Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды13 мая 2004 11:53

В фильме «Карнавал» оркестр изображали гинеколог и таксист

Полтавский звукорежиссер Леонид Сорокин «сделал» музыку к большинству cоветских кинохитов
Источник:kp.ru
Маэстро звукозаписи Леонид Сорокин.

Маэстро звукозаписи Леонид Сорокин.

В старых советских фильмах песни поют хоть и от души, но под аккомпанемент одного-двух инструментов. Перенести на звуковую дорожку кинопленки запись ансамбля или оркестра тогдашняя техника не позволяла. Однако полтавский звукорежиссер Леонид Сорокин придумал, как сделать оркестр из одной губной гармошки.

Пора, пора, порадуемся...

Путь Сорокина в кино начался со случайной встречи. Вспоминает композитор Максим Дунаевский:

- Иду по Москве и вижу: несколько ребят тащат на себе фендор-пиано - уникальный инструмент, их в 1975 году на страну было всего три штуки. Я к ним: «Вы кто?» «Мы - ВИА «Фестиваль» из Полтавы». - «А я - композитор Дунаевский, пишу музыку к фильму о мушкетерах. Давайте попробуем что-нибудь записать».

Пробы не получились. И тогда руководитель «Фестиваля» Марик Айзикович говорит: «А у нас в Полтаве есть звукорежиссер, который все может». Он уговорил композитора сесть в поезд. Через неделю песня «Пора, пора, порадуемся...» была доставлена режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу. И ее с ходу «утвердили».

А потом для Леонида Сорокина началась «каторга». Четыре месяца по ночам (никто не освобождал его от работы на радио) шла запись песен и музыки к «Мушкетерам» - картина планировалась шестисерийной. Но, как на грех, прошел Пленум ЦК КПСС, на котором объявили про «экономную экономику». В Госкино решили сэкономить на... пленке. Осталось три серии.

Так что же придумал Леонид Сорокин? Ему удалось «разделить» звучание разных инструментов. Это потом появились многоканальные магнитофоны, записывающие каждый инструмент на свою дорожку. А Леонид работал с двумя обычными «моно». Сначала по очереди записывал бас-гитары, рояль, барабаны, а потом «вживую» в запись «подмешивались» струнные, духовые инструменты, вокал, ударные... И так по 5 - 6 раз!

«Умри, но изобрази оркестр...»

В Полтаву потянулись и другие кинорежиссеры. Особенно запомнилась ему работа с Татьяной Лиозновой. После «Семнадцати мгновений весны» она десять лет была «в простое», а потом решила снять «Карнавал» с Ириной Муравьевой и Александром Абдуловым. Лиозновой хотелось, чтобы в картине звучала музыка в исполнении большого оркестра. Тогда она и обратилась к Сорокину: «Умри, но изобрази этот оркестр!»

На запись Леонид пригласил всего... шесть музыкантов. Двое из них были любителями: врач-гинеколог Виктор Дрозд играл на саксофоне, а таксист Валерий Смирнов - на трубе. Сорокин превратил эту самодеятельность в 4 трубы, 8 саксофонов и 20 (!) скрипок. Под эту фонограмму в фильме катается на роликах мюзик-холл и Ирина Муравьева.

А Дмитрий Харатьян впервые запел в фильме «Зеленый фургон» не по своей воле. В картине должен был звучать голос Валерия Леонтьева, но он оказался в длительном турне. Режиссер Александр Павловский позвонил Сорокину: «Может, попробуем Диму? Он иногда что-то мурлыкает под гитару».

- Дима очень стеснялся. Ему тогда было лет восемнадцать, - вспоминает Сорокин. - Называл меня исключительно «дядей Леней». Голос поначалу дрожал. Но вдруг он осознал важность момента и конкуренции самому Леонтьеву и две песни для фильма «Ты где, июль?» и «20-й век» спел классно.

Личное дело

Леонид Сорокин родился в 1948 году. Окончил Полтавское музучилище по специальности дирижер-хормейстер. Работал электриком в театре кукол, затем почти три десятка лет - звукорежиссером областного радио. Недавно он создал свою студию.

БУДЬ В КУРСЕЛучшие фильмы, «озвученные» Сорокиным«Д'Артаньян и три мушкетера»«Ах, водевиль, водевиль!..»«Карнавал»«Остров сокровищ»«Зеленый фургон»«Проданный смех»«Последний довод королей»«Трест, который лопнул»«Летучий корабль»«Пиф-паф, ой-ей-ей...»