Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды18 октября 2002 22:00

Георгий Данелия не горюет. Он бежит писательский марафон

Отрывки из неопубликованных воспоминаний кинорежиссера
Источник:kp.ru

О том, что Данелия - талантливый кинорежиссер, знают все. О его писательском таланте догадываются немногие. Только что Георгий Николаевич окончил свою первую книгу «Безбилетный пассажир». Правда, сам как киношник называет ее «первой серией». Значит, надо ждать новых. Отрывки из рукописи Данелия предложил любимой «Комсомолке». Чистосердечно признавшись: «Все, что написано в этой книге, было со мной в прошлом столетии. А может, этого и не было...» Как я променял джаз на архитектуру - Надо отдать его во ВГИК, - сказал отец, когда я окончил школу. - Почему во ВГИК? - спросила мама. - А куда его, дурака, еще девать? Отец мой, метростроевец, считал работу в кино несерьезным занятием и предложил ВГИК (Институт кинематографии) как крайний вариант. - Там хотя бы блат есть, - сказал он. Блат действительно был. Мама работала на «Мосфильме» вторым режиссером и знала многих мастеров ВГИКа. Муж ее сестры, знаменитой актрисы Верико Анджапаридзе, кинорежиссер Михаил Чиаурели, снимал фильмы о Сталине и был тогда одним из самых влиятельных деятелей кино. Но поступать во ВГИК я отказался - блат был чересчур явным. И к тому же никакой тяги к режиссуре у меня не было, как, впрочем, и ни к чему другому. Кроме джаза. - Но в какой-нибудь институт поступать надо обязательно, - сказала мама. - А то тебя в армию заберут. В армию мне не хотелось. Мой приятель Женя Матвеев собирался в архитектурный, и я решил идти с ним - за компанию. Как цементировали джентльменов удачи После четвертого курса архитектурного я проходил практику на строительстве МГУ. Здание уже было возведено, шли отделочные работы. Я попал к прорабу по кличке ітить. - Студент, Јтить? Будешь у меня мастером по ремонту облицовки. МГУ облицевали керамическими плитками. Лифт не работал, и мы полезли пешком на тридцать пятый этаж. Через окно вылезли на подмостки. Там курили солдаты. Подмостки покачивались, было страшновато. ітить объяснил: - Стучишь по плитке, если звук полый, ставь на раствор новую. Твой участок от сих до сих. И еще тут. Он пошел по доске за угол: там были такие же подмостки, а между ними лежала незакрепленная доска. Тридцать пятый этаж, люди внизу казались муравьями - ступить на эту доску я не решался. - Ты где, Јтить! - крикнул ітить. - Иди сюда! Я пошел. Мне показалось, что доска поехала, и я вцепился в трос. ітить еле отодрал меня: - Ты чего бздишь, Јтить? Здесь два шага. Через какое-то время я привык и ходил совершенно спокойно. Начал работать. Солдаты курили и советовали, а я простукивал плитки и ненадежные отдирал. Через пару дней ітить поднялся посмотреть. И обалдел: - Ты что, Јтить, о...л?! Ты все расфурычил! - Только где звук полый. - Забудь про звук, Јтить! Постукал - если не отлетела, оставляй! Так я и делал. Не знаю, как эти плитки до сих пор держатся! На шпиле над нами работали заключенные. Двое умудрились бежать и попали в цементный раствор (потом мы использовали это в сценарии «Джентльмены удачи»)... Как Ролан Быков по Москве шагал В картине «Я шагаю по Москве» на роль человека, которого гипнотизируют, я пригласил Ролана Быкова. Приезжаем на съемку - нет Ролана. Звоню ему в монтажную. - Сейчас, Гия. Чуть-чуть по-другому склею эпизод и приеду. Он монтировал свой фильм. Ждем - нет Ролана. Посылаю ассистента. Ассистент возвращается: - Быков говорит, сейчас два кадра переставит и приедет. Ждем - нет Ролана! Поехал за ним сам, благо «Мосфильм» от Парка культуры недалеко. Захожу в монтажную. - Все, Гия, я готов, - говорит Ролан. - Едем. Только сейчас эти кадрики местами поменяю. - Ну поменяй. - Все... Хотя... Как же я не сообразил - надо общий план сразу после крупного переставить! - Поехали. Завтра переставишь. Почти насильно вытащил я его на съемку. Снимаем: идет Ролан, оглядывается на ребят и уходит. Сняли три дубля. - Снято. - Подожди, Гия, давай еще! - говорит Ролан. - Давай, что он не просто гуляет, а вышел познакомиться с девушкой. Ищет невесту. Сняли. - Давай еще. Давай так: он грамм сто пятьдесят принял. - Что, качается? - Да нет, просто вот так идет, - показал Ролан. Сняли еще. Потом еще - пиджак не надет, а он несет его, держа за вешалку пальцем. Надо сказать, что все варианты у Ролана были хорошие. После девятого дубля Ролан говорит: - Давай еще вариант. Он оглянулся, испугался, но девушка ему понравилась. - Дальше пленку за свой счет покупать будешь, - сказал я. - Все, хватит. На следующий день опять пришлось за ним ехать в монтажную, опять он перемонтировал тот же эпизод, и на съемках та же история - бесконечные поиски вариантов. Мне было приятно, что есть еще кто-то, кто изводит соратников почти так же, как я. ЛИЧНОЕ ДЕЛО Георгий Николаевич ДАНЕЛИЯ. Родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. В 1955 году окончил Московский архитектурный институт, в 1959-м - Высшие режиссерские курсы. Дебют - фильм «Сережа», который он поставил вместе с И. Таланкиным. Самые известные картины: «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза». Был женат на народной артистке Любови Соколовой, личные отношения связывали его с писательницей Викторией Токаревой. Больше 20 лет женат на актрисе и режиссере Галине Юрковой.