Янтарную комнату часто называют «восьмым чудом света». Ничего подобного вы не найдете ни в одной стране мира. Именно поэтому взглянуть на шедевр, созданный из тонн балтийского «золота», в Царское Село ежегодно приезжают миллионы туристов. Привлекает самый знаменитый зал Екатерининского дворца не только своей красотой, но и историей, окутанной легендами и тайнами.
Не секрет, что Янтарная комната в Санкт-Петербурге — это блестяще выполненная копия. Подлинное украшение зала было похищено фашистами во время Великой Отечественной войны. Куда вывезли сокровище и где оно находится, остается неизвестным до сих пор. Пропажа Янтарной комнаты считается одной из самых интересных загадок истории, найти ключ к которой не могут уже почти восемь десятков лет.
Легендарный интерьер «вернулся» на свое место в 2003 году: Янтарную комнату полностью восстановили к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. И сегодня этот зал — олицетворение настоящего подвига российских реставраторов, исследователей, музейных работников, которым удалось возродить шедевр искусства.
Адрес: Пушкин, ул. Садовая, 7
Координаты: 59.717327, 30.394686
Режим работы: с 10:00 до 18:00 (касса до 16:45, вход до 17:00), выходной — вторник
Сайт: tzar.ru
Янтарный кабинет был дипломатическим подарком Петру I от короля Пруссии Фридриха Вильгельма I. В 1717 году декоративные панели в десятках ящиках с особой осторожностью везли в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу. Необычные интерьеры стали своеобразным символом отношений двух стран — в 1716 году был заключен союз между Россией и Пруссией. Диковинное оформление комнаты, к слову, очень понравилось Петру ранее, во время одного из визитов в Берлин еще при царствовании отца прусского короля — Фридриха I.
Однако тогда российский император увидел Янтарный кабинет не во всей его красе: по некоторым сведениям, он осмотрел лишь готовые панели для стен. В Пруссии у интерьера вообще была не самая завидная судьба — он так и не нашел применения, несмотря на уникальность своей задумки. Идею необычного оформления комнаты приписывают немецкому архитектору и скульптору Андреасу Шлютеру — главному мастеру королевского двора. В то время Пруссия была европейским центром янтарного промысла, что дало толчок к развитию искусства обработки балтийского «золота». Считается, что изначально кабинет из янтаря захотела в 1701 году София-Шарлотта — супруга Фридриха I. Он должен был украсить дворец Литценбург, личную резиденцию королевы. София-Шарлотта скончалась в 1709 году, а Янтарная комната еще не была готова полностью. Фридрих I решил перенести интерьеры в другой дворец — Ораниенбург — и изменить проект, сделав кабинет более масштабным. Однако и до его смерти в 1713-м панели так и не были установлены. И уже его сын Фридрих Вильгельм I, вступивший на престол, распорядился янтарем по-своему.
Интересно, что и при Петре I Янтарная комната не была установлена в Санкт-Петербурге. Прусскому подарку нашла применение его дочь Елизавета после вступления на престол. Разместить кабинет она пожелала в Зимнем дворце. Однако для отведенного зала янтарных панелей не хватило, и тогда интерьер дополнил знаменитый архитектор Франческо Растрелли. В 1755 году Елизавета Петровна приказала перенести Янтарную комнату в Большой Царскосельский дворец (ныне — Екатерининский). И здесь к ней вновь приложил свою руку мастер Растрелли, создав еще более масштабное творение с новыми элементами. Необычный и хрупкий материал, зависящий от перепадов температур, требовал постоянного ухода и небольших реставраций, поэтому для Янтарной комнаты даже был выделен смотритель. Свой окончательный вид зал обрел при императрице Екатерине II в 1770 году: на дополнительные ярусы и детали ушло еще 450 килограммов янтаря.
В таком облике Янтарная комната просуществовала до Великой Отечественной войны. Интерьеры было решено не эвакуировать вместе с другими музейными ценностями из-за хрупкости — их законсервировали, укрыв специальными материалами и деревянными щитами. Когда город Пушкин оккупировали фашисты, Екатерининский дворец был варварски разграблен. Эта участь постигла и Янтарную комнату — ценность вывезли в 1941 году в Кенигсберг. Там украденные панно даже выставлялись в одном из замков, однако во время отступления немцев в 1944 году, панно вновь были вывезены фашистами. И теперь уже в неизвестном направлении. Куда делись несколько тонн янтаря, до сих пор остается загадкой. Поисками комнаты занимаются историки, исследователи, кладоискатели почти 80 лет, но никаких результатов это не принесло.
Решение восстановить Янтарную комнату приняли в СССР в 1979 году. На полное воссоздание шедевра ушло 24 года. Для возрождения зала была специально создана Царскосельская янтарная мастерская, где трудились лучшие искусствоведы, химики, историки и реставраторы нашей страны. Интерьеры музея открыли в 2003 году — к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
Янтарная комната в Санкт-Петербурге является частью золотой анфилады Екатерининского дворца, созданной великим архитектором Растрелли. Высота зала составляет 7,8 м, площадь пола — около 100 «квадратов», а оформление трех стен янтарем занимает 86 квадратных метров.
В Янтарной комнате все внимание туристов устремляется именно на стены. Вы увидите огромные янтарные панно, на которых из окаменелой смолы созданы декоративные элементы. Обратите внимание, как ювелирно подобраны для этого самые разные оттенки янтаря.
В центре четырех самых больших панно расположены флорентийские мозаики из полудрагоценных камней и мрамора. Необычные картины были подарком Елизавете Петровне от австрийской императрицы Марии Терезии. Мозаики называются «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние»: их сюжеты аллегорически изображают эти человеческие чувства.
Янтарные панно разделяются между собой зеркальными пилястрами в золоченых рамах с канделябрами. А в верхних ярусах вы увидите фигурки амуров, позы каждого из которых не повторяются. Стены Янтарной комнаты искусно дополнены живописным плафоном (потолок) и наборным паркетом. В легендарном зале также выставлены несколько предметов мебели, среди которых сохранившийся подлинный комод.
Увидеть Янтарную комнату можно в любое время года: и в холода, и в жару здесь созданы специальные условия для того, чтобы любой желающий смог познакомиться с легендой Екатерининского дворца. Однако стоит учитывать, что в период с мая по октябрь в Царском Селе настоящий туристический бум. В разгар сезона здесь выстраиваются огромные очереди — как на кассы, так и в сам дворец. Приезжает не только множество самостоятельных туристов, но и групп. Количество посетителей может помешать вам в полной мере насладиться встречей с шедевром. Хотя в музее продуманы несколько экскурсионных маршрутов, которые разводят потоки людей, а во дворец пускают группами. Но если хочется более спокойной обстановки, то стоит ехать в Янтарную комнату с ноября по апрель.
В Янтарной комнате вы легко сможете сделать памятные фото на телефон, но главное — без вспышки. Кроме того, в Екатерининском дворце нельзя делать съемку с дополнительным оборудованием (для этого нужно получить специальное разрешение) — например, с селфи-палками или штативами, которыми можно случайно повредить интерьеры. В Янтарной комнате фотографируются на фоне легендарных панно, берут в кадр мозаичные картины, а также отдельные элементы декора и детали. А чтобы передать масштаб всего зала, можно сделать фото со стороны окон.
Вход в Екатерининский парк и дворец (с посещением Янтарной комнаты) | Взрослые — 1000 руб., пенсионеры — 500 руб., курсанты, военнослужащие срочной службы — 500 руб.,учащиеся (с 14 лет), студенты — 500 руб.,дети до 14 лет — бесплатно |
Аудиогид | 250 руб. (залог 1000 руб.) |
Экскурсия по Екатерининскому дворцу и Янтарной комнате | Входит в стоимость билета (при формировании группы от 15 до 20 чел.) |
Эксклюзивная программа «Секреты Янтарной комнаты» (вечерняя экскурсия-променад после закрытия музея) | 8000 руб. с чел. (группа от 5 чел.). Продолжительность 1,5 часа |