Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды5 марта 2002 22:00

Евгений Миронов стал «Идиотом»

Режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам десятисерийного фильма по роману Достоевского
Источник:kp.ru

В самом центре Петербурга, на углу бывшего Екатерининского канала и Львиного переулка, смешались в кучу кони, люди и милиционеры - снимается кино. - Мотор! - командует режиссер Бортко, и бородатый кучер, поеживаясь от некиношного морозца, в который уже раз - десятый? пятнадцатый? - трогает с места свою лошадку, а вся массовка, призванная изображать честной уличный народ времен Достоевского - господин в котелке, торговка бубликами, барыня в меховой шляпке, - устремляется по отрепетированным маршрутам. Камера прицеливается на парадный подъезд, охраняемый внушительным городовым. Дверь открывается, и на мостовую ступает некто с клетчатым узелком в руке. Ба, да это же князь Мышкин, он же актер Евгений Миронов - ни того, ни другого ни с кем не спутаешь! Но кто это рядом с Мышкиным, на голову выше? Кто этот жгучий красавец в подбитом мехом пальто? - Ганя Иволгин, его играет Александр Лазарев-младший, - подсказывает мне кто-то из съемочной группы. Сама бы ни за что не узнала: Лазарев-младший из-за бороды и усов переменился совершенно, да и Ганю Иволгина, признаться, я представляла иначе - менее высоким, менее ослепительным и уж никак не брюнетом: по Достоевскому он блондин. Увы, Настасьи Филипповны, которой красавец подлец Ганя уготован в женихи, на съемочной площадке не видно, она включится в работу через неделю. А сегодня снимают сцену из самого начала романа, в ней участвуют лишь Миронов и Лазарев. К назначению на роли Бортко подошел мудро - взял в картину исключительно звезд: Алексея Петренко, Инну Чурикову, Олега Басилашвили... А как иначе, если 10-серийная картина снимается для широкой аудитории канала РТР, а у Его Величества обывателя от одного упоминания имени Достоевского от тоски скулы сводит? А так, глядишь, появятся на экране знаменитые лица - ну у кого рука поднимется переключить канал?! - Стоп! - кричит режиссер. - Фонарь упал и сломался. Проверьте, он не должен попадать в кадр! Зеваки, облепившие вопреки милицейскому кордону подступы к съемочной площадке, срочно разгоняются. Чтоб не опирались на бутафорский фонарик и не ломали декорацию! Хотя, конечно, фонарь и сам мог свалиться в обморок: шутка ли, одну сцену снимают пятый час! Массовка снова занимает исходные позиции, дверь открывается, и камера вновь и вновь наезжает на выходящих из дома генерала Епанчина Евгения Миронова и Александра Лазарева - общий план, крупный, общий, крупный... Мышкин и Ганя проговаривают одни и те же фразы - речь идет о записке, которую князь от имени Аглаи возвращает Гане. Творческий процесс вдруг обрубается ревом автомобильного сигнала. - Да уберите кто-нибудь эту чертову машину! - останавливает съемку режиссер. Терпеливое ожидание, пока фургон с нарисованными на боках лошадьми заруливает за угол - животных, для которых съемка уже закончилась, увозят в конюшню. А актерам еще полчаса мерзнуть. Потом все переедут на Васильевский остров, где в тесном переулке будут снимать вторую часть сцены - князь Мышкин и Ганя продолжают разговор, как будто начатый три минуты назад за ближайшим поворотом... ... Вот так канительно делается кино. На сцену, которая займет в фильме от силы пять минут, ухлопали целый день - начали снимать утром на одном конце города, а закончили вечером на другом... Съемки только-только начались, впереди четыре месяца работы. Дай-то Бог уложиться в сроки! Где живет Настасья Филипповна? - Сначала мы хотели снимать в соответствии с топографией Достоевского, - рассказывает художник картины Владимир Светозаров. - Но потом отказались: скажем, дом Епанчина рядом с Литейным не годится из-за стройки по соседству. А еще художник посетовал, что в Петербурге нет ни одного пятачка, пригодного для съемок старины - в кадр лезут современные коммуникации. Самое сложное - асфальт, его ведь во времена Достоевского не было. В конце концов дом генерала Епанчина - снаружи - сыграл желто-белый особняк, где сегодня располагается центр велоспорта. А покои Настасьи Филипповны снимут в музее Некрасова. Сцену же в поезде, когда Мышкин едет в Петербург, снимут в музее паровозов - для этого музейный вагон покрасили зеленой финской краской «образца 1860 года». Кто есть кто в новом фильме? С назначением актеров на роли режиссер долго не мучился - за исключением, пожалуй, двух: Настасьи Филипповны и ее растлителя Тоцкого. Среди кандидаток на роль роковой красавицы была и Ольга Дроздова, но остановились в конце концов на Лидии Вележевой. А роль, на которую думали позвать Михаила Козакова, отдали Андрею Смирнову... В итоге героев Достоевского сыграют: Князь Лев Николаевич Мышкин - Евгений Миронов. Купец-миллионер Парфен Рогожин - Владимир Машков. Настасья Филипповна - Лидия Вележева. Отставной генерал Иволгин - Алексей Петренко. Его сын Ганя Иволгин - Александр Лазарев-младший. Генерал Епанчин - Олег Басилашвили. Генеральша Епанчина - Инна Чурикова. Их дочь Аглая - Ольга Будина. Помещик Тоцкий - Андрей Смирнов. КСТАТИ А что же с «Мастером и Маргаритой»? Фильм по булгаковскому роману режиссер Бортко должен был снимать по заказу «Киномоста», у которого возникли свои трудности... По словам Бортко, проект временно остановлен: «Сейчас с авторскими правами на него разбираются бизнесмены, я в этом не участвую. Думаю, съемки начнутся примерно через год. Но это пока лишь мои надежды...» После того как Александр Калягин из суеверия - он перенес два инфаркта - отказался сыграть Берлиоза, которому трамваем отрезало голову, на эту роль согласился Олег Басилашвили. Режиссер заверяет, что все 20 - 30 актеров, назначенные в картину, - «абсолютные звезды»...