11 апреля 2019, 16:18

Новый закон о хостелах-2019: Что изменится для туристов

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Как хостелы и мини-гостиницы влияют на экономику и туристический бизнес

Одной из самых обсуждаемых тем в туристическом мире в марте 2019 была новость о принятии нового закона о хостелах и ВВ («bed and breakfast» — «кровать и завтрак»). Реакция туристического сектора была бурной. У кого-то рушился отлаженный бизнес, у кого-то, наоборот, убирались конкуренты, а кто-то должен был перестраивать всю работу в связи с новыми условиями. Жители многоэтажек туристических городов и тех, куда приезжают толпы мигрантов на заработки, вздохнули с облегчением: убирают!

Пока все горячились и спорили, хорошо или плохо, что городская квартира в жилом доме становится убежищем странников, Совет Федерации отклонил закон, и уже депутаты противостояли, создавать или не создавать согласительную комиссию. В итоге в Госдуме было принято решение «О согласительной комиссии по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» (проект № 876688 — 6). Так что теперь заинтересованные лица могут обратиться в эту комиссию со своими предложениями и замечаниями.

В России вопрос размещения туристов в жилом секторе несколько отличается от европейского. Во многих странах Европы хостелы и мини-гостиницы становятся помехой в развитии регионального туризма. Нам же сейчас, особенно в малых городах и на побережье, без них будет сложно.

Европа против хостелов

Размещение в хостеле обычно дешевле, чем в гостинице, поэтому многие туристы выбирают их.
Фото: pixabаy.com

Те, кто в добрых своих традициях тычет пальцем «а вот в Европе», вероятно, не подозревают, что проблема ВВ и «совсем эконом» туризма есть не только в России, и отношение там к ней со стороны властей и бизнеса гораздо более строгое и негативное, чем у нас. Причины есть, и достаточно серьезные.

В конце января меня пригласили на традиционное собрание отельеров региона Лацио (Италия), где главным вопросом была именно проблема существования на туристическом рынке ВВ. Были выступления региональных и национальных представителей ассоциаций, объединений туристической индустрии, а также местные и республиканские чиновники. Показали профессиональный фильм, подробно рассказывающий, почему в данном формате существования ВВ наносит урон экономике страны. Среди более тысячи присутствующих — это были не только отельеры, но и их поставщики — обсуждение было очень горячим и не в пользу ВВ.

Сейчас в Италии идет работа по переформированию законодательства в отношении «мест ночлега», требования к ним будут возрастать в разы. В Италии и России законы разные, но прослеживается общая тенденция: не «усложнить жизнь народу», а сохранить целостность туристического рынка.

За компетентным объяснением причин принятия таких законов, которые уже утверждены у нас и скоро появятся в Италии и еще нескольких европейских странах, я обратилась к Массимилиано Полакко, Генеральному директору Confcommercio Impresa (Объединение предпринимателей и взаимодействие с государственными органами) по региону Марке. Марке славится не только своей обувью и университетами, которые выпускают лучших юристов и фармацевтов в Европе, но и большой туристической зоной на Адриатике и в исторических городах. Так что синьору Полакко очень близка туристическая тема.

— Так чем же помешали маленькие предприниматели большому туристическому бизнесу, который формировался в вашей стране полторы сотни лет?

— Бед енд брекфест — это не бизнес в классическом законодательном понимании. Сейчас в Италии ищутся нормативы, чтоб это стало настоящим бизнесом, как гостиницы. Они живут по всем строгим правилам, соблюдают все законы и нормативы, которые предъявляет государство для приема постояльцев. Если в этом секторе мы предвидим увеличение материального состояния, то при обогащении ВВ и «не гостиницы» не несут всю налоговую нагрузку, которую испытывает классический бизнес: не платят по бизнес-тарифам, не взваливают на себя все те расходы, что бизнес платить обязан. Происходит аномалия: две структуры, работающие на одном «поле», при этом бизнес (например, гостиница) платит налоги по полной, а ВВ — только часть. Все затраты на проживание государство считает по заниженным тарифам. Размещение туристов в том или ином городе/регионе увеличивается, а расходы на туризм доходами с налогов не покрываются. Сейчас ВВ могут размещаться в жилых домах, но это неправильно. Мы рассматриваем закон, запрещающий это. Ненормально делать гостиницу в жилом многоквартирном доме. Коммунальные системы (водопровод, лифт и прочее) эксплуатируются больше, а расходы должны покрывать жильцы дома, где располагается ВВ.

— Как разрастание ВВ влияет на туризм в целом?

— Для начала, такой вид деятельности, как я уже сказал, — это не бизнес, он практически не контролируем. Ни по налогам, ни по безопасности: откуда мы знаем кто там живет? Хозяева квартир, в отличии от отелей, всегда могут уклониться и от налоговой, и от полиции, скрыв постояльца. Уж кто-то обязательно скроет жильца, и у государства нет никакой возможности проверить, кто там живет или не живет, что там делает на самом деле.

В жилых домах, в которых расположены хостелы, возрастает нагрузка на коммунальную систему, потребеление электричества и воды.
Фото: pixabаy.com

Первое и, пожалуй, самое главное негативное влияние на экономику оказывают ВВ и межэтажные хостелы: неравной конкуренцией они вытесняют гостиницы, которые обременены налоговыми отчислениями, и быстро разоряют их. Это потеря рабочих мест, налогов с них, не говоря уже о налоговых отчислениях по другим статьям.

Отелей становится меньше, да и системы онлайн-бронирования жилья и так уже занижают цены в гостиницах. Получается, городская или региональная казна недополучает налогов. А ведь рекламируют тот или иной город и регион за счет казны или за счет отелей, приглашающих к себе туристов. Ни в один город еще не увеличился турпоток от полноценной рекламы, оплаченной сообществом ВВ или одним из подобных участников рынка. Получается, что расходы на рекламу несут одни (отели и бюджет), а деньги зарабатывают другие. Турист, останавливающийся в ВВ, не компенсирует своими посещениями супермаркетов и музеев всех расходов, что город или регион несет для того, чтоб он сюда приехал.

Понятно, что туристу хочется сэкономить и посмотреть побольше стран и городов. Но судя по разговорам в Европе, а в этом году мне довелось присутствовать на ужине отельеров в Италии, Франции и Германии, в таком экономном формате долго туризм не протянет. У многих владельцев бизнеса этот вид деятельности уже несколько лет приносит не доход, а убыток. Государства сейчас готовы принимать непопулярные у многих граждан меры, чтобы не дать упасть всей отрасли в целом.

Зачем это нам

Что касается нового закона о хостелах, готовящегося в России, то заинтересованным гражданам надо самим принимать активное участие и понимать, что по-старому вряд ли будет. Такие решения необходимы, чтобы потом вслед за Европой не принимать корректировки, которые будут вынуждены вносить законодатели с развитием российского туристистического сектора, и чтобы в будущем нам не наступить на те же грабли, по которым сейчас прыгают европейские коллеги.

Да, многим хозяевам придется значительно менять собственный бизнес, но по большому счету в России закон о хостелах принят в том числе и для того, чтобы встраиваться в мировую туристическую систему. Надеюсь, выйдут какие-то дополнительные постановления относительно Крыма, черноморского, тихоокеанского и балтийского побережий. Морей у нас много, а где сезонно теплые побережья — мало. И очень хочется, чтобы не было недопонимания между двумя сторонами — законодателями и хозяевами всех структур. Надеемся, что найдут общие правильные решения, и российские деньги останутся в России, а не полетят самолетами на курорты других стран.