— Вы пересматривали старых «Безумных Максов» прежде, чем снимать новый?
— Нет! Когда заканчиваешь фильм, ты вкладываешь в него все, что только можешь, и уже не хочется к этому возвращаться. Но не так давно в Остине, штат Техас, на родине Роберта Родригеса, я пересмотрел от начала до конца вместе с публикой только что напечатанную на пленке копию «Безумного Макса-2». Это был удивительный, ни на что не похожий опыт — как путешествие во времени. Я не пересматривал этот фильм 32 года! Ну разве что какие-то кусочки... После показа Родригес задавал мне вопросы по поводу этого фильма. А первую и третью серии я так с тех пор и не пересматривал.
— У вас были сомнения насчет того, состоится ли эта картина?
— Не то слово! Всегда надеешься на то, что планеты выстроятся должным образом и все состоится, но и небесные светила иногда падают. Сценарий этого фильма мы написали на пороге миллениума, в 1999 году, и собирались снимать в 2001 году с Мелом Гибсоном. А потом случилось 11 сентября, американский доллар рухнул и мы за день потеряли четверть бюджета фильма. Мы вынуждены были перегруппироваться и начать работу над первой частью мультфильма «Делай ноги» — просто потому, что у нас были условия для этой работы. Она отняла 4 года. А когда мы решили снимать с другой командой актеров — с Томом Харди и Шарлиз Терон — в отдаленной австралийской пустыне впервые за 15 лет пошел дождь. И там, где раньше была безжизненная красная пустыня, вдруг расцвели цветы — прямо до пояса. В центре Австралии появились лягушки и пеликаны! Мы 11 месяцев ждали, пока все это высохнет. Вернулись — не высохло. Вот почему мы вынуждены были с восточного побережья Австралии переместиться на западный берег Африки, и в конце концов сняли-таки этот фильм там.
— Вы называете его ремейком, сиквелом или чем-то еще?
— Это фильм-возвращение. Совершенно отдельный. Для меня он сродни возвращению в прошлое, в город, откуда ты родом. Где все вроде знакомо, и в то же время все совсем не так — ведь мир изменился за 35 лет, и кино изменилось, и я изменился. И способ «чтения» зрителем кино изменился — мы перешли на скорочтение. Во втором «Безумном Максе» было 1200 планов. В новом — 2700. Первая серия «Парка Юрского периода», снятая в начале 1990-х, состояла из 950 планов. С тех пор ритм намного ускорился. Средний блокбастер сейчас имеет от 2 до 3 тысяч монтажных планов. Кино не стоит на месте! И никогда не стояло. Я тут недавно прочел воспоминания Сэмюэля Голдвина — продюсера, стоявшего у истоков кино с самого его изобретения до 1960-х годов. Сначала кино было немым — затем произошла полная смена парадигмы с приходом звука. Проходит 10 лет — появляется телевидение, и все снова меняется, как реакция на телекартинку появляются стереозвук и формат «Синерама». Сейчас мы наблюдаем подъем медиа, когда фильмы можно смотреть на любых носителях, и кино должно стать кино в квадрате — отсюда долби-звук «Атмос», последние разработки в 3-D. Кино сейчас — это то, что в оптимальном варианте нужно смотреть именно в кинотеатре. Отсюда все эти франшизы, фильмы нарисованные при помощи компьютерной графики. Я думал, что только нам сейчас несладко приходится, но и в те далекие годы кинематографисты должны были быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся технологиям.
— В числе новейших веяний — и неизмеримо выросшая роль женщины, в том числе и в вашем кино, где героиня Шарлиз Терон явно положила на лопатки безумного Макса.
— Это все производное изначальной идеи, которая состояла в том, что фильм должен был стать одной огромной, растянутой во времени погоней. Я обожаю экшн и фильмы-погони, потому что погоня в кино — это киноязык в чистом виде. Это раз. А второй пункт — это макгаффин. Придуманный Хичкоком ничего не значащий сам по себе предмет, из-за которого разгорается в фильме весь сыр-бор. Таким макгаффином в моем фильме являются пять жен. Весь конфликт в фильме держится на них. А кто может быть тем воином, кто захватит этих пятерых жен? Он не может быть мужчиной, воровство жен у другого мужчины — это совершенно другая история. Так и появилась Фьюриоза. А Макс стал подобием попавшего в ловушку дикого пса. И столкновение этих двух персонажей демонстрирует осталось ли в них что-нибудь человеческое. Такое распределение ролей вышло из самой истории по мере работы над ее архитектурой. Фьюриоза — вся из родо-племенного строя. Я называю это «вперед в прошлое». Плюс к этому во втором «Безумном Максе» был персонаж по имени Женщина-воин. Выходит, меня всегда влекло к таким героиням, и здесь я получил возможность еще больше сосредоточиться на этом пункте.
— Какой была реакция на фильм Мела Гибсона?
— На премьере в Лос-Анджелесе он сидел рядом со мной. И фыркал. Ему очень понравился фильм. Мы по-дружески обнялись. Для меня много значило его профессиональное мнение, поскольку он сам отличный режиссер. И отличный парень, сражающийся со своими личными демонами.
— Что для вас машина в кино? Они в картине выразительнее чем, люди.
— Это то, что движется в пейзаже и то, что можно снимать. В «Генерале» Бастера Китона таким предметом был поезд, в вестернах — лошадь. А этот фильм — практически вестерн. На съемках у нас было несколько непреложных внутренних правил. Все в картине должно было быть изготовлено из объектов, которые можно найти и которым можно дать вторую жизнь. Машина, способная выжить в условия пустыни должна быть технологически более грубой, чем современные, со всеми их подушками безопасности и микропроцессорами. Они не выжили бы в таких условиях. А простые грубые механизмы — другое дело. Когда-то я сам работал в Австралии на «Скорой помощи» — машины с тех пор очень изменились. Тогда в них было больше характера и сумасшествия.
— Не кажется ли вам, что в кино сейчас слишком много компьютерной графики?
— Все зависит от истории, которую вы рассказываете. Я всегда был очарован новыми технологиями. Мы ждали 7 лет, чтобы сделать фильм «Бэйб» таким, каким мы хотели его сделать, — и технологии позволили нам научить животных разговаривать. А в фильме «Делай ноги» мы заставили пингвинов танцевать — после того, как мои друзья в группе «Властелина колец» показали мне Голлума. Но орудие, которым ты пользуешься, должно отвечать твоей цели. В нашей картине никто не летит в космос, все происходит на земле, и было бы глупо лишать фильм практического измерения. Реализм пошел ему явно на пользу! Конечно, добиться этого намного труднее. Если сравнивать нашу работу с прыжками в воду, то, что мы сделали, по олимпийским меркам является прыжком самой большой сложности. Но по-другому это делать просто не имело смысла. Никто не знает, как плавает корабль в космосе, к тому же все это происходит во тьме. А то, что происходит на свету, с участием людей «продать» зрителю гораздо сложнее. Поэтому у нас действуют реальные люди и реальные машины. Зато мы использовали подвижные маленькие камеры, которые можно использовать повсюду. А то, что мешает, можно потом удалить на компьютере. Когда вы видите Макса висящим вверх тормашками между вращающимися колесами автомобиля — это реальный Том Харди, только привязанный тросами, не позволяющими ему разбиться насмерть. Раньше этот кадр был бы невозможен — стереть на компьютере было ничего нельзя. Казалось бы, мелкие вещи, но разница огромная.
— Между вашими фильмами есть что-то общее?
— Меня всегда привлекали интересные истории. Но в принципе все еще проще. Когда я снимал первого «Безумного Макса», у меня не было детей. А потом появились дети — и пришлось смотреть «семейное кино». Все время. А потом и снимать пришлось. Ну, а теперь дети выросли, и можно снова вернуться к «Безумный Максу»!
— Фильм повествует об апокалипсисе. Каким вам видится наше время?
— Как я уже сказал, мы движемся вперед, к прошлому. Мы подбираемся к темным временам средневековья. На протяжении всей истории человечеством управляли тираны, сидевшие высоко в крепости. Их цитадели сохранились везде в мире — от Франции до Японии. Тираны становились полубогами. Это неподвластно времени, меняются только мелочи. Постапокалиптический материал разрешает мне работать с аллегориями, которые проще определяют основополагающие черты человеческого поведения. То, что показано в картине, — аллегория, но мы можем угадать в ней тех, кто контролирует все ресурсы, ну и всех остальных... Я рассказал историю, не подверженную времени.