Лилия СОКОЛЬНИКОВА 25 марта 2022, 11:05

На сколько подорожают авиабилеты на рейсы по России в 2022 году, рассказали эксперты

Фото: Алексей БУЛАТОВ
Фото: Алексей БУЛАТОВ

Инфляция, нестабильный курс рубля, санкции и проблемы с лизингом самолётов - все это может сказаться на ценах на авиабилеты даже по России

Билет на самолёт, конечно, не сахар с гречкой. Но мимо инфляции, санкций и прочих проблем в экономике не получится пролететь как ни в чем не бывало, махнув серебристым крылом.


Сколько будет стоить билет на самолет по России

Подорожают ли авиабилеты на внутренние рейсы по России в 2022 году? О полётах в другие страны сейчас не говорим, это отдельная история. Во-первых, цены на билеты на международные рейсы привязаны к курсу евро. Во-вторых, из-за санкций рейсов за рубеж сейчас крайне мало, спрос в разы превышает количество мест в самолетах. Но с полётами по России вроде бы все проще. Или нет? 

Цены на билеты российских авиакомпаний в 2022 году вырастут минимум в 1,5 раза —  такой пессимистичный для пассажиров прогноз дают аналитики «ВТБ Капитала». Средний чек за перелет, по их мнению, вырастет с нынешних 9 тысяч рублей до 14 тысяч.

Пока что цены на билеты даже чуть снизились, но эксперты ожидают ощутимого подорожания ближе к лету.
Фото: Олег УКЛАДОВ

Министр транспорта Виталий Савельев цифр не называет, но тоже предупреждает о росте цен.В своём выступлении в Совете Федерации чиновник признал, что в летнем сезоне из-за высокого спроса авиабилеты традиционно подорожают, но ненамного.


Аргументы за рост цен

  • Подорожание авиакеросина — в два раза, по оценке аналитиков «ВТБ Капитала». 
  • Ослабление курса  рубля. Это приведёт к тому, что лизинг самолётов для наших авиакомпаний станет дороже в 1,5 раза (большая часть авиапарка отечественных перевозчиков — самолёты зарубежных собственников, взятые в лизинг). 
  • Траты на топливо и лизинг — это в общей сложности две трети всех расходов авиакомпаний, уточняют в «ВТБ Капитал». Впрочем, после стремительного падения рубль стал укрепляться. А с лизингом возможны разные решения. Согласно недавно принятому постановлению правительства № 412, авиакомпании имеют право проводить лизинговые платежи в рублях. Речь идет и о выкупе лайнеров, но решения по этому вопросу пока нет. 


Аргументы против роста цен

В парке российских перевозчиков сейчас очень много самолётов, которые не могут летать за границу — там их моментально арестуют из-за санкций. А значит, авиакомпании будут использовать эти борта только на внутрироссийских маршрутах. В том числе и очень вместительные дальнемагистральные лайнеры, которые раньше летали на популярные зарубежные курорты. Самолётов, которым пока заказан путь за границу, много — 500 бортов российских авиакомпаний лизиногодатели требуют вернуть (эту цифру назвал министр транспорта Виталий Савельев). 

Вероятно авиакомпании будут использовать на внутренних рейсах вместительные дальнемагистральные лайнеры.
Фото: unsplash.com

Так что может сложиться ситуация, противоположная дефициту: избыток мест на рейсах и, соответственно, снижение цен или регулярные распродажи авиабилетов. Хотя перевозчики могут выбрать другой путь — отправить  часть лайнеров на парковку до лучших времён. 

Для авиакомпаний снизили расценки на эквайринг. Центробанк ввёл максимальный лимит на комиссию за платежи по картам — 1%. А ведь почти все авиабилеты пассажиры сейчас покупают, используя банковские карты. С 18 апреля по 31 августа перевозчики смогут немного сэкономить на эквайринге, то есть комиссии за такие транзакции. Но в пересчете на один билет это копейки, так что на цене билетов решение ЦБ вряд ли скажется.


ОФИЦИАЛЬНО

27,5 млрд рублей выделено из федерального бюджета на субсидирование авиаперелетов по России. Деньги пойдут на льготы для пассажиров, летающих в центральную часть России с Дальнего Востока и из Калининграда, а на поддержку дальневосточной авиакомпании «Аврора». 

По данным Росавиации.


Цены на авиабилеты

На данный момент летать по России стало даже дешевле — если сравнивать с прошлым годом, когда из-за пандемии внутренние перелёты тоже явно были в приоритете по сравнению с международными. Что будет дальше, посмотрим, а пока так: 

— Средняя стоимость перелётов на человека в одну сторону по стране за год снизилась с 5700 рублей в марте 2021 года до 5100 рублей в марте 2022-го. Заметнее всего в десятке самых популярных маршрутов подешевели билеты в Тюмень — почти на 21% и в Калининград — почти на 20%. Слетать в Санкт-Петербург из других городов России стало на 13,2% бюджетнее, чем годом ранее, в Сочи на 11%, — рассказала «КП» Елена Шелехова, руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip. — Если рассматривать в целом наиболее подешевевшие направления, а не только топ-10 массовых маршрутов, то выделим Барнаул, столицу Алтайского края. Средняя цена на перелёты в этот город снизилась на 33%, с 9100 до 6100 рублей. Маршрутов, где значительно выросла стоимость билетов, мы не наблюдаем.  

Билеты перед долгожданным путешествием имеет смысл взять заранее — пока цены не влетели.
Фото: Андрей АБРАМОВ

Впрочем, у аналитиков сервиса поездок и путешествий Туту.ру (tutu.ru) другие данные:

— Средний чек за перелет в Москву и Санкт-Петербург из остальных российский аэропортов по сравнению с мартом прошлого года вырос на 5% и 3% соответственно. На столько же подорожали билеты в Красноярск. Средняя стоимость полета в Сочи и Калининград увеличилась на 9-11%, в Минеральные Воды, Екатеринбург, Уфу и Новосибирск – на 16-18%, в Махачкалу – на 29%, — поделились они статистикой с «КП». 


Куда стало лететь дешевле, а куда дороже 

ГородСредняя стоимость билета в одну сторону
в марте 2022 года/в марте 2021 года
Москва4700 рублей/5200 рублей
Санкт-Петербург4600 рублей/5300 рублей
Сочи5600 рублей/6300 рублей
Махачкала4500 рублей/4300 рублей
Минеральные Воды4600 рублей/5100 рублей
Уфа4500 рублей/4700 рублей
Калининград4500 рублей/5600 рублей
Екатеринбург5600 рублей/5000 рублей
Казань4500 рублей/4800 рублей
Тюмень5700 рублей/7200 рублей

По данным сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip.