Ленинградская область
Россия

Музей «Дорога жизни» в Ленинградской области: место силы на Ладоге

Ладожское озеро, раскинувшееся сразу на два региона России, Ленинградскую область и республику Карелия, во все времена привлекало к себе внимание туристов. Здесь удивительно красивая природа - сосны, песчаные пляжи, каменистые острова; старинные города – крепости, монастыри, скиты. С Ладогой связана также важная часть истории нашей страны, при одном упоминании которой у многих представителей старшего поколения замирает сердце – это Дорога жизни. Единственная транспортная магистраль, связавшая осажденный Ленинград и его жителей с «большой землей», ниточка надежды и веры для миллионов.

О том, как в годы Великой Отечественной войны спасали ленинградцев, как переправляли их, совсем изможденных и обессиленных, по льду замерзшего озера под бомбежками и обстрелом врага, мы все знаем. Но осознать, прочувствовать в полной мере весь трагизм тех далеких событий невозможно, не побывав на Ладоге, не посетив здешние места. Сегодня на территории известного музейного комплекса располагаются несколько локаций – основная экспозиция, музей под открытым небом, два павильона, административно-бытовой комплекс, и в каждой из них перед посетителями открываются новые героические подробности существования Дороги жизни. Как пример беззаветного мужества, стойкости и несгибаемой воли к Победе. Как строгий завет, переданный современникам, дедами и отцами.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, 58

Режим работы: среда-воскресенье с 11-00 до 18-00

Телефон: +7 (813) 70-33-771

История

Музей «Дорога жизни» был открыт 12 сентября 1972 года, к 31-летию начала работы водной переправы.

Он является филиалом Центрального Военно-морского музея им. Петра Великого и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы». Первоначально филиал разместился в небольшом домике на берегу Ладоги, в 45 километрах от города. В годы войны тут располагалось руководство Осиновецкой военно-морской базы, были столовая и красный уголок. Первым заведующим филиала был назначен капитан 1-го ранга Петр Лазаревич Редькин, в войну — военком лидера эскадренных миноносцев КБФ «Ленинград». Его усилиями экспозиция музея постоянно пополнялась материалами из личных архивов ветеранов армии и флота, предметами из собрания ЦВММ, а также благодаря участию поисковиков, поднимавших со дна Ладоги раритеты военных лет-транспортные средства, корабельные и полевые орудия.

Музей «Дорога жизни» — это филиал Центрального Военно-морского музея им. Петра Великого.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Словом, из года в год экспонатов у «Дороги жизни» становилось все больше, музей не прекращал свою работу даже в сложный постперестроечный период, а не так давно его полностью реставрировали и обновили. Масштабные работы были связаны как с реконструкцией ретро-самолетов и автомобилей, так и со строительством новых зданий, благоустройством территории комплекса.

И вот теперь, получившая второе рождение «Дорога жизни» встречает своих очередных «миллионных» посетителей. А в 2022 году у музея был юбилей – 50 лет!

Посмотрите другие интересные музей Ленинградской области

Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда»
Ленинградская обл., Кировский р-н, д. Марьино
11:00-18:00
Музей железных дорог России
Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корп. 2
10:00-18:00
Петергоф
Санкт-Петербург, Петродворцовый район
8:00-21:00

Интересные факты

  • Кабель, проложенный для восстановления освещения города по дну Ладожского озера, после войны был демонтирован. В настоящее время он используется для освещения Невского проспекта, а его фрагменты хранятся в разных музеях Санкт-Петербурга.
  • На ледяной Дороге жизни работало свыше 22 тысяч человек. Случались дни, когда и начальствующий состав, и регулировщики – все выходили чистить снег. Идут впереди 15 человек с лопатами, сзади еще 10 толкают машину… Все было сделано для того, чтобы машины с хлебом не задерживались, ведь каждая из них везла 13,5 тысяч жизней для ленинградцев. Если человек сегодня не получит свои 125 граммов хлеба, завтра он уже не выживет.
  • «Дорога жизни» как мемориал создавалась по инициативе участников обороны Ленинграда – моряков Ладожской флотилии, автомобилистов, зенитчиков ПВО, угольщиков и грузчиков. В 60-е годы, когда повсеместно тут стали ставить памятники, эти ветеранские организации обратились за помощью об открытии музея в обком партии, и получили поддержку.  
  • Музей сразу по открытию стал центром встреч ветеранов войны, площадкой для ежегодных торжественных мероприятий в честь Дня Победы. В течение года в музее проводится приведение к присяге, вручение погон, посвящение в юнармейцы и другие массовые акции.
  • В 90-е годы уникальный экспонат, самолет Ли-2, на котором в блокадный Ленинград доставлялись продукты, чуть было не разграбили и растащили. Вход в музей был свободный, и этим пользовались маргиналы и бомжи. Сейчас легендарный самолет восстановлен.

Что посмотреть

1. Основная экспозиция

Отправной точкой музея следует считать современное здание, имеющее форму ледяной глыбы и чем-то похожее на нос корабля. Выставки, развернутые на двух его этажах, знакомят посетителей с разными периодами Великой Отечественной войны, большое количество экспонатов – макеты, плакаты, схемы, военное обмундирование и предметы обихода – дают целостное представление хронологии событий и подчеркивают весь их драматизм. Погрузиться в суровые реалии осажденного города можно как с экскурсоводом, так и самостоятельно, застывая пораженным у некоторых стендов.

Выставки музея знакомят посетителей с разными периодами Великой Отечественной войны.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Вот водолазный костюм, в котором в сложнейших условиях штормовой погоды советские военспецы умудрились протянуть телефонный и электрический кабели по дну озера. Вот фотографии движущихся по замерзшей Ладоге машин со снятой у кабины дверкой – это чтобы успеть выпрыгнуть, если лед все-таки треснет…

В зале основной экспозиции собраны макеты, плакаты, схемы, военное обмундирование и предметы обихода.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Каждый четвертый автомобиль назад из рейса не возвращался. Но за период с ноября 1941-го по март 1943-го гг. по Дороге жизни все же удалось эвакуировать 1 миллион 200 тысяч человек, доставить полтора миллиона тонн грузов. Сорвать перевозки советских людей по водному коридору фашисты так и не смогли. В результате были спасены бесценные человеческие жизни – детей, стариков, ученых, писателей.


2. Коллекция военной техники под открытым небом

На открытых площадках наибольший интерес представляет выставленная боевая техника и транспорт времен войны.
Фото: Иван МАКЕЕВ

На открытых площадках наибольший интерес представляет выставленная боевая техника и транспорт времен войны, среди которых самолет Ли-2, вывозивший тяжелораненых из осажденного Ленинграда, буксирный пароход «Ижорец- 8», обеспечивающий перевозки грузов на баржах по Ладожскому озеру, самоходный двух трюмный тендер, построенный в 1942 году на Адмиралтейских верфях, а также разнообразная корабельная артиллерия, полевые пушки и гаубицы.

Комплекс мемориальных сооружений «Зеленый пояс Славы»

Режим работы

Круглосуточно

Вход

Свободный
Здесь каждое место — напоминание о боях Великой Отечественной войны. Тут памятники — не только обелиски, но также рощи и яблоневые сады, которые разбиты в память о защитниках Ленинграда. Вот дневник девочки-блокадницы Тани Савичевой, а это «Цветок жизни» со знаменитыми словами песни «Пусть всегда будет солнце»…

3. Павильон для крупногабаритных экспонатов

В павильоне для крупногабаритных экспонатов можно увидеть автомобили со славной историей.
Фото: Иван МАКЕЕВ

В ангаре для крупногабаритных экспонатов, расположенном слева от входа в музей, находится ГАЗ-АА – самый массовый автомобиль первой половины XX века, знаменитая «полуторка», поднятая со дна озера в 1947 году, и автомобиль ЗИС-5 «Захар», который после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, доехал до самого Берлина. Есть здесь непременная спутница солдата на войне – полевая кухня, и гроза моряков – несколько образцов морских мин и торпед.


4. Павильон «Малый охотник»

Посетитель музея оказываются совсем близко к легендарным машинам и орудиям.
Фото: Иван МАКЕЕВ

А с этим экспонатом вообще вышла занятная история. Несколько лет тому назад из-за ветхости руководство музея получило распоряжение утилизировать сторожевой катер МО-4 – уникальный памятник войны, которого еще называют морским охотником. Эти катера на Дороге жизни выполняли множество задач – конвоировали баржи, обстреливали береговые позиции противника и корабли, вели разведку, нарушали морские сообщения немцев и, главное, участвовали в высадке десанта. Разведчики свято верили в свою удачу на борту «малого охотника», отмечая его бесшумность и быстроходность.  Тот катер, что имелся у музея, был спущен на воду в августе 41 года, он был единственным, кто сохранился до наших дней из 432 себе подобных и, конечно, директор музея попытался спасти уникальную посудину. Сейчас для МО-4 отстроен целый павильон.


5. Виртуальный рейс по «Дороге жизни»

Гостям музея предложат отправиться в виртуальный рейс по «Дороге жизни».
Фото: Иван МАКЕЕВ

Это здание, где находятся большой конференц-зал, интерактивный стрелковый тир, интернет-кафе и симулятор «Полуторка». За баранкой легендарного автомобиля можно отправиться в виртуальный рейс по «Дороге жизни», где будет точно воссоздана обстановка опасной водной переправы. Понятно, что такие экскурсии наиболее востребованы молодежью. Но называть это простой забавой не получается: настолько все реалистично и напряженно.

Военные музеи Санкт-Петербурга

Крейсер «Аврора»
Петроградская набережная
Среда — воскресенье 11:00-18:00
Музей истории войск Западного военного округа
Литейный пр., 20
Вторник — суббота 10:00-18:00
Центральный военно-морской музей
ул. Большая Морская, д. 69A / пл. Труда, д. 5
Среда — воскресенье 11:00-18:00

Цены

  • Льготные категории (ветераны боевых действий, семипалатинцы, чернобыльцы, учащиеся школ и учебных заведений, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты вузов) —  100 рублей. Плюс такую же сумму им потребуется заплатить за обзорную экскурсию.
  • Взрослые – россияне и граждане стран СНГ –  200 рублей. Надбавка за экскурсию ( по желанию) еще 150 рублей.
  • Дети до 7 лет — бесплатно.
  • Посещение игровой зоны – 250 рублей с посетителя с лимитом времени в 1 час.

Цены указаны на 2024 год.

Как добраться

Электричка
Это самый простой способ. С Финляндского вокзала (станция метро «Площадь Ленина») они отправляются несколько раз в день, время в пути 1 час 20 минут. Доезжаем до конечной станции «Ладожское озеро», дальше еще примерно с километр надо идти пешком.
Машина
Эта поездка займет чуть меньше времени. Из Красногвардейского района Санкт-Петербурга поезжайте в сторону КАДа, и там, по шоссе «Дорога Жизни», миновав населенные пункты Всеволожск, Романовка, Ваганово, достигните искомой цели. 

Найдите билеты по выгодным ценам на 2024 год