Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды17 июля 2001 22:00

Русские и евреи: 200 лет вместе

Новая книга Александра Солженицына уже вызвала в российском обществе ожесточенные споры
Источник:kp.ru

В издательстве «Русский путь» вышел первый том книги А. Солженицына «Двести лет вместе. 1795 - 1995». Он охватывает историю взаимоотношений русского и еврейского народов в Российском государстве с конца XVIII века по 1916 год. Сам автор публично свою книгу не презентовал. Сделала это за него супруга - Наталья Солженицына. По ее словам, труд Александра Исаевича не столько литературный, сколько исторический. Учитывая неоднозначную реакцию на выход книги, сегодня мы предоставляем слово двум радикалам из противоположных политических лагерей - «либералу» Константину Боровому и «почвеннику» Владимиру Бондаренко.

Константин БОРОВОЙ, главный редактор журнала «Америка»:

Он гениально угадал потребности власти!

В культурном обществе человек, который написал бы подобную книгу, поставил бы крест на своей репутации, и обсуждать ее было бы неприлично. Нечто похожее испытываю я. Но написал книгу в прошлом великий автор. Это заставляет меня говорить о ней.

В стране, в которой идет гражданская война, которая самоизолировалась от остального мира, в которой стали править кагэбэшники, великий писатель вдруг озаботился проблемой взаимоотношений русских и евреев... Это по крайней мере странно.

Солженицын понемногу превращается в фигуру, которая готова служить любой власти. За возможность выступать по ТВ, за возможность публиковаться, за какие-то тешущие тщеславие привилегии. Это уже не тот Солженицын, который писал «Архипелаг ГУЛАГ». Это Солженицын, который просто выживает, сотрудничая с лагерным начальством и пытаясь ему угодить.

Сегодня эта тема очень нужна власти. Очень нужна Путину. Потому что возвращаются времена всевластия КГБ. Возвращаются времена человеконенавистничества, когда борьба с космополитизмом или антисемитские кампании были стратегией власти.

Это история взаимоотношений людей из прошлого. Но наше прошлое благодаря Солженицыну, становится нашим будущим. И боюсь, что еврейские погромы, когда власть окончательно дискредитирует себя и докажет свою неспособность управлять страной, станут нормой. Потому что, когда людей нечем кормить, когда людям нельзя предложить позитивной идеи, любые человеконенавистнические идеи становятся наркотиком, способным отвлечь людей от их проблем.

То, что делает Солженицын в последнее время, заставляет меня разочароваться во многих прежде существовавших идеалах, разрушает мою веру в его человечность, порядочность, в интеллект. Было время, когда я боготворил его за смелость, честность. Сегодня...

Я недавно прочел книгу о «Процессе Бейлиса». Тем, кто собирается читать Солженицына, советую прежде прочитать ее. Станут ясны технические приемы «объективных исследователей» еврейства в понимании «цивилизованных антисемитов».

Солженицын умеет имитировать объективность. Он талантливый человек. В этом я никогда не сомневался. Точно так же можно объективно рассматривать действия нацистов и доказать, что не было преступлений нацистов, что это выдумки сионистов. Вышло уже много подобных трудов. От этого они не становятся правдивыми, не исчезает их подлая основа.

Ведь можно внешне невинно поставить вопрос - действительно ли неарийцы не полноценны, люди второго сорта? И не важно, каким будет ответ. Сама постановка - уже расизм.

128 народов населяют Россию - страну, в истории которой несколько антисемитских кампаний проводило государство. И сегодня ставить вопрос о 200 годах взаимоотношений значит продолжать антисемитскую традицию государства.

Отрицание советской власти и коммунизма как формы социального и религиозного расизма, о которой писал Солженицын, привела его к противоположности - он стал адептом советского расизма.

Вопрос, который я хотел бы задать Александру Исаевичу: была бы возможна похожая книга о взаимоотношениях немцев и евреев, которая бы «объективно» рассказывала про концлагеря, про полноценность одних и неполноценность других? Автору такого исследования перестали бы пожимать руку все сколько-нибудь порядочные люди. А если у нас можно говорить об этом, значит, общество еще в зачаточной стадии развития, оно не понимает, что такое расизм.

На самом деле творение Александра Исаевича - это идеологическое обоснование будущей борьбы с космополитизмом, с «низкопоклонством перед Западом». Солженицын гениально угадывает потребности власти.

ИЗ КНИГИ «ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ» «Все евреи, в России обитающие... суть свободны»

«...К концу 1804 г. Комитет о благоустроении евреев закончил свою работу выработкой «Положения о евреях» (известно как «Положение 1804 г.») - первый в России законодательный свод о евреях. Положение устанавливало принцип гражданского равноправия евреев (статья 42): «Все евреи, в России обитающие, вновь поселяющиеся или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоят под точным покровительством законов наравне с другими российскими подданными».

«...Во время войны (1812 г. - Ред.), согласно одному источнику: евреи были единственными жителями, которые не бежали от французской армии ни в леса, ни вовсе прочь; вокруг Вильны: отказались подчиниться наполеоновскому приказу вступать в их армию, но фураж и провиант поставляли им беспрекословно; однако местами потребовались и насильственные поборы. Другой источник (...) говорит и шире: «Большую помощь оказывала русским войскам во время войны так называемая «еврейская почта», созданная еврейскими торговцами и передававшая информацию с невиданной в то время быстротой («почтовыми станциями» служили корчмы)». Когда же возвращалась русская армия, «евреи восторженно встречали русские войска, выносили солдатам хлеб и вино».

ИЗ КНИГИ «ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ» «Еврейское революционное движение стало важной составляющей революционности общерусской»

«...Именно же при Александре II, когда столь ослаблены были ограничения еврейской жизни в России, начинают встречаться еврейские имена среди революционеров.

...Радикальная революционность стала растущей стезей активности среди еврейской молодежи. Еврейское революционное движение стало качественно важной составляющей революционности общерусской.

...Интересно отметить, что почти никто из еврейских революционеров тех десятилетий не пошел в революцию от нищеты и бедности, большинство - из зажиточных семей.

...Двигала ими не материальная нужда, а сила убеждения».

«...Столыпин, давший свое направление, свет и имя предвоенному десятилетию России, - весной 1911-го, при озлоблении и кадетского крыла, и крайне правых, растоптанный законодателями обоих крыльев за закон о западном земстве, - был в сентябре 1911-го убит.

Первый русский премьер, честно поставивший и вопреки Государю выполнявший задачу еврейского равноправия, погиб - по насмешке ли Истории? - от руки еврея.

Еще юный, несозревший ум, сам Богров не мог охватить в целом государственного значения Столыпина. Но с детства видел повседневные и унизительные стороны политического неравноправия и был нажжен, от семьи, от своего круга, да и сам, - в ненависти к царской власти».

«Пуришкевич целовался с раввинами»

«...Только Лев Толстой, при уникальности своего общественного положения, мог позволить себе сказать, что у него еврейский вопрос стоит на 81-м месте».

«...Вопреки своему поведению в 1904 - 05, влиятельные столичные круги российского еврейства, да и русские либералы, в возникшем конфликте 1914 года предложили самодержавию свою поддержку, предложили - союз. «Патриотический подъем, охвативший Россию, не оставил в стороне и евреев». «Это было то время, когда... Пуришкевич, видя русский патриотизм евреев, целовался с раввинами».

Владимир Бондаренко, заместитель главного редактора газеты «Завтра»: Теперь его зачислят в антисемиты

Удивительно: русско-украинский конфликт мы можем открыто обсуждать по телевидению, по радио, в газетах. Про русско-чеченский конфликт - самый острый - можем говорить бесконечно со всех трибун - ООН, Европарламента. А тема еврейских отношений привычно табуируется. Почему?

Солженицын не первый, кто обратился к больной теме. Вспомним Гоголя, Достоевского, Лескова, Бунина, Горького, Булгакова, Розанова. Каждый из них с разной силой глубины и проникновения затрагивал русско-еврейский вопрос.

В «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Исаевич попытался разобраться в тоталитарном наследии советской империи. Это был его литературный и гражданский подвиг. Новая книга - его второй подвиг. Своей работой он открывает дорогу не антисемитскому и не радикально-еврейскому, а спокойному разговору учЈных, писателей, журналистов по раскаленной и деликатной теме.

В книге вы не найдете выражений вроде: «евреи сотни лет эксплуатировали русскую деревню и своими кабаками спаивали русский народ». Здесь есть цитаты, которые отражают эту точку зрения. Есть исторически выверенный анализ: как возникал антисемитизм в тех или иных слоях населения, как его преодолевало наше правительство в самые разные периоды? Есть ответы на непростые вопросы: почему, например, возникло в свое время у евреев желание ассимилироваться и стать русскими и почему внезапно, еще в начале века, незадолго до революции, евреи в массе своей отказались от этой теории ассимиляции и последовала вспышка еврейского национализма, которая в конечном счете в 70 - 90-е привела к массовому выезду евреев в Израиль?

Все эти исторические факты шаг за шагом анализирует Александр Исаевич.

Я утверждаю, что в сотворении советской державы - от ее военного аспекта, например, создания атомной бомбы или блестящей военной разведки, которая состояла процентов на 80 из евреев, до выдающихся достижений в сфере науки и культуры - происходил еврейский имперско-советский взлет. Евреи служили советской империи не менее отчаянно, чем сами русские. Пройдя отторжение 20-х годов, в 30 - 40 - 50-е годы они осуществляли вместе со всеми, как назвал этот период Солженицын, сталинский прорыв в будущее. Прорыв по инерции продолжался в хрущевские времена и закончился полетом Гагарина в космос, который был совершен коллективными русско-еврейскими усилиями.

Но в книге Солженицына нет проеврейского подхода, и поэтому он будет зачислен в антисемиты. Нет прорусского акцента, и поэтому часть оголтелых ура-патриотов скажут, что А. И. продался жидам. Но есть его явный проимперский взгляд на любой вопрос.

Когда народовольцы подрывали основы государственности, он так об этом и пишет. Когда это делали евреи - он тоже об этом пишет. Наши умные талантливые интеллигентные либералы абсолютно не согласятся с проимперской прогосударственной трактовкой еврейского вопроса.

Как же! Он поддерживает самого Александра Третьего, Столыпина, Победоносцева! Но он же их не как русских националистов поддерживает. Они, кстати, так же яростно боролись с русским революционизмом, как и с еврейским экстремизмом и были, по сути, имперскими космополитами в рамках данной империи. Солженицын на самом деле ни на чьей стороне. Он на стороне истины.

В силу вреднейшей традиции отношение к евреям у нас возможно только как к покойникам: о них или хорошо или ничего. Но я считаю, что для нашей общей пользы - преодолеть этот подход. Евреи не покойники. Евреи - живой народ. И поэтому можно и нужно спорить с ними и о них.

ИЗ КНИГИ «ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ» «Торговля и предпринимательство евреев были выгодны для казны»

«...Разными путями евреи попадали... в Киев и оседали там. ...На рубеже IХ - Х вв. в Киеве отмечено наличие «хазарской администрации и хазарского гарнизона». А уж «в первой половине ХI в. еврейский и хазарский элемент в Киеве ...играл значительную роль».

«Евреи Киева не встречали ограничений или враждебности от князей и даже имели покровительство их, особенно Святополка Изяславича, так как торговля и предпринимательство евреев были выгодны для казны».

«Еврейская энциклопедия отмечает, что в русском былевом эпосе «Иудейский царь» является ...излюбленным общим термином для выражения врага христианской веры», как и Богатырь-Жидовин в былинах об Илье и Добрыне. Здесь могут быть и остатки воспоминаний о борьбе с Хазарией. И тут же проступает религиозная основа той враждебности и отгораживания, с какою евреев не допускали в Московскую Русь».

«Эту книгу я писал, исходя лишь из поиска... доброжелательных решений на будущее»

«Чувство.., которое ведет меня сквозь книгу о 200-летней совместной жизни русского и еврейского народов, - это поиск всех точек единого понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого.

Как и все другие народы, как и все мы, - еврейский народ и активный субъект истории и страдательный объект ее, а нередко выполнял, даже и неосознанно, крупные задачи, навязанные Историей. «Еврейский вопрос» трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и самообманно. А ведь события, происходившие с любым народом в ходе Истории, - далеко не всегда определялись им одним, но и народами окружающими.

ДЕТИ ЮРИСТОВ Еврейский вопрос вдруг взволновал и Жириновского

На минувшей неделе свою новую книгу презентовал и еще один писатель - вождь ЛДПР В. Жириновский. Называется она «Иван, запахни душу!». 175 страниц, которые сложились из наговоров Ж. в диктофон - так лидер ЛДПР общался с абстрактным русским парнем Ваней. Рассказывал ему о том, что волнует. А волнуют Ж. прежде всего евреи.

« - Ваня, сегодня всем миром управляют евреи. Их всего на планете, может быть, 15 - 20 млн. В Израиле 3 - 4 млн., в Америке 6 млн., у нас было около 2 млн., сейчас, быть может, около 500 тыс., в Западной Европе несколько миллионов. А до 1939 года их было куда больше. Но немцы уничтожили более 6 млн. евреев.

Почему я назвал свой роман «Иван, запахни душу!», а не назвал его «Мойша, открой свой кошелек»?

У евреев всегда есть деньги. Они всегда понимают, что надо жить с запасом. Еврей не отдаст последнюю рубашку, как ты, Ваня. Он скорее купит еще один костюм, купит золото, откроет счета в разных банках, в разных странах мира, потому что у него инстинкт самосохранения. У него нет родины, нет земли, нет места, где бы говорили: «Да здравствуют евреи!»

Может, в Израиле еще иногда что-то хорошее говорят про евреев, но большинство-то евреев не хотят уезжать в Израиль. Им хотелось бы остаться. Особенно Россия им нравится, потому что, Ваня, ты добрый.

Россия за 100 лет так ослабла, что евреи решили, а не сделать ли Россию своей второй и вечной родиной? ...Вот евреи и ищут запасной вариант, и последний свой островок, свою последнюю Брестскую крепость. И такой они выбрали твою Россию.

Я хочу тебя спросить, Иван, ты согласен, что мировое еврейство решило твою землю очистить от тебя в течение 50 лет? Ты согласен с тем, чтобы на святой русской земле они создали бы свое вечное еврейское государство?

Если их потеснят из всех других государств, они могут все собраться здесь, в России. Их будет 15 - 20 миллионов. Это столько же, сколько сегодня осталось нормальных здоровых русских. Все остальное практически гиблое. И лет через 50 они проведут замену - вместо 20 миллионов русских в России будет жить 20 миллионов евреев.

Но, Иван, я-то люблю Россию с русскими и евреями. Я не хочу, чтобы Россия была только для евреев. Я вообще хочу, чтобы Россия была для русских, но не только для русских...

А евреи вырождаются. Небольшого роста. Худые. Злые все. Лысоватые. В очках. Глазки бегающие. Ручки трясущиеся. Размер одежды 48 - 50 - не больше. Обувь - 41 - 42. С кучей болезней. Черненькие. Береза - типичный их представитель. Ну ничего не надо показывать. Спроси, что такое современный еврей, лицо Березы - все, больше ничего не надо».

Заканчивает Ж. свои наговоры признанием: «Все, кто правил Россией последние сто лет, были слабые, трусливые, немощные. ...Я единственный из всех политических деятелей уверенно поведу свой корабль к победе. Я стану во главе этого государства».

По расчетам Ж., это случится с 2010 по 2030 год. Помнится, раньше он обозначал иные сроки - сначала 1996-й, потом 2000 год. Реальность скорректировала бонапартистские планы. Но не мысли. Василий ГОЛОВИН.