Лилия СОКОЛЬНИКОВА 31 августа 2022, 14:00

В России заработает «электронная путевка» с 1 сентября 2022 года. Что изменится для туристов

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

В Ростуризме считают, что «электронная путевка» может защитить путешественников и сделать туристический рынок более прозрачным

С 1 сентября 2022 года в России запускают систему «Электронная путевка». Что это значит для туристов? Больше не будет договоров с турфирмами, сплошные QR-коды? Или никаких оплат наличными? 

Что такое электронная путевка

«Электронная путевка» — это информационная система для сбора данных о всех проданных турах. Туроператоры должны будут передавать в систему сведения из своих договоров с отпускниками: имена и фамилии, даты поездки, стоимость, страну, курорт, отель и так далее. 

Закон об «электронной путевке» был принят Госдумой и подписан Президентом РФ в мае и вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Без передачи сведений в единую систему туроператорам будет запрещено работать (впрочем, не сразу, но об этом позже). 

Глава Ростуризма Зарина Догузова рассказала, зачем нужна система электронных путевок: Во-первых, для повышения прозрачности рынка и защиты прав туристов, а также чтобы в экстренных ситуациях оперативно осуществлять координацию и вывоз туристов. 

Что изменится для туристов 

По большому счету, ничего. Никаких дополнительных сборов для путешественников не будет. Самим заполнять какие-либо формы на сайте тоже не придется, это забота туроператоров. 

Даты

В первые полгода — с 1 сентября 2022 года по 1 марта 2023 года — «Электронная путевка» будет работать в тестовом режиме. Туроператоры будут осваивать систему и ее технические тонкости. 

Система электронных путевок позволит эффективнее защищать права туристов.
Фото: pexels.com

С 1 марта она станет обязательной для компаний, продающих туры за границу. И лишь с 1 сентября 2023 года — для туроператоров, занимающихся внутренним и въездным туризмом. После этих дат за нарушения (например, не внесенные или не вовремя внесенные данные) туроператоров начнут штрафовать. Причем серьезно. 

Особенности программы

В Ассоциации туроператоров признают, что работы с системой ближайшие полгода предстоит много. Пока, например, в нее сложно или вообще невозможно вносить данные о сложных путешествиях — когда туристы меняют несколько отелей, или одни приезжают раньше, другие позже. 

Как именно система будет защищать права туристов, тоже вопрос, обращает внимание вице-президент АТОР, глава туроператора Space Travel, Артур Мурадян. Сведения, по нынешним условиям, передаются не в момент покупки тура, а в следующем месяце — до 15-го числа. 

Скажем, купили семья путевку в Анталью 1 августа, 8-го августа улетела, 20-го вернулась. А сведения об этом туре попадут в единую информационную систему лишь в сентябре. Как в этом случае система защитит от мошенников, которые берут деньги и не оплачивают туры, задается резонным вопросов Мурадян. Турист же может получить выписку из системы о купленном туре по отдельному заявлению в течение 5 рабочих дней. 

В первую очередь, программа станет обязательной для компаний, продающих туры за границу.
Фото: unsplash.com

— Если мы говорим о защите, то должен быть срок внесения данных — строго до поездки. Далее турист должен иметь право обратиться к системе без всяких письменных заявлений. На дворе XIX век, и вся политика государства настроена на цифровизацию! — считает вице-президент АТОР.

Есть и много технических вопросов, в том числе касающихся безопасного хранения персональных данных. Российский союз туриндустрии даже просил Ростуризм отложить введение «электронной путевки» до 2024 года. 

Мнение эксперта

— Мы понимаем, что любые нововведения для отрасли необходимо вводить постепенно, чтобы у бизнеса была возможность в комфортном режиме адаптироваться к новым правилам, — объясняет глава Ростуризма Зарина Догузова. — Именно поэтому в законе об электронной путевке предусмотрен переходный период — с 1 сентября этого года туроператоры смогут в добровольном порядке передавать сведения в систему, при этом в течение полугода, до 1 марта 2023 года туроператоров в сфере выездного туризма не будут привлекать к ответственности в случае не передачи данных в систему. А для внутренних и въездных туроператоров переходный период продлится до сентября 2023 года. 

Это сделано для того, чтобы туроператоры смогли «обкатать» систему на практике. Кстати, ряд крупных туроператоров уже пользовались системой на этапе тестирования.

Мы в Telegram!

О самых ярких направлениях для ваших путешествий, новостях туризма и новых правилах читайте в нашем Telegram-канале. Куда поехать, что посмотреть, как выбрать отель и куда сходить — с нами ваш отпуск будет по-настоящему увлекательным.