великого, Нижнего Новгорода. Искусствовед Елена Саенкова расскажет об особенностях искусства того периода и об индивидуальном почерке мастеров.


Почему поле — Куликово и где останки убитых воинов?

Какой музей смотрим: музей-заповедник «Куликово поле», Тульская обл., д. Моховое.

К 640-летию битвы на Куликовом поле сотрудники отсняли 49 роликов с ответами на вопросы, которые были заданы музейщикам в соцсетях. Любителей истории интересуют самые разные вещи. Почему ученые решили, что Куликовская битва была именно на этом поле? Оказывается, в 1820-х годах тульский помещик стал доказывать, что на месте Куликова поля люди находили оружие и человеческие останки. Только доказательств тому ученые не нашли. Историки стали искать упоминание Куликова поля в летописях и по описанию пейзажей пришли к выводу, что больше всего местность похожа на ту, что в Тульской области.

Почему битва называется Куликовской? Где останки убитых воинов? Сколько лет было героям битвы? Материал видеолекций будет понятен всем — и тем, кто глубоко погружен в историю, и тем, кто впервые слышит какие-либо факты.

Новый сюжет появляется каждый вторник. Увидеть его (а также все предыдущие) можно на официальной странице музея в ВКонтакте и на youtube-канале.


Изба с лучиной и баня по-черному

Какой музей смотрим: музей деревянного зодчества «Малые корелы», Архангельск.

Этот музей появился в 1964-м году. На площади в 140 гектаров, под открытым небом, собраны деревянные строения из нескольких северных районов: Каргопольско-Онежского, Двинского, Пинежского, Мезенского. Суровая северная архитектура, от которой не оторвать глаз. В ней нет особых украшений, зато все детали продуманы и функциональны.

На сайте музея собраны материалы об уникальных архитектурных строениях разных веков. Можно увидеть баню по-черному конца 19 — начала 20 веков (удивительно, но она практически не изменялась с того времени). Или амбар, в котором хранили зерно и вещи во многих крестьянских дворах Архангельской области.

Особая гордость — крестьянский дом с аскетичным интерьером и отоплением «по-черному». Такая печь была очень удобна: на ней можно было сушить одежду, рыбацкие сети, обувь.

Рядом  — хозяйственные предметы: ухваты, кочерга, помело из веток сосны. По диагонали от печи — красный угол с иконами. Освещали избу лучиной, которую помещали в специальное приспособление под названием светец.

Есть в экспозиции и дом зажиточного крестьянина, содержателя трактира. Но одними строениями экспозиция не исчерпывается. Здесь же можно узнать об особенностях северной промысловой охоты, изучить кузницу и сухопутные средства передвижения на русском севере, а также узнать захватывающие легенды.


Закрытые хранилища Кижей

Какой музей смотрим: музей-заповедник «Кижи», Карелия.

Музей, от экспонатов которого замирает душа. Многие мечтают добраться до него, но не у всех получается.

Основа собрания — Кижский погост, объект культурного наследия ЮНЕСКО. Музейщики предлагают побывать на видеоэкскурсиях и заглянуть внутрь музея. В рассказах научным сотрудникам помогают точные деревянные копии-макеты церквей и других строений. Они выполнены в соответствующих масштабах. Миниатюрность экспонатов позволяет разглядеть их со всех сторон и увидеть детали, которые не заметишь на огромных оригиналах. В «разрезе» можно даже крохотные интерьеры разглядеть.

А еще на виртуальных экскурсиях есть возможность побывать в фондах хранилища. Там собраны настоящие сокровища: древнерусская живопись, иконы, киоты, тощие свечи. Все эти экспонаты при обычном посещении Кижей не увидеть.

Сотрудники рассказывают, как хранят шедевры и как их реставрируют. Иконы, к примеру, требуют определенной постоянной влажности и освещения. Пыль и прямые солнечные лучи губят их.

Один из драгоценнейших экспонатов в фондах Кижей — это ветхозаветная «Троица» из прионежской деревни Вехручей. Храмовая икона долгое время хранилась на чердаке. Там ее, скорее всего, спрятали неравнодушные жители во времена богоборчества.                                                                                                                        

На сайте музея можно еще и рукоделию научиться.  Там выложены мастер-классы по старинным женским ремеслам — вышивке жемчугом, золотному шитью.


О чем говорят птицы на древней мозаике

Какой музей смотрим: музей-заповедник «Херсонес Таврический», Севастополь.

Отправьтесь в виртуальное путешествие по древнему Херсонесу. Шикарные художественные панорамные фотографии перенесут из любой точки мира в итальянский дворик музея, позволят полюбоваться удивительным закатом, увидеть Херсонес летом, а также его зимние виды.

Виртуальная выставка «Святыни Херсонеса»  — это перемещение в ту эпоху, когда Херсонес стал одним из малых христианских паломнических центров. В экспозиции собраны древнейшие предметы личного благочестия, церковная утварь, кресты, фрески, а также удивительные иконы, самые поздние из которых датируются 14 веком.

Виртуальная выставка «Святыни Руси» познакомит с красивейшими православными соборами России, снятыми фотографом Михаилом Рудовым, в числе которых — храм Покрова на Нерли, Введенский собор Оптиной пустыни, Борисоглебский на Устье ростовский монастырь.

Вы увидите, как изображались птицы на ранних византийских мозаиках Херсонеса, устилавших многие века назад полы христианских храмов. Рисунки птиц глубоко символичны. Вот, например, птичка, клюющая виноградную гроздь, – символ христианина, принимающего причастие. Голубь – всем известный символ Святого Духа и особой чистоты. Павлин – воплощение Феникса на земной тверди, символ возрождения. Узнав толкование символов, можно совсем иначе «читать» древние мозаики.


Донские пейзажи, вдохновлявшие Шолохова

Какой музей смотрим: музей-заповедник М. А. Шолохова, Ростовская обл., станица Вешенская.

Экскурсия по выставке «Шолохов. Нобелевский триумф»
Видео: Музей-заповедник М.А. Шолохова

Произведения Михаила Александровича Шолохова издавались 1408 раз общим тиражом 105 349 943 экземпляра на более чем 90 языках мира. А в 1965-м году писатель получил Нобелевку по литературе.

В мае визит в музей — это особое удовольствие. Он буквально утопает в цветущих кустах сирени. Но пока нас ждет виртуальная экскурсия в усадьбу, в которой писатель жил с 1949-го года. Именно здесь была написана «Судьба человека», главы романа «Они сражались за Родину» и «Поднятой целины». Онлайн посетители увидят старый, нет — очень древний дуб. Этому дереву 400 лет!

С именем Михаила Шолохова связано немало мест. Виртуальная экскурсия позволит за раз составить о них свое представление. Здесь можно увидеть личные вещи писателя, фотографии, на которых он заснят со своей женой, близкими и друзьями, а также полюбоваться шикарными видами, вдохновлявшими писателя на творчество.


Минералы уральских городов

Какой музей смотрим: минералогический музей «Штуфной кабинетъ», Свердловская обл., Североуральск.

Палеонтологическая экспозиция в музее «Штуфной кабинет», Североуральск
Видео: Михаил ЦЫГАНКО

Музей в Североуральске представляет коллекцию минералов, собранных энтузиастом Михаилом Цыганко. Большая часть камней, что находятся на стендах, он добыл своими руками. Это минералы североуральского и сопредельных районов, минералы Среднего и Южного Урала. Другая часть попала по обмену.

Кроме богатой минералогической подборки, в музее можно рассмотреть экспонаты горняцкой старины: орудия труда горняков и старателей, шахтерскую атрибутику.

По этим экспонатам можно проследить всю историю развития горного дела на Урале со второй половины 18 века.

Отзывы