2018-04-02T12:17:47+03:00

Леонтьев не любит съемки сзади, а куры боятся Долину

О тайнах и курьезах закулисья телевизионных концертов нам рассказывает главный режиссер отдела спецпроектов Российского телевидения Хуан Ларра
Изменить размер текста:

Как артисты скрывают свои морщины и недостатки - Хуан, я однажды смотрел телеконцерт Аллы Пугачевой на фестивале «Славянский базар» и был очень удивлен, когда в конце певица сняла с себя парик. Зная, что ты был режиссером телеверсии, не могу не спросить: неужели Алла Борисовна разрешила показать этот эпизод в эфире? - Алла Борисовна очень долго не хотела давать этот концерт в эфир. Мы ее уговаривали, просили. У меня была целая очередь из журналистов, которые просили продать эти кадры с париком за любые деньги. Но, сам понимаешь, этот эксклюзив был нужен нам самим. - А вообще артисты не пытаются подействовать на тебя в период подготовки материала к эфиру? - Конечно, каждый артист старается попасть на монтаж. Но каждый режиссер старается артиста на монтаж не пустить. Умный артист, понимая это, предпринимает подобные попытки вяло. А потом, если с человеком работаешь уже не в первый раз, то тебе доверяют и не вмешиваются в процесс. Некоторые только просят показать концерт уже перед эфиром. На всякий случай. - Обычно ты учитываешь пожелания певца? - Поначалу, конечно, учитывал. Сейчас я знаю привычки и особенности практически всех артистов. Поэтому теперь легче. - Это правда, что многие артисты просят снимать их только сверху? - Да. Ведь на шее заметнее всего старые морщины и складки. Если показывать артиста сверху, то шеи не видно. Многие просят не показывать лицо крупным планом. Из-за морщин на лбу, например. Но я показываю даже слишком крупные планы. Просто делаю так, чтобы в кадр не попали ни лоб, ни шея. А морщины на лице можно скрыть хорошим светом. - У кого из артистов есть особенные привычки сниматься? - Например, Валерий Леонтьев не любит, чтобы его показывали сзади. Почему? Не знаю. Алла Борисовна предпочитает, когда объектив камеры находится на уровне выше глаз. Ведь хороший артист сам знает, как он будет лучше выглядеть в кадре. - Я слышал, что Людмила Гурченко старается поворачиваться к камере только левой стороной. - Этого не знаю. Хотя такое понятие, как «рабочая сторона», существует. Слышал, что из-за этого были неудобства на съемках фильма «Служебный роман». У Алисы Фрейндлих и Лии Ахеджаковой «рабочими» оказались одни и те же стороны лица (не помню, правая или левая). Представляю, с каким трудом пришлось снимать оператору их диалоги. Режиссеры воруют друг у друга - Хуан, телевизионные режиссеры занимаются творческим «воровством» друг у друга? - Конечно. И не только друг у друга. Например, честно признаюсь, что недавно для новой программы Эдварда Радзинского (она еще не вышла в эфир) я своровал мизансцену из фильма «Смешная девчонка». Помнишь, когда Барбра Стрейзанд ходила по пустому театру? Вот я расставил камеры точно так же, как в этом эпизоде. А вспомни инаугурацию Путина?! Как хорошо показывали Кремль, как удачно были выбраны «точки» для установки камер. Но посмотри фильм «Сибирский цирюльник». Там все эти «точки» Михалковым уже были найдены. Платят ли артисты за участие в концертах? - Если я однажды позвоню тебе и попрошу «протолкнуть» знакомую певицу в какой-нибудь телеконцерт, поможешь? Естественно, за денежку. - А я отвечу: «Милый, позвони нашему продюсеру!» Понимаешь, я хорошо получаю, чтобы самому себе такие подножки ставить. Хотя и продюсер вряд ли тебя послушает. - Ты хочешь сказать, что взятки на телевидении не существуют? - Раньше были. Везде. Хотя все говорили, что денег не берут. Теперь я могу спокойно об этом говорить потому, что этого на нашем канале нет. И слава Богу! - А бывает такое, чтобы какой-либо телеканал вдруг невзлюбил какого-нибудь певца и ни за какие деньги в эфир его не выпустит? Или наоборот? - Такое есть. Например, почему-то давно Алла Пугачева и Филипп Киркоров не появлялись на ОРТ. Это такой самый яркий пример. А вообще не в канале дело-то! Бывает, что генеральный продюсер какой-то телекомпании очень уж любит (или наоборот) певца Х. Вот и все. - А кто на РТР так любит Наталью Ветлицкую, что ее клипами каждый день завершают эфир? - Вот этого не могу сказать. Не знаю. Но скажу лишь, что сейчас на РТР очень сложно воздействовать. На господина Добродеева не очень-то и повоздействуешь. И мне это, честно говоря, нравится. Я избавлен от многих вещей. Например, от программ «Площадь звезд» или «Овация». - Кстати, по поводу этих программ столько публикаций было. Мол, деньги берут за «звездочки». - Я не думаю, что все, что писалось,- правда. Но, наверное, что-то такое было. По крайней мере раздача «звезд» была весьма странной. - Конечно. Например, не понятно, почему до сих пор нет «звезды» Аллы Пугачевой. - Зато есть «звезда» Шандора. Наверное, классный парень был, но не понимаю, что его имя делает рядом с именами Леонида Утесова и Клавдией Шульженко?! Без «фанеры» телевидению не обойтись - Многие артисты оправдываются перед журналистами насчет фонограммы, дескать, телевидению так нужно. Это правда? - Не всегда, но часто. Во-первых, с фонограммами легче монтировать и «подкладывать» звук. Во-вторых, у нас нет хорошего технического обеспечения. Ведь под каждого артиста, если он будет петь вживую, придется настраивать технику. А когда сборные концерты, этого невозможно сделать. Будут огромные паузы между выступлениями. Вот на Западе, например, у всех артистов уже есть «ушные» мониторы. Видел на сцене большие, черные гробы стоят?! Это колонки, через которые артист слышит себя. Но из наших артистов такое есть разве что у Коли Баскова. - Кто особенно не любит петь под «фанеру»? - Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Надежда Бабкина. Долина, на мой взгляд, всегда звучит одинаково - что живьем, что под «фанеру». А Бабкина частенько просто не попадает под фонограмму. Но мы такие несовпадения стараемся не показывать. Зачем же нам актрису лажать? - Скажи честно, а бывало такое, чтобы специально навредить артисту при монтаже? Ну вот не любишь ты его, и все тут! - Я такого позволить себе не имею права. Хотя, каюсь, пару раз специально вставлял в телеконцерт спящих или ковыряющих в носу зрителей. - У тебя случались недоразумения с артистами? - Никогда. Ни скандалов, ни выяснения отношений. Помню, лишь однажды мы долго спорили с Олегом Газмановым на съемках «Голубого огонька». Он упорно не желал петь текст про анекдоты на музыку своего «Эскадрона». Говорил, что это слишком серьезное произведение. Но я все же убедил его: «Олег, ну не Бах же ты!» - Мне рассказывали случай, как на концерте Буйнова лазерный луч прожег камеру. Попал в какое-то очень чувствительное место и прожег. Такое может быть? - Возможно. Если камера старая. Такие случаи действительно раньше были. Я из-за этого всегда был против лазерных лучей на концертах. Но сегодня камеры хорошие и такое уже невозможно. - Частенько бывают курьезы и внештатные ситуации в твоей работе? - Да каждый день. Помню, однажды забыли записать звук на концерте Эдиты Пьехи. Потом на озвучке пришлось ее диск «подкладывать». Или как-то долго не могли снять Ларису Долину вместе с курицей. Птица боялась певицу, а Лариса наоборот. Так они и шарахались целый час друг от друга. Таких трудов стоило снять сцену! Беседовал . ИЗ ДОСЬЕ «КП» Хуан Ларра (испанец по отцу) родился под Магаданом в экспедиции родителей-геологов. Окончил факультет режиссуры Института культуры (учился у режиссеров Георгия Товстоногова и Динары Асановой) в Петербурге. Работал на питерском ТВ над программами «Зебра», «Большой фестиваль», «Арт-обстрел». Автор документальных фильмов «Заметки в стиле рок», «Маска». На Российском телевидении с первого дня создания. Режиссер нескольких телеконцертов, посвященных Дню Победы, Международному женскому дню, трех новогодних «Голубых огоньков», церемоний награждения премии ТЭФИ, фестиваля «Славянский базар», сольных концертов Николая Баскова, Аллы Пугачевой, Людмилы Сенчиной, Эдиты Пьехи, творческих вечеров Майи Плисецкой, Юрия Григоровича, Игоря Моисеева, телепрограмм Эдварда Радзинского (ОРТ).

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также