Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Политика22 декабря 2014 20:30

Малайзийский «Боинг» сбил украинский летчик - капитан Волошин

В «деле малайзийского Боинга» появился «секретный свидетель», чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России. И объясняют загадочное поведение западных экспертов [эксклюзив «КП», инфографика, видео, аудио]
Во второй половине дня, примерно за час до сбития «Боинга», были подняты в воздух три штурмовика

Во второй половине дня, примерно за час до сбития «Боинга», были подняты в воздух три штурмовика

Фото: REUTERS

Этот человек пришел в редакцию «Комсомолки» сам. Мы проверили его документы - он не актер и не подставное лицо. Реальные данные свидетеля мы пока не можем раскрыть - у нашего собеседника на Украине остались родственники и он боится мести и шантажа. Судя по тому, что нам рассказал Александр (назовем его так), - опасения реальны. Мы приводим стенограмму нашего разговора практически без купюр.

ШТУРМОВИК ВЕРНУЛСЯ БЕЗ РАКЕТ

- Где вы находились 17 июля 2014 года, в день, когда был сбит малайзийский «Боинг»?

- Я был на территории Украины, в городе Днепропетровске, поселок Авиаторское. Это обычный аэропорт. Там в это время базировались истребители и вертолеты. Самолеты регулярно летали, бомбили, штурмовики Су-25 бомбили Донецк, Луганск. Это продолжалось длительное время.

- Самолеты летали каждый день?

- Ежедневно.

- Почему вы предположили, что эти самолеты могли иметь отношение к гибели «Боинга»?

- Несколько причин. Из восьми самолетов, которые базировались, только два с ракетами «воздух - воздух». Они были подвешены.

- Зачем? Шли какие-то авиационные сражения в воздухе?

Нет, на самолеты были подвешены ракеты для прикрытия самих себя в воздухе. На всякий случай. В основном были на подвеске боеприпасы для работы по земле. НУРСы, бомбы.

- Расскажите про 17 июля.

- Регулярно летали самолеты. С утра целый день летали. Во второй половине дня, примерно за час до сбития «Боинга», были подняты в воздух три штурмовика. Конкретно время не помню. Из самолетов один был оснащен такими ракетами. Это был Су-25.

В «деле малайзийского Боинга» появился «секретный свидетель» (сидит спиной к экрану)

В «деле малайзийского Боинга» появился «секретный свидетель» (сидит спиной к экрану)

- Вы лично это видели?

- Да.

- Где у вас точка наблюдения была?

- На территории. Конкретно не скажу.

- Вы имели возможность смотреть конкретно, что подвешивается к пилонам самолета? Вы могли перепутать ракеты «воздух - воздух» и «воздух - земля»?

- Нет, перепутать не мог. Они различаются размерами, оперением, окраской. С головкой наведения. Опознать ее очень легко. В общем, по истечении небольшого времени, вернулся только один самолет, два были сбиты. Где-то на востоке Украины, мне так сказали. Вернулся один самолет, на котором были подвешены эти ракеты.

- Он вернулся уже без ракет?

- Без ракет. Летчик этот был очень напуган.

- Вы знакомы с этим летчиком, видели его?

- Да.

- А можете сказать, как его звали?

- Волошин фамилия.

- Он один в самолете был?

- Да. Самолет рассчитан на одного человека.

- Имя его не знаете?

- Владислав вроде бы. Не скажу точно. Капитан.

Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте

Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Капитан Волошин вернулся. Дальше?

- Вернулся с пустым боекомплектом.

- Ракет не было?

- Да.

«САМОЛЕТ НЕ ТОТ»

- Скажите, Александр, самолет вернулся с задания, вы пока не знаете о гибели «Боинга», но вас почему-то удивило отсутствие ракет «воздух - воздух». Почему?

- Эти ракеты «воздух - воздух» не входят в боекомплект основной.

Их подвешивают по отдельной команде. Как правило, самолеты с этими ракетами старались не выпускать в воздух. Потому что эту ракету нельзя часто просто так с собой перемещать в воздухе.

Всего возможны две такие ракеты на этом самолете. Никогда они раньше не применялись. Они были списаны до этого. Но буквально накануне, за неделю до этого случая (гибели «Боинга». - Ред.), использование этих ракет было в срочном порядке продлено. И они поставились опять на вооружение. Они не использовались долгие годы.

- Почему?

- Ресурс вышел у них. Года старые, еще советского производства. Но вот по срочной команде у них ресурс был продлен.

Малайзийский «Боинг» сбил украинский летчик

Малайзийский «Боинг» сбил украинский летчик

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- И в этот день их повесили на самолет?

- Они все время стояли с этими ракетами.

- Но не летали?

- Старались поменьше их в воздух пускать - каждый полет снижает ресурс. Но в этот день самолет полетел.

- И вернулся он без них?

- Да. Зная немножко этого летчика... (вполне возможно, когда сбили два этих самолета у него на глазах), у него была просто испуганная реакция, неадекватная. Мог от испуга или в целях мести запустить ракеты в «Боинг». Может, он принял его за какой-то иной боевой самолет.

- Эти ракеты с самонаводящимися головками?

- Да.

- Когда он их нажал, они стали искать цель?

- Нет. Летчик сам фиксирует цель. Потом запускает ракету, и она уже летит на цель.

- Эти ракеты летчик мог применить по наземным целям?

- Это бессмысленно.

- Что вам еще запомнилось в этот день? Что говорил летчик?

- Фраза была им сказана, когда его из самолета вывели: «Самолет не тот». И вечерняя фраза была, вопрос одного летчика к нему, к этому же, к Волошину: «Что там с самолетом?» На что тот ответил: «Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте».

«И ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ ВЫЛЕТЫ ПРОДОЛЖАЛИСЬ»

- Этот летчик давно там служил? Сколько ему лет?

- Волошину около 30 лет. Его часть базируется в Николаеве. Их в Днепропетровск командировали. Накануне была у них командировка в Чугуев под Харьковом. И все это время они бомбили Донецк и Луганск. И, по информации одного из служащих николаевской части, они до сих пор продолжают это делать.

Украина заявляла, что в день катастрофы у них не было боевых вылетов

Украина заявляла, что в день катастрофы у них не было боевых вылетов

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- У летчиков был хороший боевой опыт?

- Те, которые находились там, они со стажем были. Николаевская часть была даже один год, по-моему, 2013-й, самой лучшей частью в Украине.

- История с «Боингом» среди летчиков как-то обсуждалась?

- Все попытки обсуждать сразу же пресекались. Да и летчики больше между собой общались, они такие... гордые.

- После того, как все узнали про этот «Боинг», что стало с этим летчиком, с капитаном Волошиным?

- После всего этого продолжались вылеты. И все время летчики не менялись. Одни и те же лица были.

«ПОЛЕТОВ НЕ БЫЛО... НО СБИЛИ»

- Давайте попробуем смоделировать события. Как они могли развиваться? Вылетели на боевое задание три самолета. Они оказались примерно в той зоне, в которой находился «Боинг». Два самолета сбили. Этот капитан Волошин занервничал, испугался, и, возможно, он принял «Боинг» за боевой самолет?

- Возможно. Расстояние большое, он мог просто не увидеть конкретно, что это за самолет.

- С какого расстояния эти ракеты пускаются?

- За 3 - 5 километров они могут цель фиксировать.

- А разница скоростей какая у боевого самолета и «Боинга»?

- Без разницы: у ракеты довольно-таки хорошая скорость. Очень быстрая ракета.

- Догонит в любом случае? А высота?

- Он может вполне на своем максимальном подъеме - на 7 тысячах метров - вполне спокойно зафиксировать цель.

- Достать ее вверх?

- Да. Самолет может просто поднять нос вверх, и проблем никаких не составляет это зафиксировать и пустить ракету. Дальность полета этой ракеты - больше 10 километров.

Власти Украины используют фальшивки, чтобы свалить вину за крушение малайзийского «Боинга» на ополченцев

Власти Украины используют фальшивки, чтобы свалить вину за крушение малайзийского «Боинга» на ополченцев

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Эта ракета на каком расстоянии от цели взрывается? В корпус может попасть и взорваться?

- В зависимости от модификации. Буквально может в корпус и на расстоянии 500 метров может.

- Мы работали на месте катастрофы и заметили, что осколки попали в корпус самолета очень кучно. Такое ощущение, что взорвалось буквально в двух метрах от «Боинга».

- Есть и такая ракета. Принцип дроби - она разрывается, дробь идет. А потом ударяет основная боевая часть ракеты.

- Украина заявляла, что в этот день у них не было боевых вылетов. Мы проверяли разные сводные источники по сбитым самолетам, Украина везде отрицает, что ее военные самолеты в этот день летали.

- Я знаю про это. Украина также заявила, что два этих самолета были сбиты 16-го числа, а не 17-го. И неоднократно даты менялись. Но на самом деле вылеты были ежедневно. Я видел это сам. Даже в перемирие вылеты были, правда, реже.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ БОМБЫ

- Какое вооружение было на самолетах с вашего аэродрома? Применялись ли фосфорные бомбы, зажигательные смеси? На земле украинская артиллерия применяла их очень активно.

- Фосфорных я не наблюдал. Но применялись объемно-детонирующие бомбы.

- Они запрещены?

- Да. Бомба была предназначена для Афганистана. Ее запретили и до последнего не применяли. Она запрещена какой-то конвенцией, не помню, не скажу. Эта бомба - негуманная, сжигает все. Абсолютно все выжигает.

- Они их навешивали и применяли во время боевых действий?

- Да. И были также запрещенные кассетные бомбы. Авиационная бомбовая кассета - в зависимости от размера может поразить цель очень масштабную. Стадион - одна бомба накрывает. Причем полностью, всю площадь абсолютно, два гектара.

- Почему они шли на применение такого оружия?

- Они все выполняли приказ. А чей приказ - непонятно.

- Смысл такого оружия - запугивание?

- Максимальное уничтожение живой силы.

МОГУТ ИЗБИТЬ ЗА ЛЮБОЕ НЕОСТОРОЖНОЕ СЛОВО

- Почему вы уехали в Россию, почему решились рассказать? Почему, наконец, про это никто не узнал раньше? Вы же не единственный свидетель!

- Все запуганы СБУ (служба безопасности Украины. - Ред.) и нацгвардией. Людей могут избить за любое неосторожное слово, посадить по любому ничтожному подозрению в симпатиях к России или к ополченцам. А я был изначально против этой «антитеррористической операции». Не согласен с политикой украинского государства. Гражданская война - это неправильно. Убивать своих же людей - ненормально. И какое-то участие там принимать или нет, но находиться на стороне Украины и быть к этому частично причастным, я не согласен изначально!

Для разгадки причин катастрофы нужны неопровержимые факты, а не предположения

Для разгадки причин катастрофы нужны неопровержимые факты, а не предположения

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

СПРАВКА «КП»

Какое оружие применялось украинской авиацией над Донбассом

Ракета Р60 - управляемая, ближнего боя «воздух - воздух»

Разработка 1967 года. Имеет характерное оперение и твердотопливный двигатель. Головка самонаведения инфракрасная. Р60 оснащена неконтактными взрывателями, подрыв ракеты происходит на расстоянии от 5 метров до 2,5 метра от цели. Поражающие элементы - вольфрамовая проволока или стержни. Практическая дальность полета 10 - 12 километров. С 1973 года использовалась на всех типах истребителей и на штурмовиках. Последние 10 лет не состоит на вооружении в Российской армии, выпуск ракеты прекращен, специальные пилоны для подвески ракеты не применяются и не выпускаются. Поставлялась на экспорт.

ОДАБ-500 - Объемно-детонирующая авиабомба

Этот тип бомбы самый распространенный на постсоветском пространстве. Предназначена для поражения живой силы, промышленных сооружений, легкоуязвимой техники, легких инженерных сооружений, разминирования противопехотных и противотанковых минных полей. Применяется с высот 200 - 1000 метров. Бомба содержит 193 килограмма пиперилена, легковоспламеняющейся жидкости, которая при подрыве превращается в аэрозоль и подрывается вторым зарядом. Радиус поражения - 30 метров. Считается неконвенционным боеприпасом.

Применяется в том числе на штурмовиках Су-25.

РБК - Разовая бомбовая кассета

Самый распространенный вариант на постсоветском пространстве. В зависимости от типа представляет собой контейнер, снаряженный авиабомбами малого калибра, который при подрыве заряда разбрасывает боевые элементы над целью. Считается неконвенционным боеприпасом. Применяется на большинстве типов советских и российских самолетов.

21 июля, спустя 4 дня после крушения «Боинга», Министерство обороны России представило миру данные своего радиотехнического контроля за небом над востоком Украины в часы трагедии.  Фото: mil.ru

21 июля, спустя 4 дня после крушения «Боинга», Министерство обороны России представило миру данные своего радиотехнического контроля за небом над востоком Украины в часы трагедии. Фото: mil.ru

Редакция «КП» будет дальше проводить расследование по этой теме, в том числе и по тем фактам, которые наш собеседник попросил пока не публиковать, например, о возможной роли ПВО Украины в катастрофе малайзийского «Боинга».

ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ

У нас нет возможности проверить все показания свидетеля, но первое, что удалось нам выяснить - капитан Волошин в украинской армии на самом деле существует.

Волошин Владислав Валерьевич – командир звена, капитан. Награжден орденом Богдана Хмельницкого за участие в АТО. Фото: прислано читателями

Волошин Владислав Валерьевич – командир звена, капитан. Награжден орденом Богдана Хмельницкого за участие в АТО. Фото: прислано читателями

ОФИЦИАЛЬНО

Следственный комитет проверит версию «Комсомолки»

- Следственный комитет заинтересовала сегодняшняя публикация в «Комсомольской правде». Естественно, вся изложенная в ней со слов некоего гражданина Украины информация следствию очень интересна, поскольку в Следственном комитете России расследуется уголовное дело о и применении запрещенных средств и методов ведения войны, - сказал Маркин. - Поэтому мы постараемся оперативно связаться с главным редактором и журналистами «Комсомолки», чтобы понять, действительно ли это реальный человек, и получить координаты для встречи с ним (подробности)

РЕПЛИКА

Свидетель, рассказавший о гибели «Боинга», говорит лишь о том, что видел сам

Корреспонденты «Комсомолки» Александр Коц и Дмитрий Стешин, работавшие в Донбассе, еще в июне стали свидетелями применения украинскими военными фосфорных бомб. В августе Следственный комитет России заявил, что получил доказательства применения запрещенного оружия украинскими силовиками против мирного населения, исследовав образцы почвы, собранные беженцами с Украины в поселке Семеновка близ Славянска.

А теперь обратите внимание, о чем говорит свидетель «КП», когда его спросили о применении запрещенных боеприпасов украинской армией (этому посвящена целая глава в интервью). «Фосфорных я не наблюдал. Но применялись объемно-детонирующие бомбы... Бомба была предназначена для Афганистана. Ее запретили и до последнего не применяли...»

Можно предположить, что если бы свидетель был «засланным казачком», а вовсе не настоящим работником военного аэропорта под Днепропетровском, если бы он ставил своей целью лишь оговорить украинскую сторону, он наверняка бы, не моргнув глазом, рассказал и применении фосфорных бомб. Благо информации в прессе о них было предостаточно (подробности)

ВОПРОС ДНЯ

После таких доказательств Запад признает, что в трагедии с «Боингом» виноват Киев?

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

- США, располагающие своими средствами слежения, имеют объективные данные. Не знаю, насколько они связаны с этой версией. Но информационный тон вокруг лайнера изменился, истерия утихла. Это говорит о том, что на Западе есть люди, понимающие: навязываемая версия о гибели «Боинга» в результате действий российских войск или ополчения прямо противоположна происшедшему.

Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем:

- Конечно, нет. Здесь нужна большая работа даже не с правительствами западных стран, а с общественностью и журналистским сообществом.

Владимир СОЛОВЬЕВ, тележурналист:

- Возьмите события в Осетии. Уже тогда расследование, проведенное с помощью всевозможных разведок, подтвердило: первым открыл огонь Саакашвили. Это не помешало американцам в очередной раз говорить о некой агрессии России против Грузии. Сейчас скажут, летчик - агент ФСБ, самолет и ракеты - советского производства, а значит, «Москва виновата уж тем, что Америке хочется кушать».

Штефан ШОЛЛЬ, немецкий журналист, более 10 лет работает в России:

- Украинцы ранее уже сбивали российско-израильский самолет над Черным морем, поэтому все возможно, но слова технического работника для меня не окончательное доказательство. Я работаю по обе стороны конфликта и часто вижу, как люди уверенно что-то рассказывают, потом меняют версии, а на деле оказывается все иначе. Ответа на этот вопрос, боюсь, придется ждать долго.

Алексей МУХИН, директор Центра политической информации:

- Не случайно публикацию результатов расследования откладывают, Малайзию отстраняют от участия в нем... Сейчас пытаются максимально изменить эти результаты, идет зачистка источниковой базы и нейтрализация нежелательных свидетелей. На карту поставлено реноме многих западных стран. Но рано или поздно правда вскроется, и это будет неприятно для присоединившихся к антироссийской вакханалии.

Аркадий МАМОНТОВ, журналист телеканала «Россия»:

- Нет. Пока не будет представлен летчик, который нажал на гашетку, Запад не поверит. Признать это - значит расписаться в том, что все сделанное против России зря.

ПОДРОБНОСТИ

«Для разгадки причин катастрофы нужны неопровержимые факты, а не предположения»

Военный обозреватель «КП» обсудил популярные в Сети версии крушения «Боинга» с подполковником запаса, бывшим командиром зенитного ракетного полка Андреем Нескородовым

Российские и зарубежные СМИ, включая Интернет, уже который день «кишат» версиями и слухами о том, что могло привести к крушению малайзийского лайнера. К этому потоку догадок, профессиональных и дилетантских мнений примешиваются ложь «кашеваров информационной войны», скоропалительные и тенденциозные выводы некоторых зарубежных политиков и военных. Правда и вранье, действительные события и предположения, примитивная «деза» и подлинные факты зачастую перемешиваются так, что их невозможно различить. Но среди этой лавины сообщений нередко попадаются такие, на которые нельзя не обратить внимание (читайте далее)

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов - о "секретном свидетеле":

Военный корреспондент Дмитрий Стешин ответил на вопросы скептиков в эфире Радио "Комсомольская правда":

Смотрите также фоторепортажи:

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Липа» до Киева доведет

Власти Украины используют фальшивки, чтобы свалить вину за крушение малайзийского «Боинга» на ополченцев

Спустя всего несколько часов после крушения малайзийского «Боинга» Служба безопасности Украины (СБУ) представила «неопровержимые доказательства» того, что самолет был сбит ополченцами. На официальном канале СБУ в YouТube появилась аудиозапись якобы переговоров командующего ополчением Горловки Игоря Безлера, известного так же по позывному Бес, с «куратором» из российских спецслужб (читайте далее)

МНЕНИЕ

Падение лайнера: окончательные выводы без предварительного расследования

Александр ГРИШИН

Циничная суета вокруг упавшего Боинга малайзийской авиакомпании кардинально отличается от информационного сопровождения практически всех предыдущих авиакатастроф в мире. Еще не собраны все тела, еще не найдены даже все самописцы, не говоря уже о проведении исследований, а некоторые весьма важные персоны уже сделали окончательные выводы и по причине крушения, и по виновным (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эксперт о «секретном свидетеле» в деле малайзийского Boeing: Теперь с этим человеком должны поработать профессионалы

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов прокомментировал новые подробности ЧП под Донецком

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов прокомментировал подробности крушения Boeing под Донецком, которые удалось выяснить «Комсомолке». В частности, по его мнению, теперь с источником «КП» должны поработать профессионалы. Причем Олег Михайлович считает странным, что зарубежные специалисты, ведущие расследование ЧП, до сих пор не связались с «Комсомолкой» (подробности).

Приехав в Донбасс, следователи  из Голландии сразу же закрыли доступ к месту катастрофы. И обнародовать результаты расследования до сих пор не спешат.

Приехав в Донбасс, следователи из Голландии сразу же закрыли доступ к месту катастрофы. И обнародовать результаты расследования до сих пор не спешат.

Фото: ТАСС

ВОПРОС ДНЯ

Почему Запад не отреагировал на свидетельства о том, что «Боинг» сбил украинский пилот?

Георгий ФЕДОРОВ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект»:

- Американцы и европейцы никогда не признают, потому что это была глобальная провокация против России. Неопровержимым мог бы стать рассказ самого пилота, сбившего «Боинг», или если бы обнародовали радиообмен, где слышен приказ поразить цель. Наверняка эта запись есть, находится на Украине и тщательно скрывается. А пока главные доказательства не всплыли, любые свидетельства будут оспариваться Украиной и США. Вспомните, как это происходило, когда Украина сбила Ту-154 над Черным морем и тоже все отрицала.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

- Не было приказа. Замалчивают преступников. Украинцы бы не стали ничего делать без команды Запада. Российские либеральные СМИ тоже не пишут об этом. Ничего нового. Они и о зверствах украинских нацистов молчали вместе с Западом. Теперь все известно, и Штаты боятся, что Обаму спросят: какой самолет вы приказали убрать? Этого и хотят избежать.

Эдуард ЛИМОНОВ, писатель, лидер партии «Другая Россия»:

- Западные СМИ - наши враги. Почему они должны об этом говорить? Мне это уже 50 лет как понятно. Что тут возмущаться?

Александр ВЛАДИМИРОВ, президент Коллегии военных экспертов РФ:

- Всегда молчат, когда нечего сказать. Немного утихнет, вот тогда и начнется истерика пятой колонны. А сейчас им надо все согласовать: кто, чего... Они нам еще скажут, что придумают.

Алексей МУХИН, директор Центра политической информации:

- Показания этого свидетеля прекрасно соотносятся с данными, которые Россия представила вниманию международной общественности. Нам просто надо со своей доказательной базой выйти на международный уровень.

Михаил, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

- Пожалуй, единственная страна, кому интересна правда, - Россия. Уже куча экспертов указывали на характерные повреждения «Боинга». Свидетель только лишь расставляет точки над «i». Но Западу не нужны ни факты, ни слова очевидцев, он уже назначил виновного.

ENGLISH VERSION OF THAT TEXT