Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды21 июня 2002 22:00

«Черный квадрат» Малевича - загадка века ценой в миллион

Эрмитаж показал народу один из самых скандальных шедевров живописи
Источник:kp.ru

«Черный квадрат» попал в Эрмитаж благодаря президенту холдинга «Интеррос» Владимиру Потанину. Именно он в конце апреля выкупил за собственный 1 млн. долларов на аукционе, на котором распродавалась коллекция «Инкомбанка», картину Казимира Малевича и передал ее в дар Государственному Эрмитажу. Объясните простому человеку! Люди, почитающие себя культурными, «Черный квадрат» ругать не рискнут. А ну как запишут тебя в невежды! Но наши читатели - люди смелые, а потому пишут в газету: «Меня давно мучает вопрос. Что, не нашлось никого, кто воскликнул бы: «А король-то голый!» - по поводу «Черного квадрата» Малевича. Тогда прошу считать меня первым» (из письма А. А. Петухова, г. Зеленоград). Но ругаться и в самом деле не следует. Хотя вопросы, конечно, мучают. В чем же ценность «Черного квадрата» Малевича? Чем он лучше, краше, значительнее квадрата, нарисованного детсадовцем? Питерский авангардный художник Анатолий Белкин объяснил мне: а) Ценность «Черного квадрата» надо мерить, конечно же, не тем, можно или нельзя его повесить на кухне, а новыми направлениями в искусстве, которые он открыл. б) Понимание ценности сего шедевра придет тогда, когда откажешься от агрессии (неужели мои вопросы выглядели так агрессивно?). в) Есть эстрадный ширпотреб, а есть музыка Губайдуллиной и Шнитке, которая не становится хуже от того, что ее некоторые не понимают. «Черный квадрат» тоже относится к сложным явлениям искусства. ...Но тут я вспомнила, что у Малевича, кроме черного, есть и красный квадрат - под названием «Живописный реализм крестьянки в четырех измерениях». Понятно, да? Икона нового времени Интересно, что искусствоведы признали: под черным квадратом просвечивает другая картина. То есть, скорее всего, Малевич использовал не понравившееся ему произведение, чтобы создать это. Трактовал он «Черный квадрат» как беспредельность, обобщенную в единый знак. А самое главное, он называл «Черный квадрат» иконой нового, безбожного, времени. Надо иметь в виду, что картина появилась в 1914 году, когда шла война и у людей был сдвиг в сторону апокалиптического восприятия действительности. Для своего времени «Черный квадрат» был шоком. Как самолет Руста на Красной площади. Это зацепило, запомнилось, стало мерой вещей. Почему он стоит миллион? Миллион - красная цена живописных шедевров: именно на эту сумму обычно страхуют полотно при вывозе его на выставку за границу. Если все же мерить деньгами, то приобретенный Эрмитажем - не самый дорогой из четырех квадратов. Дороже - самый первый, 1914 года рождения. Потому что в нем - путь находки. А остальные квадраты - лишь повторение идеи. Татьяна МАКСИМОВА. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Супрематизм (от лат. supreme - высший) - направление беспредметного искусства, изобретенное К. С. Малевичем. Впервые супрематические работы были показаны Малевичем на выставке «0.10» в 1915 году. Картина «Черный квадрат» сыграла роль манифеста нового направления. В 1916 - 1917 годах Малевич и его последователи организовали художественное общество «Супремус», ставившее перед собой цель распространения идей супрематизма. Где хранятся «Черные квадраты»? Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге. Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету «Черный квадрат» Малевича. После выставки 32 - 33-х годов «Художники РСФСР за 13 лет» предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина «всплыла» на распродаже «Инкомбанка», который в свое время купил картину у некоего частного лица. ДОСЛОВНО Что ответили министр и меценат на каверзные вопросы? На открытии картины «Черный квадрат» в Эрмитаже министр культуры РФ Михаил Швыдкой рассказал о том, что в его ведомство пришло не одно критическое письмо: мол, зачем тратить на это деньги? Но 20 июня 2002 года министр назвал днем историческим: впервые за последние сто лет меценат помог государству стать владельцем уникальной вещи. На каверзные вопросы ответил Владимир Потанин, благодаря которому картина и была приобретена: - Когда деньги дают с какой-то целью, это называется спонсорством или рекламой. А меценатство идет от души... И «Черный квадрат» открывает возможность Эрмитажу пополнить свои традиции, но уже на современном уровне. Картина XVIII или XIX века не была бы знаком новой эпохи в жизни музея... Елена РОДИНА. («КП» - Санкт-Петербург»). КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ДП «КП» А «Красный треугольник» лучше! Являясь в Диванной партии «КП» признанным специалистом как в изобразительном искусстве, так и в геометрии, никак не возьму в толк, с чего это вдруг такая шумиха вокруг абстракционистской картинки Казимира Малевича. Этот, простите за выражение, супрематист нарисовал аж четыре таких равносторонних прямоугольника. Более того, все они очень мрачной расцветки. Да и, с точки зрения углов и прямых линий, в «Черном квадрате» не все в порядке... Если уж соединять художество с математикой, то куда выигрышнее композиция авангардиста Василия Кандинского «Серый овал» (там хоть какие-то штрихи есть), творение итальянца Амедео Модильяни «Женщина на трапеции» (очень актуальная для России тема физкультуры и спорта), полотно современного русского художника Руслана Цегоева из Костанайской, бывш. Кустанайской, области (Казахстан) «Девочка на кубе» (не путать с картиной Пабло Пикассо «Девочка на шаре»!) и произведение «Солнечный круг, небо вокруг...» (это рисунок мальчишки). Верхом же эстетики и общественной пользы, безусловно, являются шедевры неизвестных мне авторов - эскиз синего ромба (значок для выпускников вузов и техникумов) и логотип «Красный треугольник» (ставится на галошах и других нужных в быту резинотехнических изделиях). Сергей ПОНОМАРЕВ, ст. искусствовед ДП «КП». КСТАТИ Никита Михалков признался, что является «крышей» В Российском фонде культуры представили возвращенные нам ценности Список возвращенных ценностей довольно велик: фотографии времен начала века и гражданской войны; уникальные кинопленки 20-30-х годов; письма Льва Толстого и Ивана Шмелева; «Подорожная грамота», составленная графом Суворовым; иконы; шкатулки; раритетные книги... Михалков не скрывал восторга: он тоже ознакомился с этими реликвиями впервые. «Я лишь «крыша» этой программы, - честно признался Никита Сергеевич, - но «крыша» отнюдь не худая. Людям, которые занимаются возвратом наших ценностей в Россию, я готов оказать любую поддержку». Больше всего Михалкова поразили десятки неизвестных писем Ивана Шмелева: «Я обожаю этого писателя и рад, что глава Русской православной церкви за границей митрополит Лавр передал нам эти бесценные реликвии, несмотря на свои разногласия с Русской православной церковью». Алексей БЕЛЫЙ.