Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды23 октября 2001 22:00

Георгий Вицин: Смерти не боюсь. Это необратимый процесс!

Эти бесстрашные слова всенародно любимый Трус сказал незадолго до смерти. И добавил еще: «Душа наша все равно остается на Земле, если она в нас есть»
Источник:kp.ru

После него осталась маска. Не героическая отнюдь маска Труса. Можно, конечно, сказать, что были в его карьере и другие роли, что вот Бальзаминов сыгран им бесподобно. Причем да, правда, уровень вицинского мастерства в «Женитьбе Бальзаминова» даже и обсуждать странно: золотой фонд, филигранная работа. Специальное - и блестящее! - доказательство для тех, кто отмахивался от Вицина как от актера несерьезного, запомнившегося лишь по веселым пробежкам в составе знаменитой троицы Балбес - Бывалый - Трус. Однако маска была живучей. Она существовала уже помимо Вицина, помимо других его ролей. Даже смерть человека, который когда-то эту маску примерил, в ее существовании ничего не изменит. Вообще странная, согласитесь, штука: советские времена, культ храбрости беззаветной, воспитание в каждом пионере мечты о прыжке на амбразуру и всенародная любовь к Трусу. Тихому такому человечку, вздрагивающему от шорохов, боящемуся даже подельников своих. «Чей туфля?», в общем. И шприц в «Кавказской пленнице», в сцене прививки от ящура. И взгляд вицинский, и стремление зажмурить глаза. (А бравые октябрята заучивали: «Я уколов не боюсь, если надо - уколюсь».) И другой эпизод - как Балбес и Бывалый дорогу перекрывали, намертво схватив за руки дергающегося, извивающегося Труса... Никакого интереса к подвигам и славе. Никакого геройства и амбразур. Вечный триумф выражения «праздновать труса», почти не употребляемого уже, кстати. И тем не менее зритель испытывал к Вицину огромную нежность. Бывалый Моргунов поражал фактурой, Балбес Никулин смешил, а Труса Вицина... понимали, что ли? Он был не карикатурой на «отдельные человеческие недостатки». Он просто был человечен и естественен в боязни своей. Бесстрашие настоящих героев, конечно, поражает воображение. Тут и шляпу можно снять, и помолчать в задумчивости, и «Плывут пароходы, салют Мальчишу!» Но в пантеоне истинных коммунистов и пламенных революционеров, павших смертью храбрых, все же холодно, и долгие прогулки меж могильными плитами нормальные люди не практикуют. Поглазеешь на памятник, возвышенно поразмышляешь о Подвиге и идешь домой, где тепло, светло, где заначка спрятана, допустим, от жены, а на телевизоре лежит кружевная салфеточка. А завтра - к зубному на прием и дергаешься: вдруг будет больно. А начальник на работе злой второй день подряд и ведь, поди ж ты, вызывает именно тебя. Так маленькие страхи обступают нас со всех сторон. А потом мы смотрим, к примеру, «Операцию «Ы» и смеемся над персонажем Вицина, как смеются над странностями «своих» - родственников или соседей. ...В нашем современном кино новые «родственники», «свои» для всей страны, появляются редко, хорошо если за последние десять лет наберется с пяток. Есть «тусовщики», есть сериальные звезды, есть приличные театральные актеры. А нежности нет. Милого такого чувства, снисходительного к недостаткам, к внешности неэффектной и вечному «отрицательному амплуа». В понедельник скончался один из последних людей, про которых точно можно было сказать: он был способен вызывать подобную нежность... ЛИЧНОЕ ДЕЛО Георгий Вицин. Родился 23 апреля 1918 года в Петрограде. Учился в Театральном училище им. Евг. Вахтангова (1934 - 1935), в студии МХАТ. С 1936-го - актер Театра-студии под руководством Н. П. Хмелева, затем Театра им. М. Н. Ермоловой, Театра-студии киноактера. Народный артист СССР (1990). Жена Тамара Федоровна, дочь Наталья - художник. Самые известные фильмы с его участием «В моем послужном списке нет ни одного положительного героя, – жаловался Георгий Михайлович. – Режиссеры заметили мою способность придавать обаяние отрицательным персонажам. Так и не выпускали меня из рамок этого амплуа». Однако вот неполный список фильмов, сделавших Вицина всенародно любимым актером: - «Запасной игрок» (1954) - «Двенадцатая ночь» (1955) - «Максим Перепелица» (1955) - «Она вас любит» (1956) - «Убийство на улице Данте» (1956) - «Девушка с гитарой» (1958) - «Пес Барбос и необычный кросс» (1961) - «Самогонщики» (1961) - «Деловые люди» (1962) - «Дайте жалобную книгу» (1964) - «Женитьба Бальзаминова» (1964) - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) - «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) - «Семь стариков и одна девушка» (1968) - «Старая, старая сказка» (1970) - «12 стульев» (1971) - «Джентльмены удачи» (1971) - «Земля Санникова» (1973) - «За спичками» (1980)