На огромной территории России десять природных зон и четыре климатических пояса. Человек создал здесь сокровища культуры и архитектуры. Знакомиться с новыми местами на таких просторах можно до бесконечности. Активно открывать для себя страну мы начали несколько лет назад, а вместе с тем стала развиваться и туристическая отрасль — появились новые автомаршруты, открылись глэмпинги, начали принимать гостей промышленные предприятия, возникли выставки и конкурсы, на которых презентуют турпродукты.
Одной из таких площадок стала национальная туристическая премия «Маршрут построен» медиагруппы «Комсомольская правда». Она позволяет презентовать проекты, обмениваться опытом с представителями отрасли и получать профессиональную оценку. Все это дает новые возможности для развития. Помогают в этом и рекомендации экспертов.
Советы профессионалов полезны и тем, кто уже связал свою жизнь с туристической отраслью, и тем, кто только планирует этим заняться.
Начинать создание любого турпродукта необходимо с разработки концепции.
— Концепция любого туристического проекта — это основная мысль, образ проекта и понимание сути того, что проектируется, — акцентирует внимание председатель правления Фонда развития общественных связей «Регион пиар», автор проекта «Россия вдохновляет на путешествия» Геннадий Шаталов. — Это модель, в которой прописываются все основные составляющие конструкции проекта.
Также специалист считает важным правильно выбрать целевую аудиторию и продумать позиционирование и продвижение турпродукта, сделать его интересным и привлекательным для путешественника. В этом случае проект будет успешен и в мегаполисе, и в отдаленной деревушке. Пример тому — Международный фестиваль народных художественных промыслов «Золотая хохлома», который проходит в городе Семенове Нижегородской области.
— Один из маленьких городов, который живет промыслом, бытующим уже более 346 лет, сохраняет его. И уже 20 лет там проходит фестиваль, который собирает все промыслы России у себя, — делится опытом развития фестиваля министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев. — Из этого же фестиваля появился государственный праздник — День народно-художественных промыслов, который отмечается в третье воскресенье июня. Родом из Семенова и Форум креативных территорий, посвященный народно-художественным промыслам: как бытовать на этих территориях, как развивать, что промысел может дать жителям и любому городу нашей страны.
При этом в любое событие и место можно вдохнуть вторую жизнь:
— В 2024 году мы дали фестивалю новое прочтение: привлекли различных актеров, исполнителей, создали потрясающую культурную программу. И сохранили самое ценное — ярмарку, в которой приняли участие более 49 предприятий и 600 мастеров со всей России. Мы будем развивать это и дальше. Мы должны ценить нашу культуру, искусство, которое рождается на территории нашей страны. И через хохлому мы хотим рассказать всем, что наши уникальные мастера, художники — действительно ценность нашей страны. И фестиваль «Золотая хохлома» — доказательство тому, насколько важен человек.
О важности сохранения культуры и ее значении для развития событийного туризма говорит и Геннадий Шаталов. Он отмечает, что недостаточно просто провести масштабное событие, нужно сделать его непохожим на другие — именно это привлекает людей.
— Ты погружаешься в историю, и ты не увидишь такого события в другом регионе. Вот это очень важно: не уникальность, а аутентичность, привязка к территории, — подчеркивает эксперт. — Туристу нужно, прилетев в какой-то из регионов, погрузиться в быт, культуру и особенности этого места.
Вместе с числом турпоездок растет и спрос на места размещения. И здесь для потенциального отельера открывается множество возможностей: одни туристы ищут уютные глэмпинги на берегу реки, другим хочется поселиться в роскошном комплексе с бассейном и анимацией, третьим достаточно места в хостеле для ночлега, а четвертым нужен автомобильный кемпинг. Но как бы ни были востребованы средства размещения, недостаточно их просто открывать, важно еще правильно выбирать место, организовывать пространство и рассказывать о своем отеле.
— Есть определенные тенденции, которые каждый собственник должен учесть при создании гостиничного объекта. Необходима инфраструктура, необходим правильный подход, необходимо правильно рекламировать и рассказывать про свой бизнес, — отмечает управляющий партнер компании Ox Smart City Наталья Кузнецова.
При подборе участка нужно оценить транспортную доступность, затем разработать мастер-план и учесть расположение объектов на территории, взять во внимание запросы туристов, на которых рассчитан отель, — будет ли это полноценный комплекс, где можно провести неделю отпуска, или место, чтобы остановиться на одну-две ночи. И только после такой подготовки стоит приступать непосредственно к работам.
Многие из этих советов применимы также при создании туристических агроферм, развлекательных комплексов, парков. В комфортные места отдыха не просто едут — о них рассказывают и в них возвращаются.
Путешествия позволяют не просто сменить обстановку и отдохнуть, они дарят новые впечатления и эмоции, которые надолго остаются с человеком. Из поездок хочется привозить вещи, которые напоминали бы о пережитых моментах. Вот почему сувенир должен быть особенным — чтобы один взгляд на него мог на мгновение снова перенести в то самое место.
Сейчас города и регионы начинают уделять особое внимание созданию сувенирной продукции. К пониманию важности этой составляющей приходят и отдельные предприниматели. Ведь зачастую сувениры покупают не только для себя, и такой подарок может вызвать желание посетить место, из которого он привезен. У каждого сувенира должна быть легенда. Она позволяет сопроводить вручение частью истории. И тогда человек понимает, что подарок специально привезен, а не куплен в соседнем магазине.
Нужно делать ставки на территориальный брендинг, считает генеральный директор Центра развития креативного туризма Юлия Рыбакова. Она отмечает, что в первую очередь стоит дать туристам ответ на вопрос «зачем к вам ехать?» и предложить комплексный турпродукт. Но он не должен быть устаревшим.
— Надо делать перезагрузку, обновлять продукт. И креативный туризм тоже может в этом помочь, — подытоживает эксперт.
Такой вид туризма позволяет получить более глубокий опыт и впечатления, дает простор для развития.
Творчески стоит подходить и к организации бизнес-путешествий — это большой и важный сегмент туриндустрии. Рынок делового туризма в России за 2023-2024 годы, по данным BusinesStat, вырос на 40% и достиг 23 млн поездок. Российские компании активно переориентировались с европейских направлений на внутрироссийские и азиатские. Деловая активность внутри страны продолжает расти: увеличивается число командировок, проводятся встречи и переговоры, корпоративные мероприятия.
— Деловой туризм влияет на развитие территории. Это наглядная демонстрация возможностей, вовлечение субъекта в туристическую инфраструктуру, — говорит основатель и председатель совета директоров группы компаний «Конкорд», исполнительный директор проектного офиса индустрии организации мероприятий Наталья Евневич.
К работе с деловыми путешественниками эксперт советует подходить с оригинальной концепцией, отталкиваясь от особенностей территории. Можно делать акцент на локальной гастрономии, предлагать оригинальный турпродукт, который актуален, интересен и доступен именно здесь.
Туристический продукт не может долго и успешно существовать без поддержания его на должном уровне и стремления к развитию. В ресторанах нужно дополнять меню, санатории — модернизировать, в парках — создавать новые пространства и обновлять инфраструктуру, об экскурсионных маршрутах необходимо рассказывать, привлекая людей к их посещению.
Важно знакомить туристов со своим продуктом и поддерживать к нему интерес. Отличным инструментом продвижения служат отраслевые выставки и конкурсы. Участие в таких мероприятиях — это возможность обмениваться опытом, перенимать лучшие практики, узнавать о последних тенденциях, получать обратную связь от экспертов и презентовать свой проект туристам.
Именно с этой целью — знакомить путешественников с интересными местами и проектами — создавался конкурс «Комсомольской правды»:
— Премию «Маршрут построен» действительно можно назвать путеводителем для туристов. Я побывал в разных уголках страны, но все равно, изучая проекты, узнаю для себя много нового, отмечаю и, в прямом смысле слова, выписываю какие-то интересные для путешествий маршруты, — отмечает заместитель главного редактора «Комсомольской правды», путешественник Евгений Сазонов.
За четыре года проведения конкурс стал крупной презентационной площадкой и местом обмена опытом. Сотни заявок на участие приходят со всей страны. В сезоне 2025-2026 премия «Маршрут построен» проводится по 23 номинациям. Среди них можно найти подходящую для любого туристического проекта.
— Премия «Маршрут построен» играет огромную роль для развития индустрии, потому что она открывает такие необычные места, о которых люди заранее не могли знать. У нас в стране есть огромное количество чудесных уголков, которые стоит посетить, и благодаря конкурсу о них узнают все больше людей, — говорит руководитель направления развития отелей Яндекс Путешествий Анастасия Ступецкая, и дает совет новичкам. — Главное — верить в себя, в свой проект, потому что это очень чувствуется. Нужно жить проектом, и я уверена, что все получится.