Общество17 сентября 2001 2:00

Савеловский и Рижский вокзалы собираются сносить

Приезжих из Подмосковья оттеснят подальше от центра

На одном из последних заседаний Общественного градостроительного совета Юрий Лужков вернулся к идее, о которой говорил еще год назад. Мэр сообщил, что сейчас рассматриваются различные варианты переноса из центра города Савеловского и Рижского вокзалов. В прошлом году чиновники утверждали, что два самых мелких вокзала города нужно закрыть, чтобы устроить здесь супермаркеты. Мол, в центре города не хватает торговых площадей, и здания вокзалов послужат удачным обрамлением для бутиков и хозмагов. Причем Юрий Михайлович утверждал, что деньги на постройку новых зданий вокзалов дадут инвесторы, которые взамен получат возможность устраивать свои магазины в помещении нынешних. Тем более что и Рижский, и Савеловский вокзалы были построены более ста лет назад и являются памятниками архитектуры. Но сейчас у властей появилась другая идея. Магазинов хватает. А жить негде Сегодня в городе на тысячу жителей приходится 330 квадратных метров торговых площадей. Для сравнения: в Праге - 140, в Лондоне - 280, Париже - 400. И хотя вряд ли мы можем себе позволить тратить в магазинах больше денег и времени, чем парижане или лондонцы, но по существующим планам застройки города скоро на тысячу жителей будет приходиться не менее 500 кв. метров магазинов. Причем сейчас власти отдают предпочтение строительству новых современных торговых комплексов. И поэтому Савеловский и Рижский вокзалы решили снести. По нынешней концепции застройки Москва в ближайшие годы не будет выплескиваться за пределы МКАД. Для нового строительства нужно изыскивать внутренние резервы, главные из которых - программы сноса пятиэтажек и вывод промышленных предприятий за пределы города. По словам первого вице-премьера столичного правительства Владимира Ресина, в городе можно построить жилье общей площадью 70 млн. квадратных метров. Но в большинстве случаев это окраины города и территория бывших промзон - районы, где дорогое жилье не будет пользоваться спросом. Поэтому, по логике чиновников, неплохим вариантом представляется снос Рижского и Савеловского вокзалов с последующим облагораживанием окрестной территории. Элитное жилье в историческом центре города может принести казне неплохой доход, что, возможно, позволит окупить расходы на перенос вокзалов. А это в конечном итоге благоприятно скажется на местной экологической обстановке. В префектурах Северного и Северо-Восточного округов, где расположены «крайние» вокзалы, охотно соглашаются с таким планом. Но в то же время подчеркивают, что конкретных путей реализации проекта, равно как и постановления правительства, пока нет, и все остается на уровне слов. А постановления нет потому, что власти размышляют, куда переносить вокзалы. Вокзальчик тронется, перрон останется С мая 1999 года Савеловский вокзал работает только на обслуживание пригородных маршрутов. Часть поездов дальнего следования (до Рыбинска и Сонкова) переведена на Белорусский вокзал, а от маршрутов Москва - Углич и Москва - Весьегонск остались только прицепные вагоны в поезде Москва - Сонково. С Рижского вокзала пока еще можно выбраться за пределы Московской области (в Ригу и Великие Луки), но все имеющиеся маршруты можно перевести на Ленинградский вокзал. Кстати, в 80-е годы такой проект был, и здание на Рижской площади планировали отдать чуть ли не под железнодорожный музей. Но по просьбе партийного руководства прибалтийских республик от этого плана отказались. Сейчас Савеловский вокзал стал оазисом тишины и безмолвия. А его собрат по несчастью на 90 процентов превратился в магазин-склад. И понятно, что эти городские территории (кстати, пока земля здесь принадлежит Министерству путей сообщения и значит, находится в федеральной собственности) можно и нужно использовать с большим толком. Как стало известно «КП», сейчас рассматривается проект, по которому пригородные поезда Рижского направления будут доезжать лишь до станции «Тушинская», расположенной у одноименной станции метро. А на севере города вместо Савеловского вокзала конечную станцию устроят в районе метро «Петровско-Разумовская». Перенос вокзала - дело сложное, поскольку, помимо самого здания, нужно будет построить вагонное и локомотивное депо, проложить новые пути, электрифицировать их и сконструировать систему сигнализации. Станции «Тушинская» и «Петровско-Разумовская» захлебнутся пассажирами В районе станций метро «Петровско-Разумовская» и «Тушинская» необходимые для создания железнодорожных вокзалов территории есть. Вполне вероятно, что Юрий Лужков найдет общий язык с руководством Московской и Октябрьской железных дорог. Но если этот план начнет реализовываться, то властям придется считаться еще с одним игроком - Московским метрополитеном. В выходные дни в пригородных электричках обитают москвичи-дачники. Перенос вокзалов на окраины не слишком затронет их интересы. Наоборот, любители природы обычно стараются получать дачные участки по своему направлению. Например, редкий житель Люблино старается купить загородный домик где-нибудь под Волоколамском. В худшем случае им придется проехать лишь несколько лишних станций в метро. Но в рабочие дни в Москву едут жители области, которые в силу экономической ситуации в стране сейчас редко подбирают себе работу, руководствуясь территориальным принципом. При въезде в Москву они должны будут пересаживаться в метро. Столичная подземка рассчитана на ежедневное обслуживание 6,5 - 7 млн. человек. Но уже сейчас под землю спускаются 9 млн. пассажиров. И руководители метрополитена неоднократно публично заявляли, что все внутренние резервы давно исчерпаны. Ежедневно с Савеловского и Рижского направлений в Москву приезжает десант численностью, по разным подсчетам, от 200 до 350 тыс. человек (на все вокзалы города электрички ежедневно привозят-увозят 1,5 млн. пассажиров). Таганско-Краснопресненская линия (на которой находится станция «Тушинская») считается одной из самых загруженных в Москве. А «Петровско-Разумовская» уже и так принимает пассажиров с одноименной железнодорожной станции Ленинградского направления. К тому же эта станция жутко перегружена покупателями местного рынка. Среднее «население» электрички в часы пик - 1500 - 2000 человек. В метропоезде может уместиться не более 400 - 500. К тому же эти станции не были спроектированы на прием такого количества пассажиров в отличие от привокзальных «Рижской» и «Савеловской». То, что будет твориться здесь в часы пик, можно назвать «мечтой карманника». Логичный вывод: перенос вокзалов нужно увязывать с модернизацией подземки. В столичном метрополитене нам рассказали, что есть планы и возобновления работ по достройке Филевской ветки (она сможет взять на себя часть пассажиров Рижского направления), и создания еще одной кольцевой линии (будет «разгружать» «Петровско-Разумовскую»). Но все это планы очень отдаленного будущего. А поэтому, если московские власти все-таки приступят к проекту переноса вокзалов, то жителям Подмосковья останется лишь запастись терпением. Что мы потеряем в результате переноса На прошлой неделе Рижскому вокзалу исполнилось 100 лет. Официальный день рождения - 11 сентября 1901 года. Вокзал построен по проекту архитектора Юлия Дитриха. Здание выделяется наружным фасадом в псевдорусском стиле и состоит из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Украшают его практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII века, - разнообразной формы окна, наличники, кокошники, бегунки, поребрики... Сто лет назад вокзал считался самым удобным для пассажиров и был технически совершенен. Для освещения помещения и платформы работала своя электростанция (на других столичных вокзалах для этих целей использовали лампады). Первоначальное название - станция «Москва». До 30-х годов вокзал назывался Виндавским (железнодорожный путь был проложен до города Виндава, сейчас Вентспилс). Потом назывался Балтийским, Ржевским и с 1946 года - Рижским. Савеловский (Бутырский) вокзал был открыт 10 марта 1902 года. Строительством руководил инженер А. Сумароков. Первоначально «Савелий» был одноэтажным. Современный вид вокзал приобрел после реконструкции 1987 - 1992 гг., проведенной под руководством Якова Шамрая. По материалам Дорожной научно-технической библиотеки. Вокзальные страсти При создании станции метро «Комсомольская» проектировщики рассматривали вариант создания здесь подземного многоярусного железнодорожного вокзала, который заменил бы Ленинградский, Ярославский и Казанский. В середине 80-х годов в Москве разрабатывался вариант создания Южного вокзала в районе Битцы. Сюда планировалось перевести все поезда, идущие в Крым и на Черноморское побережье Кавказа. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в городе сейчас зарезервированы две точки для возможного размещения новых вокзалов: Шмитовский проезд (район «Москва-сити») и Рогожская застава (станции метро «Римская», «Площадь Ильича»). КОММЕНТАРИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ Пресс-секретарь Московской железной дороги Константин Пашков: - От столичного правительства мы никаких предложений по поводу переноса вокзалов не получали. Скорее всего, Юрий Михайлович пока просто пытается прощупать общественное мнение. Просто так сносить вокзалы городским властям никто не даст. Хотя бы потому, что это памятники архитектуры и находятся в федеральной собственности. С Москвой у нас сложились очень хорошие отношения. Лучше, чем с другими регионами, где проходит наша дорога. И поэтому если такое предложение из мэрии поступит, мы будем пытаться найти какой-то компромисс. Но в первую очередь нужно поинтересоваться мнением пассажиров. Навряд ли кому-то захочется пересаживаться из электрички в автобус прямо на МКАД. ИЗ ИСТОЧНИКОВ, БЛИЗКИХ К ПОМЕШАТЕЛЬСТВУ Все железнодорожные магистрали в черте Москвы скоро заменят на монорельсовые трассы. По старой русской традиции, дорога будет шире европейского варианта на семь сантиметров. А вот шпалы оставят прежние. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ «КП» Услугами столичных вокзалов пользуются не только москвичи, но и жители области. Но все поезда дальнего следования проезжают Подмосковье без остановок. Порой люди вместо того чтобы выйти прямо у своего дома, вынуждены доезжать до Москвы, чтобы потом вернуться назад. В то же время Юрий Михайлович заявил, что вокзалы необходимо перенести на окраины потому, что «не нужно загонять миллионы приезжих каждый день в центр города, лучше рассредоточить их по всей площади столицы». Может быть, имеет смысл делать короткие остановки пассажирских поездов в крупных городах Подмосковья и на станциях в черте города, по соседству с линиями метрополитена?