Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество4 октября 2001 22:00

Ту-154 упал в Черное море

Главная версия произошедшего - теракт
Источник:kp.ru

66 пассажиров и 11 членов экипажа пассажирского авиалайнера ТУ-154 погибли в результате авиакатастрофы, произошедшей над Черным морем, вчера днем. Самолет выполнял рейс по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. В 13.44 он пропал с экранов радаров. Чуть позже стало известно, что ТУ-154 упал в море в 180 километрах юго-западнее Адлера. Спецслужбы почти сразу объявили, что основной версией произошедшего считается теракт. Пилот самолета АН-24 армянской авиакомпании, летевший из Еревана в Одессу, сообщил, что видел падающий в море лайнер. А перед этим он наблюдал что-то вроде взрыва на его борту. Это подтверждают и пилоты компании "Коми-авиа", также оказавшиеся неподалеку от места трагедии. В то же время, по сообщению пресс-службы ФСБ, прорабатываются и другие версии, среди них нештатная ситуация на борту, ошибка пилотов, отказ обоих двигателей и даже взрыв газового баллона. В то же время, как стало известно, никаких угроз экипаж самолета перед полетом не получал. Одно из американских информагентств передало сообщение о том, что ТУ-154 якобы по ошибке был сбит зенитной ракетой с территории Украины. Но никаких комментариев на сей счет пока не поступало. Погибший самолет принадлежал новосибирской авиакомпании "Сибирь". По первоначальным данным, полученным из тель-авивского аэропорта Бен-Гурион, все пассажиры ТУ-154 были гражданами Израиля. Однако потом выяснилось, что 15 пассажиров являлись гражданами России. В их числе был и заместитель генерального директора авиакомпании "Сибирь" по безопасности Виктор Алексеев. Он совершал инспекционную поездку. Ближе к вечеру появилась информация, что ТУ-154 якобы совершил промежуточную посадку в болгарском городе Бургас. CNN даже сообщила, что там на борт поднялись еще 6 человек. Однако почти сразу администрация бургасского аэропорта опровергла эту информацию - самолет в Болгарии не приземлялся. Глубина моря в районе падения самолета более километра. Поначалу спасатели предполагали, что пилоты аварийного самолета могли приводнить терпящий бедствие лайнер. Поэтому к месту катастрофы срочно вылетели вертолет МЧС Ми-8 и самолет АН-12 министерства обороны, а также вышли спасательные суда из Новороссийска и Туапсе. Все они были оснащены спасательным оборудованием и плотами. Но найти удалось только обломки самолета и несколько мертвых тел. В настоящее время спасательные работы продолжаются. Главная цель - найти "черные ящики" погибшего ТУ-154. Погода пока благоприятствует работе спасателей. Создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы. Ее по личному распоряжению президента Владимира Путина возглавил Владимир Рушайло. Кстати, сам президент, как сообщили информационные агентства, склоняется к версии теракта. Также считают и первые лица в Израиле. По факту гибели самолета генеральная прокуратура уже возбудила уголовное дело. Хроника катастрофы 09.54 московского времени. Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетел из израильского аэропорта Бен-Гурион по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. 13.30. Самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта в Ростове-на-Дону. Все было штатно, самолет шел на высоте 11 110 метров, скорость 850 км в час. 13.44. Лайнер пропал с экранов локаторов. Диспетчеры запросили воздушные суда, находившиеся в том районе. Командир самолета Ан-24 армянской авиакомпании сообщил, что слева от него взорвался самолет, его обломки падают в море. (Впоследствии будет установлено, что на борту самолета произошли два взрыва с интервалом в несколько десятков секунд.) Президенту России Владимиру Путину доложено о катастрофе. Президент дает поручения Министерству обороны и МЧС России о немедленной организации поисково-спасательных работ. Секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло назначен председателем комиссии по расследованию причин катастрофы. 14.05. В район катастрофы вылетели поисковый самолет Ан-12 и два вертолета Сочинского отряда МЧС. Туда же вышли спасательные буксиры «Меркурий» и «Туапсе», а из Новороссийска - судно «Капитан Бикленищев». В Геленджике готовится к выходу судно МЧС «Спасатель Прокопчик». 16.00. К месту падения Ту-154 вышел пограничный сторожевой корабль «Гриф» Новороссийской морской бригады Северо-Кавказского регионального управления ФПС России. 16.20. Сочинские спасатели доложили с вертолета: обнаружены плавающие на воде обломки самолета, одно тело и большое масляное пятно. Разброс обломков - примерно два с половиной километра. По словам начальника ГО и ЧС Краснодарского края Петра Ефремова, самолет упал на глубину двух тысяч метров. 16.45. К месту катастрофы подошел теплоход «Вакулов». Вертолеты поисково-спасательного отряда и спасательной службы аэропорта Сочи возвращаются назад. По их информации, на месте падения самолета - большой керосиновый след и множество плавающих тел. Живых на воде не обнаружено. 17.05. Из сочинского порта к месту аварии вышло судно «Канин». 18.30. На месте катастрофы начаты спасательные работы, из моря поднято несколько мертвых тел. 19.00. Сухогруз «Капитан Вакулов» поднял на борт тела трех женщин и одного мужчины. 19.30 Из воды извлечены тела уже шестерых человек: пяти женщин и одного мужчины. (По сообщениям наших корреспондентов и информагентств.) Свидетельство спасателя Заместитель начальника поисково-спасательной службы сочи Николай Каргин: мы были на месте через 45 минут... - Полчаса наш Ми-8 летал на расстоянии 30 метров от места падения Ту-154. В море плавали обломки самолета, самый большой - не более одного метра; части шасси и двигателя. Потом на поверхность поднялось керосиновое пятно, а следом - тела погибших и фрагменты тел. Всего мы насчитали 10 погибших. Скорее всего, самолет развалился от удара о воду, а не потерпел аварию в воздухе. В противном случае части были бы разбросаны по гораздо большей площади моря, они же плавали компактно. В месте падения самолета огромная расщелина, уходящая в глубь моря на два километра. Поэтому достать "черный ящик" будет почти невозможно. РЕПОРТАЖ ИЗ ТЕЛЬ-АВИВА Пассажиры рейса 1812 летели на праздник Большинство пассажиров вылетели в Новосибирск для того, чтобы отметить там еврейский праздник «Суккот». В Министерстве транспорта мне сообщили, что 51 билет был куплен в Израиле, причем в оба конца. Это дает основание сделать вывод, что купившие его люди – израильтяне. Но в списках очень много пассажиров с русскими фамилиями. В числе израильтян, скорее всего, немало обладателей двойного гражданства. Экипаж получил своевременное разрешение на взлет после проведения всех необходимых и весьма жестких проверок службами безопасности. Министр транспорта Израиля Эфраим Снэ немедленно занялся разбором ситуации. Он сообщил, что в самое ближайшее время состоится экстренное заседание Кабинета министров страны. В Министерстве транспорта сообщают, что у израильских властей пока нет каких-либо точных данных, объясняющих причины катастрофы над Черным морем. Министр связывается с российскими представителями. Сразу же после известия о катастрофе Ту-154 администрация аэропорта имени Бен-Гуриона отменила все полеты до выяснения обстоятельств гибели российского лайнера. Вчера служба безопасности израильского международного аэропорта имени Бен-Гуриона провела дополнительную тщательную проверку всех документов, касающихся прибытия самолета Ту-154 вечером в среду и его отлета утром в четверг. Тщательно проверялись и списки пассажиров - нет ли среди них подозрительных лиц. Данные о некоторых пассажирах в настоящее время изучаются. Рейс Тель-Авив - Новосибирск был беспосадочным, и ни о каких промежуточных остановках в Болгарии или России речь с самого начала не шла. Андрей ПРАВОВ. (Соб. корр. РИА-«Новости» - специально для «КП»). Тель-Авив. ИЗ ДОСЬЕ "КП" За четверть века пассажирские самолеты взрывались в воздухе 6 раз В сентябре 1974 года на борту самолета южновьетнамской авиакомпании "Эйр Вьетнам" террористом были взорваны две ручные гранаты. Самолет разбился, погибли 70 пассажиров. 6 октября 1976 года взорван пассажирский самолет ДС-8 компании "Кубана де Авиасьон", совершавший рейс из Барбадоса в Гавану. Погибли 73 человека. 23 июня 1985 года на побережье Ирландии разбился самолет компании "Эйр Индия", совершавший рейс по маршруту Торонто - Лондон - Дели. Погибли 329 человек. Спустя 54 минуты в Японии разбился другой лайнер "Эйр Индия", летевший из Токио в Бангкок. Считается, что он тоже был взорван. 2 апреля 1986 года на борту американского "Боинга-707", следовавшего из Рима в Афины, была взорвана бомба. Ранены 4 пассажира. 21 декабря 1988 года в результате теракта произошла катастрофа самолета "Боинг-747" американской компании "Пан-Америкэн" в районе деревни Локкерби (Шотландия). Погибли 270 человек, в том числе 11 жителей Локкерби. По материалам Справочной службы ИТАР - ТАСС. РЕПОРТАЖ ИЗ "ВНУКОВО" "Сибирь" не отменяет ни одного рейса В представительстве авиакомпании "Сибирь" в аэропорту "Внуково" тихо, у касс небольшая очередь. Александру 38 лет. В Новосибирске, куда через два часа вылетит самолет "Сибири", он промышляет подержанными иномарками. В Москву приехал к первой жене, проведать сына. На вопрос, не боится ли он лететь авиакомпанией, самолет которой несколько часов назад рухнул в море, он морщится: - А компания здесь при чем? Это виновата служба безопасности аэропорта. С таким же успехом это могла быть не "Сибирь", а "Люфтганза" или "Мухосранские авиалинии". Сейчас вообще летать стремно. Ну так что ж, мне теперь до Новосиба трое суток в вагоне трястись? Миловидная девушка с радиостанцией оказалась представителем компании "Сибирь". - Мы до сих пор ничего не знаем толком! - рассказала "Комсомолке" Ирина Леткова. - Мы даже в Новосибирск дозвониться не можем, постоянно телефон занят. У них там сейчас забот выше крыши! По заверениям представителей "Сибири", авиакомпания не отменит ни одного планового рейса, и все они вылетят. О том, что один из них никогда вовремя не прилетит, думать здесь никому не хочется. Сергей ГЕРАСИМЕНКО. СВИДЕТЕЛЬСТВО АВИАПАССАЖИРА Секьюрити аэропорта Бен-Гурион - самые жесткие в мире До сих пор Израиль не без оснований гордился системой безопасности в аэропорту Бен-Гурион. С каждым пассажиром здесь специально обученные люди проводят дотошное "интервью", а, по сути, допрос, который может продолжаться сколь угодно долго. То же, хоть и в меньших масштабах, израильские секьюрити проделывают и в аэропортах тех стран, откуда вылетают рейсы на Тель-Авив. Как-то нам с журналистом "КП" Александром Евтушенко и его женой довелось поучаствовать в таком "интервью". В Минводах, откуда мы летели, на каждого секьюрити затратил минут по 10. Вопросы дежурные типа "Откуда, куда, зачем?". Плюс "рамка", дотошный осмотр всех сумок и личных вещей, обшаривание карманов и проверка металлоискателем. После чего перед нами извинились: "Вы ж таки понимаете, государство Израиль делает это для недопущения терактов. В целях вашей же безопасности". На обратном пути было круче. Нас развели по разным комнатам и пытали около часа. С какой целью приезжали? В каких городах Израиля были? С кем там встречались? Кто это может подтвердить? Их адреса, телефоны? Почему вас трое? Ваша профессия? Что вы записывали в блокнотах? А можно взглянуть? Потом секьюрити посовещались между собой. И - новые вопросы. "Ваши показания сходятся не во всем. Александр сказал, что в Иерусалиме вы были во вторник, а его жена говорит, что в среду". (Мы много ездили по стране и в итоге запутались, где и когда были.) "Почему вы так напряжены?" (Мы и впрямь еле сдерживали напряжение, чтобы не послать их по-русски.) Но видели, что творится рядом. Один секьюрити увлеченно копался в чемодане какого-то солидного араба, другой пассажир переминался с ноги на ногу в носках - "интервьюеру" показались подозрительными каблуки его ботинок... Так они шмонали практически всех. Недовольным же сообщали, что в итоге за последние десятилетия ни один (!) израильский пассажирский самолет (как и самолеты других стран, летающих в Бен-Гурион) террористы ни разу не взорвали и не угнали. Я не могу понять, как этот отлично налаженный механизм мог дать сбой? Игорь ЧЕРНЯК. Пилот 3-го класса Давид САРГАСЯН: Я видел, как он падал в море... Самолет Ан-24 из состава третьей авиационной эскадрильи компании "Армянские авиалинии" выполнял рейс по маршруту РНЕ-836 Симферополь - Ереван. Лайнером управлял пилот 1-го класса, шеф-пилот Гарик Оганесян. О том, что было видно из кабины самолета, корреспонденту "КП" рассказал помощник командира, пилот 3-го класса Давид Саргасян: - Мы летели на высоте 6300 метров. Российская "тушка" находилась на высоте 11 километров, примерно в 20 километрах от нас. При желании ее можно было разглядеть. Точный момент взрыва никто из нас не засек, потому что нужно было следить за своими приборами. Внезапно кто-то крикнул, что впереди - горящий объект. Как потом оказалось, это были обломки самолета. Мы не имели права уходить с заданной высоты, и нам пришлось делать крюк в несколько километров, облетая место катастрофы. Задерживаться мы тоже, по инструкции, не имели права. Оставалось лишь сообщить о происходящем диспетчеру и продолжить полет. Перед самым подписанием номера мы дозвонились до бортмеханика армянского экипажа Сергея (фамилию он просил не называть). Сергей сказал: - В свое время я летал в Нагорном Карабахе на самолетах военно-транспортной авиации, и, когда увидел горящие обломки, мне стало страшно. Я сразу понял, что происходит. Но думать об этом во время полета было некогда. По-настоящему я испугался лишь после посадки. Обломки могли попасть и на наш лайнер. Я кое-что смыслю в боевых действиях и не согласен с тем, что Ту-154 был сбит ракетой. В этом случае был бы виден шлейф дыма. Лично я его не заметил. Записал Андрей МОИСЕЕНКО.