Звезды

Фандорин провел ночь в болгарской кутузке

Что осталось за кадром «Турецкого гамбита»?
Егор Бероев (Фандорин) в красоте, галантности и отваге не уступает своему герою.

Егор Бероев (Фандорин) в красоте, галантности и отваге не уступает своему герою.

Сегодня третий день по всей стране идет картина «Турецкий гамбит». Фильм стартовал рекордным количеством копий - их 364, это больше, чем у «Ночного Дозора». Понравится ли зрителям фильм - узнаем. Но смотреть и обсуждать будут точно. Побывав на премьере очередного блокбастера Первого канала, мы решили расспросить режиссера фильма Джаника Файзиева о том, как снимался «Гамбит».

О СМЕШНОМ

Дедукция довела Бероева до полиции

Несколько месяцев съемочная группа «Турецкого гамбита» провела в Болгарии. И там, вероятно, еще долго будут вспоминать «странных русских» после вот какой истории.

- Когда съемки заканчивались, мы с Егором Бероевым упражнялись в дедукции, - рассказывает Джаник Файзиев. - В духе Шерлока Холмса я предлагал ему рассказать об увиденном человеке все, что можно понять по его внешности и поведению. А потом просил Егора подойти, познакомиться с этим человеком, порасспрашивать -чтобы выяснить, верна ли версия.

И вот однажды мы зашли в харчевню, но решили не сидеть там, а взять еду и выйти на улицу. Сидим на бордюре, трескаем. Напротив - казино. И масса людей у входа. Прекрасный шанс проверить наши дедуктивные способности! Егор выдвигает свои версии, я - свои. Потом начинаем подходить к этим людям, знакомиться, спрашивать о чем-то.

Тут-то Файзиева с Бероевым и сцапала полиция - как людей странного поведения, занимающихся подозрительными расспросами. В отделении они провели всю ночь. Лишь наутро им удалось вырваться на свободу, с трудом объяснив, что хоть они и «люди странного поведения», но без них в российской съемочной группе никак не обойтись.

О ПОДМЕНЕ

Жива ли лошадь?

В одном из эпизодов фильма Анвар-эфенди стреляет по колесам телеги, в которой едут Фандорин и Варя. Герои успевают выскочить, а запряженная в телегу лошадь падает в пропасть. Падение снято виртуозно. Настолько, что некоторые зрители задумались, а не настоящую ли лошадку угробил режиссер?

Как выяснилось, «Гринпис» может не беспокоиться. В пропасть падала не лошадь, а макет. Но очень правдоподобный, съемочная группа даже имя ему дала -Гамбит. На премьере картины в «Пушкинском» Гамбит встречал зрителей у входа в зал. Судя по состоянию искусственной лошадки, во время съемок падения не пострадала даже она.

О ПРИМЕТАХ

В день премьеры режиссера затопили и сделали похожим на Киркорова

Киношники - народ в основном суеверный. Поэтому, когда накануне премьеры «Турецкого гамбита» один знакомый сказал Джанику Файзиеву, что 16-е число - самый неудачный день для такого важного дела, режиссер призадумался: а вдруг правда? «Мне сказали, что 16-го любое начатое дело может пойти совершенно непредсказуемо, - говорит Джаник. - И, знаете, пошло!»

- С утра к нам пришли соседи и сказали: «Извините, мы вас сейчас затопим». На самом деле это их затопили с четвертого этажа, они на третьем подставили тазики и сообщили, что нам, скорее всего, тазики тоже скоро понадобятся.

- Потом я пошел стричься -премьера все-таки. Дяденька, который меня стриг, почему-то решил распрямить мне волосы. Я спросил: «Зачем?» Он ответил: «Так надо». Посмотрев на результат, я понял, что похож на Филиппа Киркорова. Но, поразмыслив, пришел к выводу, что Киркоров -болгарин и что во всем этом есть какая-то сермяжная правда.

- Уже вечером, перед самой премьерой, выяснилось, что задуманный нами фокус - режиссер и два продюсера картины выезжают на сцену «Пушкинского» на белых лошадях - накрылся. Знающие люди убедили нас, что лошади в этой ситуации могут повести себя непредсказуемо. А поскольку было 16-е число, в этом можно было не сомневаться. В общем, пришлось нам идти на сцену пешком.

Но и на этом для режиссера все не закончилось. Сам фильм, показанный в «Пушкинском», оказался по цвету удивительно темной копией. «Впрочем, кажется, кроме меня, этого никто не заметил!» - смеется режиссер.

Валдис Пельш попал под нож

Пока «Гамбит» снимался, много говорили о том, что специальная роль была написана для Валдиса Пельша. Он даже бороду по случаю отпустил. Однако то, что увидел зритель в исполнении Пельша, иначе, как «кушать подано», не назовешь. Почему так произошло?

- Для Валдиса действительно был придуман персонаж, прототипом которого стал Владимир Немирович-Данченко, находившийся во время русско-турецкой войны в театре военных действий в качестве журналиста, - говорит режиссер. - И мы решили украшательства ради: пусть у нас эту роль сыграет кто-то, имеющий отношение к журналистике, к СМИ вообще. Пригласили Валдиса. Снимались эпизоды, где его герой доносит какую-то полезную информацию до Фандорина. Но потом начались сокращения, и в результате роль Валдиса свелась к: «Здравствуйте, меня зовут Владимир».

Впрочем, Пельш не одинок. Героя Андрея Руденского вообще прикончили на первых минутах фильма.

Двадцать звезд и желудочный грипп

Зрителю может показаться, что самая сложная сцена в «Гамбите» -это взлет и падение Фандорина с Варей на воздушном шаре. Но это не так. По словам режиссера, труднее всего было снять вполне мирную сцену... в журналистской палатке. Во-первых, потому что задействовано в ней два десятка именитых актеров, и всех их как минимум надо было вместе собрать. Во-вторых, сцена снималась «длинным планом», когда камера работает непрерывно от начала и до конца эпизода. А это подразумевает железную дисциплину.

- Это было сродни балету, - рассказывает Файзиев. - Каждый должен был вовремя сказать реплику, сделать шаг, повернуться к другому. При этом по тому же небольшому пространству, пытаясь не влезть в кадр, бегают гример, звукорежиссер, осветитель с приборами. Балуев делает два шага, к нему подскакивает ассистент, поправляет микрофон. Бероев говорит реплику, поворот, ему поправляют грим.

А еще съемочную группу во время съемок этой сцены подкосил желудочный грипп. Так что многим актерам, которых мы видим в «палатке», было совсем невесело.

О ТРАВМАХ

Режиссер был ранен

Когда снималась сцена в подсолнухах (с нее начинается фильм), рядом с Егором Бероевым взорвался пиротехнический снаряд. Актера оглушило и сильно поцарапало.

- Дело в том, что пиротехника «работает» в кадре красиво, когда взрыв происходит в опасной близости от актеров, - комментирует случившееся режиссер. - Поэтому важно, чтобы никто не ошибся. А в этом моменте все сошлось. Егор оступился, а пиротехник опустил голову, не видел этого и сомкнул провода.

Ольга Красько, сыгравшая Варю, дважды падала со скачущей лошади. Подвело неумение сидеть в дамском седле. А эта посадка «бочком» куда опаснее, чем мужская.

Досталось и Джанику Файзиеву. На съемках батальной сцены осколок снаряда с расстояния в 20 метров попал ему в ногу, рана не заживала месяц, потом осколок весом 0,3 грамма все же извлекли, и теперь режиссер хранит его в память о «Гамбите».

О ТРЮКАХ

Актеры или муляжи?

Те, кто посмотрит картину, наверняка усомнятся в том, что все трюки Егор Бероев выполнял без помощи каскадеров. Мы и сами было усомнились, но режиссер заверил, что дублеров у Фандорина действительно не было.

- Егор в силу своей бравости говорил: «Я все хочу сделать сам». Он сам совершил этот фантастический прыжок на воздушный шар, сам вместе с Варей - Ольгой Красько на нем болтался, сам свешивался с шара вниз головой. Сцена требовала каскадерской работы. Но мы заменяли актеров на муляжи только в тех эпизодах, когда фигура, например, летит в пропасть. Там же, где зритель видит лица, все по-настоящему.

Еще Бероев, умеющий прекрасно держаться в седле, на съемках осваивал скачки на лошади со страшно неудобными веревочными стременами. Более того, сцена в начале фильма, когда Фандорин залезает под телегу, цепляется за опоры и зависает между колес, а телега несется на бешеной скорости, тоже снималась без дублеров. Причем на точно такой же скорости, какую видит на экране зритель.

- Если бы мы сняли этот проезд медленно, а потом «ускорили» лошадей при помощи технических хитростей, это выглядело бы неправдоподобно, - поясняет режиссер.

Красавец француз умер за день до приезда в Россию

Француз Дидье Бьенэмэ, сыгравший в фильме журналиста д’Эвре, умер за день до своего приезда в Россию на озвучание картины. В кругу семьи, от сердечного приступа. Красавцу с синими глазами было всего 43 года.

- Его фамилия состоит из двух частей: «бьен» значит «хорошо», а «эмэ» - это любовь, - говорит Джаник Файзиев. - Есть поговорка, что имя - это судьба, вот у этого актера было говорящее имя. Он был очень хороший, удивительно любвеобильный, и его любила вся съемочная группа. Дидье страшно хотел сам озвучить картину. У него фантастический слух, и он так разошелся, что под конец съемок уже как-то объяснялся по-русски. В последний день он взял с меня слово, что никто другой его героя озвучивать не будет. «Даже если у вас не хватит средств на мой приезд, я все равно приеду и буду работать бесплатно», - сказал он.

- Когда я узнал о его смерти, было ощущение, что мир стал серее. Я даже хотел остановить озвучание. А потом озвучил д’Эвре своим голосом. Мне показалось, что это единственный компромисс, который был бы принят Дидье. По-французски в фильме, кстати, остался его голос. Мы пошли на это даже при том, что немного пострадало качество звука.