Коллеги запретили Ольге Кудешкиной носить судейскую мантию.
«По данным Фонда «Общественное мнение», более 67 процентов людей считают, что в судах правит коррупция. Противоположное мнение о судье как независимом арбитре высказали всего 10 процентов опрошенных! Это же катастрофа!» Так начинается не написанная еще докторская диссертация бывшей судьи Московского городского суда Ольги Кудешкиной. Тема будущей работы - «Независимость судов». Написана она будет на личном опыте. Столкнувшись с представителями третьей власти не как с коллегами, Ольга Борисовна больше не верит в нашу судебную систему.
Летом 2003 года к Ольге Кудешкиной, судье первого квалификационного класса с 20-летним стажем, попало несложное дело о превышении должностных полномочий старшим следователем по особо важным делам следственного комитета МВД.
- На процессе странно вел себя гособвинитель - не давал нам допрашивать потерпевших. Постоянно заявлял отводы суда. Потом меня вызывала руководительница. Из разговора стало понятно: нужен обвинительный приговор. Я не подчинилась и рассказала об этом процессе. В итоге меня обвиняют в распространении ложных сведений. Но ведь никто не проверял их ложности или правдивости, потому что в таком случае процесс будет открытым и все выльется наружу! А судейская система - самая закрытая. Все, что там творится, остается внутри.
Квалификационная коллегия судей Москвы сочла поведение Кудешкиной «недостойным высокого звания» и решила: мантию с нее снять, первого класса лишить и - до свидания! Формулировка такая: «Кудешкина, стремясь стать популярной, распространила заведомо ложные, надуманные, оскорбительные измышления в адрес судей и судебной системы нашей страны, умалив тем самым авторитет судебной власти и подорвав престиж судебной профессии».
Сейчас она борется за свою репутацию. Кассационную жалобу недавно отклонил Верховный суд.
- Я и не сомневалась в исходе, - сказала «КП» Кудешкина. - Если бы они удовлетворили мою жалобу, автоматически получалось бы, что я права во всем. О том, что судьи утратили свою независимость, даже президент заявил!
Решение суда можно заказать
- Я никогда не была управляемым судьей.
- Что значит «управляемым»?
- Это те, которые могут выполнить просьбу председателя суда. Не выполнишь - найдут, как наказать, к чему прицепиться. Мы же полностью зависим от председателя! Он и дела распределяет, премии начисляет. У меня были хорошие премии - в конце 2002 года, например, я получила 120 тысяч рублей.
- То есть это нормальная практика?
- Ну а как у нас сейчас срываются процессы?! Уже научились манипулировать судом присяжных! А если не только неуправляемый судья, но и неуправляемые народные заседатели или присяжные - всегда найдется способ такой суд распустить. У нас очень много управляемых судей. Никто не хочет, чтобы его постигла такая же участь, что меня или многих других судей. Если ты попадаешь в список ненадежных, обязательно найдется повод, чтобы убрать этого судью. Опоздал на пять минут - к дисциплинарной ответственности привлекли, не сдал дело в трехдневный срок - опять привлекли. А это уже основание для того, чтобы досрочно прекратить полномочия.
- Почему вы заговорили о том процессе лишь спустя несколько месяцев?
- А кому мне жаловаться? Все, к кому я могла обратиться - звенья одной цепи. Они меня и выгоняли.
Но самое страшное, когда дела заказные или свой интерес проявляют органы власти: исполнительной, законодательной... Словом, представители той власти, от которой зависит председатель суда. Там судья вообще ничего сделать не может. Какой бы честный он ни был. Либо он должен отказаться от рассмотрения дела, либо выполнить указания. Очень много сейчас заказных дел. А где оправдательные приговоры? Если тут нет заинтересованности власти, то это уже коррупция. Я знаю примеры, когда один конкурент заказывает дело на другого конкурента. Дела шиты белыми нитками, но находятся подходы к судье, с судами договариваются - и с районными, и с городскими.
- Ольга Борисовна, вы можете хотя бы предположить, каков процент честных судей?
- У нас 90 процентов судей не имеют морального права быть судьями. Очень много честных судей, которые рассматривают дела, по которым ни у кого нет заинтересованности. Но если есть заказ власти, то судья часто становится управляемым, иначе он может просто остаться без работы, как я.
По социологическим опросам, суду доверяют:
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
33 районных суда Москвы.
626 штатных единиц судей (работает - 416).
87 дел в месяц - служебная нагрузка на одного районного судью (получается по 4 дела в день).
14 тыс. руб. Средняя зарплата судьи районного суда в Москве, с учетом недавнего повышения.