Звезды25 августа 2003 18:34

Кинодраматург Аркадий Инин: На работу я хожу в тапочках

Дом, в котором живет известный кинодраматург Аркадий Инин, был построен рядом со станцией метро «Аэропорт» в 1976 году. Называется он «кооператив «Драматург», и жили здесь когда-то сплошь литераторы. Аркадию Инину досталась в придачу к квартире и мастерская на чердаке. Здесь-то и проводит свое рабочее время Аркадий Яковлевич.
- Уберу квартиру - и пойду на чердак сценарий писать...

- Уберу квартиру - и пойду на чердак сценарий писать...

Дом, в котором живет известный кинодраматург Аркадий Инин, был построен рядом со станцией метро «Аэропорт» в 1976 году. Называется он «кооператив «Драматург», и жили здесь когда-то сплошь литераторы. Аркадию Инину досталась в придачу к квартире и мастерская на чердаке. Здесь-то и проводит свое рабочее время Аркадий Яковлевич.

- Вообще-то моя квартира находится на 4-м этаже, но только здесь, на 17-м, ощущаю: кабинет - это такое счастье! На лифте уехал и отключился от всего земного. С другой стороны, если захотелось поесть, то просто нужно спуститься на четвертый этаж, а там жена покормит.

Если за квартиры шла жестокая борьба: жеребьевки, интриги, то с мастерскими-кабинетами все оказалось проще. Потому как отдельное рабочее помещение разрешили иметь только членам Союза писателей. По тем временам таковых можно было пересчитать по пальцам. Аркадию Инину достался свой творческий мирок общей площадью около 30 квадратов.

Чтобы каждый из драматургов почувствовал художественный запал, мастерские выделяли в «сыром» варианте. В квартирках на чердаке были только стены, двери и туалетные комнаты. Стены - неотштукатуренные, пол просто застлан досками. Каждый в меру своих фантазий и материальных возможностей это все обустраивал.

В итоге в мастерской Аркадия Инина постелили паркет, побелили потолок и поклеили обои. Со своим соседом по мастерской, драматургом Виктором Мережко, они шли традиционным для того времени путем - превращали чердак в некое подобие квартиры.

- Мне не хотелось оставлять мастерскую в первозданном виде, - улыбается Инин. - А вот Эдик Успенский, насколько я помню, изначально принял другое решение. Он оставил доски, неотштукатуренные стены, на которые повесил шкуры животных. У него было такое видение своей мастерской.

Перепланировка

Коллеги драматурга много раз делали ремонт, различные перестройки, но Аркадий Инин, по его признанию, в принципе человек крайне ленивый.

- Я убежден, что ремонт надо делать только тогда, когда протекает потолок. А если отклеились обои, паркет затерся и исцарапался, несвежий потолок, никаких ремонтов я не делаю. В том числе и в квартире, что вызывает у моей жены справедливый гнев. Но в кабинете мне никто не указ.

Главная фишка

Все, кто попадает в гости к Инину, первым делом охают при виде громадного окна. Из него открывается замечательный вид на Москву - Останкинская башня, Тимирязевский парк... В мастерскую к драматургу многие приходят смотреть салют, потому что с 17-го этажа все видно.

Коллекция

О коллекции Аркадия Инина под условным названием «Китч советской эпохи» ходят легенды. Однако сам драматург признается, что в последнее время новых экспонатов он не покупал.

А значит, коллекцией это трудно назвать.

- Настоящую коллекцию нужно постоянно обновлять, а я этого давно не делал. Просто когда-то мне показалось любопытным собирать различный китч: кошечек, копилочки, различные аляповатые фотографии с надписями: «Люби меня, как я тебя, будем вечные друзья». Про китч всегда говорят через губу, а мне кажется, это все такое искреннее, народное.

Один из любимых экспонатов - коврик с красавицами и лебедями, что висит на стене. Инин признается: когда он смотрит на это произведение народного искусства, у него глаз отдыхает.

- Раньше, когда мы часто ездили на натуру, в экспедиции, я первым делом, приезжая в какой-нибудь город, шел на рынок и приобретал такие вот замечательные вещи, - с легкой грустью в голосе рассказывает Аркадий Инин. - У меня очень много вещей с одесского «Привоза»: замечательная скульптура «Ромео и Джульетта», где почему-то Джульетта сидит на коне, а возле коня серый волк. Есть еще «Красная Шапочка и Серый Волк», но если их разглядеть, то, по-моему, Красная Шапочка намного страшнее Волка.

Случались в жизни Инина и забавные истории с экспонатами из его коллекции. Так, в 1978 году Аркадия Инина вместе с Валентином Черных (сценарист фильма «Москва слезам не верит») направили в Афганистан для обучения местных киношников сюжетосложению и мастерству кинодраматурга.

- В Афганистане мы купили потрясающие кинжалы. Аляповатые, чудные - они так и просились в мою коллекцию. И вот, когда мы летели домой через Ташкент, нас с моими кинжалами задержали, - теперь уже с улыбкой вспоминает Инин. - И тогда мой друг и земляк Вова Фокин, который снимал фильм «ТАСС уполномочен заявить...», обратился к своим военным консультантам, а это были высшие чины КГБ. Генералы все уладили, и только им в руки отдали мои кинжалы.

Сегодня многое происходит в жизни такого, что Аркадию Инину понять сложно. Поэтому он просто запирается у себя на 17-м этаже и пишет. Сейчас, к примеру, пытается заставить себя написать сериал. Правда, о чем будет сериал, Аркадий Яковлевич пока скрывает: «Секрет!»

ДОМ И ЕГО ХОЗЯИН

ХОЗЯИН - драматург Аркадий ИНИН (автор сценариев к фильмам «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды двадцать лет спустя», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»).

ДОМ - квартира на 4-м этаже и мастерская (около 30 кв. м) на чердаке.