Общество15 августа 2002 2:00

Телереклама зомбирует малышей?

Летом потребление этого странного «заэкранного» продукта детишками возрастает. «Комсомолка» разбирается, насколько это опасно

Годовалый несмышленыш замирает в манеже, завидев на телеэкране мелькание рекламы. Даже мультики так не волнуют его, как собачий корм и лак для волос. Трехлетний пацан рвется к «ящику», услышав рекламную заставку. Подростки забавляются: выключают у телика звук и «озвучивают» рекламные ролики, досконально воспроизводя призывы-завлекалочки. Впору говорить о новой детской болезни - рекламомании?.. О том, насколько она опасна, мы расспросили наших солидных экспертов. Почему они любят телеящик Автор книг по детской и подростковой психологии кандидат психологических наук Анатолий ГОРЮНОВ: - Телереклама затыкает брешь в общении между детьми и взрослыми, большинство которых настолько ушли в свой мир, что перестали обращать внимание на «живущих» в манеже с игрушками своих малышей. И ребенок, чувствуя, что до него нет никому дела, через телевизор получает информацию, эмоции и даже возможность учиться говорить, ведь в рекламе очень четко произносятся слова. Мало того, реклама строго рассчитана на детскую аудиторию. Она идет часто, а детям нравится повторение любого сюжета, потому что он легче воспринимается. Не случайно ребенок часто просит повторить сказку, которую ему читали много раз, или спеть одну и ту же колыбельную. В этот момент у него возникает радость узнавания: я уже это видел, слышал и знаю, что произойдет дальше. Во-вторых, до года у детей очень слабая фиксация внимания. Они не способны увлечься даже любимой игрушкой более пяти минут. Поскольку нет таких коротких мультиков и фильмов, то дети быстро теряют интерес к происходящему на экране. А рекламные ролики как раз своей «короткометражностью» и быстрой сменой картинок переключают внимание ребенка, не успевая надоесть. И, как котенок следит за фантиком на ниточке, он с большим удовольствием наблюдает за активно движущимися персонажами. - Но на эти же психологические трюки «клюют» и старшие дети... - Они тоже стремятся получить удовольствие от мажорного настроения, которое присутствует в любой рекламе. Ведь виртуальная реальность оказывается более привлекательной, чем окружающая действительность. А подражание растиражированным рекламным теледивам и супергероям характерно для не до конца сформированных умов. Почему «веселые картинки» опасны Педагог и филолог Ася ШТЕЙН считает, что ребята, много времени проводящие у телевизора, становятся... ...Иждивенцами Сначала дети воспринимают рекламу только как забавное действо. Затем, по мере взросления, они начинают впитывать смысл происходящего. А тут что происходит? Герои рекламы без конца твердят: «Вы заслужили эту роскошь!», «Побалуйте себя!» Чем разительнее отличается аляповатый мир жвачек и шикарных автомобилей от их родного дома, тем сильнее обида: где же все то великолепие, которое они заслужили? Наиболее рассудительные ребятишки задумаются: а где взять денег на эту прекрасную жизнь? Но и тут авторы рекламных роликов заботливо подсказывают «верный» способ: вырежьте этикетку или фантик - и выиграете кругосветное путешествие или, на худой конец, видеоприставку. И почему-то почти никогда не говорится о том, что деньги надо зарабатывать. ...Сексуально озабоченными Половина рекламных роликов содержит сексуальный подтекст: пожуйте нашу жвачку - и вы станете неотразимым мужчиной, выпейте наш кофе - и в постели вам не будет равных. Дети же очень чувственны. Не понимая сути намеков, они улавливают их эротический дух. Возбуждение, не получая разрядки, трансформируется в агрессивность или беспричинные страхи. ...Черствыми Сколько раз бывало - в самые драматические моменты реклама грубо врывается в фильмы. Героиня узнает, что вся ее семья погибла в концлагере, сцена обрывается - и по экрану прыгают веселые красотки, рассказывая о преимуществах новых колготок. А потом возмущаемся, что дети не умеют сопереживать чужому горю. Благодаря рекламе вообще снижаются многие этические категории. Мечта, любовь, счастье - все то, что требует огромных душевных и нравственных усилий, оказывается доступным и легко достижимым с помощью «волшебной палочки». Выстирайте белье с нашим кондиционером - и близкие будут поражены вашей любовью. ТОЛЬКО ЦИФРЫ В России детские программы занимают всего 5% от общего вещания. А уже из них 80% приходится на мультфильмы иностранного производства. О качестве которых тоже можно долго спорить. СОВЕТ «КП» Сколько времени максимально дети могут проводить у «голубого экрана»: - в 1 - 2 года - 15 минут в сутки (такому малышу сам по себе телевизор неинтересен, но столько времени, например, папа может продержать ребенка на коленках, следя за футбольной трансляцией или во время вечерних новостей); - в 2 - 3 года - 20 - 30 минут в сутки (лучше в 3 захода по 10 минут); - с 5 до 7 лет - 40 минут - 1 час; - с 7 лет - 1,5 часа. КСТАТИ Что нового ТВ покажет детям с сентября? В грядущем телесезоне детских передач в эфире будет больше - таково новое требование Минпечати к российским телекомпаниям. Пропускать это мимо ушей вряд ли кто-то решится - сокращение времени для детских передач чревато самыми печальными последствиями, в том числе штрафами или даже лишением лицензии. Пока первый канал с уверенностью можно назвать чемпионом по количеству детского вещания. К тому, что уже есть в эфире ОРТ, осенью прибавится цикл детских передач «Твинисы». НТВ в новом сезоне тоже обещает показать что-то новенькое, но досрочно открыть свои планы они пока не собираются. Скрытничают и на РТР. Но и там готовят новый детский проект. На ТВС останется передача «Советы профессора Чайникова» и запланировано несколько детских премьер. Одна из них - американский мультик «Кот Гарфилд и его друзья». Похождения кота четырежды отмечены престижной премией «Эмми». Мультфильм, как заверили на канале, добрый и забавный.