«Застывшая музыка», «каменная поэма», - самые яркие эпитеты не способны передать красоту этого шедевра архитектуры домонгольской Руси. Дмитриевский собор уникален не только своей древностью, каменной резьбой, историей. Настоящее чудо в том, что эта достопримечательность вообще сохранилась до наших дней. Уже только за тем, чтобы посмотреть на нее стоит приехать во Владимир.
Адрес: Владимир, Большая Московская улица, 60
Координаты: 56.129511, 40.408786
Режим работы: с 11:00 до 19:00, выходной — вторник
Сайт: vladmuseum.ru
Точная дата начала строительства собора неизвестна — историки сходятся в том, что первый камень был положен в его основание в конце 12 века, примерно в 1191-1194 годах. Закончили возводить храм в 1197-м. Храм был построен в честь Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Всеволода Большое Гнездо, принявшего при крещении имя Димитрий. Он перевез во вновь построенную церковь из Солуни (Салоников) «гробную доску», то есть большую икону, изображающую святого в полный рост, и ковчежец с частицей одежды, пропитанной кровью Димитрия Солунского. Первоначально храм выглядел иначе, чем сегодня. С трех сторон его окружали галереи, связывавшие собор с княжескими покоями, а также две башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры.
Собор сполна разделил все невзгоды, которым подвергался Владимир и вся Владимиро-Суздальская Русь во времена ига, затем трижды горел (1536, 1719, 1760). Но самый большой урон собору был нанесен в мирное время, причем вовсе не в советское. По указу императора Николая I, заметившего в 1834-м году ветхость храма, началась «реставрация» с целью, якобы, придать ему «первобытный вид». В результате разрушили галереи и башни, чем подвергли собор реальному риску разрушения. «Реставраторы» замазали старинные фрески, храм был расписан заново.
После революции Дмитриевский собор спасла его древность. И, хотя службы в нем прекратились, вопрос разрушения не рассматривался — храм объявили памятником древнерусского искусства, в нем заседала комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1930-х была начата еще одна реставрация, которая не прекращалась и в годы войны. Технологии 21 века позволили покрыть стены собора специальной пластиковой смесью, что препятствует разрушению белого камня. Регулярных служб в Дмитриевском храме сейчас не проводится, он принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Однако в 2011 году там прошла литургия, и собор формально стал действующим.
Каменная резьба на стенах собора. Тонкостью работы мастеров можно любоваться часами, разглядывая мельчайшие детали. Мифические (грифоны, кентавры) и реальные (львы) животные, птицы (орлы), люди (цари, святые), — каменные фрески Дмитриевского собора читаются как книга, полная загадок, символизма и скрытого смысла. Порядка 600 рельефов, среди героев — и сам заказчик собора князь Всеволод с сыновьями, и Александр Македонский, и царь Давид.
Музейная экспозиция внутри собора. Сегодня можно увидеть копии «гробной доски» и «мощевника» — тех самых, которые князь Всеволод привез из Солуни. Сама структура экспозиции необычна. Здесь нет привычных музейных стендов, они заменены прозрачным пластиком, об истории собора рассказывается при помощи современных визуальных технологий.
Надгробие первого губернатора Владимира графа Романа Илларионовича Воронцова.
Самый известный фильм, который снимали во Владимире — «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. И, хотя, основные съемки проходили рядом с Успенским собором, Дмитриевский тоже в кадре есть. Появляется храм также в фильме «Успех» 1985 года с Леонидом Филатовым и Алисой Фрейндлих в главных ролях.