Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+24°
Boom metrics
Общество30 июня 2005 18:58

Мы же не кролики в конце-то концов!

В пошлости, которая накрыла общество волной, виноваты мы сами

Кто герой дня?

Я бы хотела задать вопрос уважаемому журналисту Инне Руденко. Кто в наше время настоящие герои? Судя по газетным публикациям (в том числе, к сожалению, и в любимой «Комсомолке»), это все те же наши так называемые звезды, которых мы и так беспрерывно имеем счастье лицезреть по ТВ. Естественно, при этом работа журналиста облегчается неимоверно: сделай фотографии размером побольше, снабди незамысловатым пояснением - и газетная полоса готова. А снимать (в смысле - фотографировать) у них, слава труду, есть что: сумочки, собачки, квартиры, загородные дома, наряды, новые бойфренды (бойгерлзы) и т. д. И не нужно мотаться по российской глубинке или даже по Москве дальше Бульварного кольца, выискивая героев наших дней.

А героями в наше время являются уже просто те, кто честно делает свое дело: растит детей, отдает себя любимой (часто отнюдь не денежной) профессии, негромко помогает ближнему. Но журналисты такими людьми не интересуются, мотивируя, что народу это неинтересно. Что народу интереснее появление на интимном месте синяка у певицы имярек или количество съеденного и выпитого в дорогом престижном ресторане артистом имярек. Но в этом случае журналисты просто прикрывают свои интересы интересами читателя. Это журналистам гораздо интереснее «обсасывать» бытовую жизнь звезд, чем найти и донести до читателя жизнь с виду «простого» российского человека.

Надежда.

Господин Рейтинг - это мы

Первая мысль: просто согласиться с Надеждой. И в самом деле надоела эта долгоиграющая, крикливая, пошлая попса разного вида и звания. И не только на эстраде. Вот Ксения Собчак - ее наряды, ее скандалы, ее женихи - постоянно в центре внимания: да чем заслужила? «Светская львица» - неужто такое высокое достоинство, что ее - под свет юпитеров? И Ксюша ничтоже сумняшеся публично признается: «Мне лестно, что про меня пишут книги, снимают фильмы. Я становлюсь уже каким-то былинным героем!» Ну просто Марфа-посадница, да и только. В обществе - «ксенифобия», как остроумно, точно заметил критик и публицист Станислав Рассадин. И хочешь не хочешь, но приходится тут признать вслед за Надеждой вину нас, журналистов.

Но потом я задумалась: можно ли вслед за этим признанием поставить точку? Нет, все же не так все просто...

«Несчастная страна, в которой нет героев. Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях», - звучит спор в драме Бертольда Брехта «Жизнь Галилея». Спор этот, думаю, едва ли разрешим. Но то, что нас в свое время героизмом перекормили, что героев насаждали, как картошку при Екатерине, раздувая всячески их заслуги, навешивая ордена и звания, - это уже точно. На Втором съезде народных депутатов выступила дважды Герой Труда, член ЦК КПСС, лауреат Государственной премии, депутат Верховного Совета (от одного перечисления устанешь) ткачиха Валентина Голубева. «Предлагаю убрать бронзовые бюсты дважды героев. И начать с меня - я испытываю все время чувство неловкости за этот прижизненный памятник». Ее не поддержал никто! А иные владельцы бронзовых двойников даже обиделись...

Есть и другая точка зрения. «Мы живем в безгеройное время, - объявляет известный телекритик, - откуда взяться героям?» Да в это «безгеройное» время рядом, под Москвой, переполненной представителями СМИ, в маленькой деревушке живет скромный, худенький, тихий человек Владимир Чугунов, бывший электрик закрытой птицефабрики, ныне молочник. И главный редактор, он же автор, газеты, которую в народе зовут «Чугункой». «Чугунка» без устали критикует местные власти и даже посылает жалобы на них в Европейский суд. И хотя газета всего в несколько сотен экземпляров, перепечатанных друзьями Владимира, но так кое-кого достала, что Чугунова по-воровски, ночью, отметелили прямо в постели. А поскольку он, отлежав в больнице целый месяц, снова взялся за свое, уже средь бела дня некие «качки», действуя на этот раз целенаправленно, сломали ему обе руки. Ну и что? Отходил Владимир какое-то время в гипсе, читая любимых философов - его избушка полна книг, - и снова взялся за свою «Чугунку». Чем не борец? Но вы видели его на экране телевизора?

А слышали ли о художнице Наталье Царьковой, чья картина «Тайная вечеря» была торжественно представлена в соборе Милана во время поминальной недели по жертвам 11 сентября в Нью-Йорке? Она - официальный портретист Папы Римского. Впервые в истории русский художник, да еще и женщина, получает такое звание! Но когда Наталью спросили: «Вы что, стали итальянкой, католичкой?» - ответила так: «Конечно, нет! Я русская, православная. И свою работу в Ватикане рассматриваю как шаг на пути к миру. Не к перемирию, а именно к миру». И это в наше время, когда религия часто разделяет людей, а то и приводит к террору!

Но не нами замечено: сегодня не может быть героя без телевидения. Лишь оно рождает репутации и авторитеты. Но вот включаю телевизор - и снова наша «былинная» Ксюша. В рекламе очередного номера журнала «Итоги», претендующего на солидность, отмечается - как наиболее важная? - статья о том, «как сцепились Ксения Собчак и Оксана Робски!». Переключаю на другую программу - с очередным оппонентом «сцепился» Жириновский! Поразительно: за брань и хулиганские выходки ему на месяц отключили микрофон в Думе. И именно в этот месяц наказанный молчанием депутат гораздо активнее, чем прежде, разглагольствовал по всем телеканалам! Большой специалист по всем вопросам: «Запретить женщинам браки с иностранцами!», «Под суд бабушку беременной школьницы!», «Разрешить всем иметь оружие!» и т. д. и т. п. Даже канал «Культура» в передаче «Апокриф», собирающей интеллигентную публику, вещал: «Любви нет - ее выдумали вы, писатели!» О чем угодно, что угодно - и всегда вредно для слушателей. Но полезно для телевидения - поднимает рейтинг.

Рейтинг - вот она, главная причина того, что так возмущает нашу читательницу Надежду. Сегодня рейтинг - господин. Но кто его делает? Увы: я, ты, он, она - вместе целая страна, как поется в известной песне. Ведь рынок: выживают те телеканалы, которые смотрят, та газета, которую читают, то издательство, что выпускает книги, которые покупают. Значит, в пошлости, которая нас накрыла волной, виноваты мы сами. Кандидат психологических наук, ведущий специалист Института групповой и семейной психологии и психотерапии Екатерина Михайлова утверждает: «Мы смотрим на экран, как кролики на удава». Кролик, как известно, завидев удава, не убегает от него со всех ног - каменеет, сидит завороженный, не отрывая глаз от удава. Готовая жертва. Но люди же не кролики в конце-то концов! Не будут смотреть и читать всякую гадость, будут тянуться к лучшему - а оно есть, есть, и на том же телевидении! - и тогда нам, журналистам, придется научиться показывать и писать лихо и завлекательно о Чугуновых и Царьковых, как о незабвенной Ксюше и эстрадных звездах о звездочках.

Это очень трудная задача, дорогая Надежда. Еще Достоевский об этом говорил, еще Гоголь этим мучился. И сегодня тут часто лежит не вина, а беда. «Наше поколение журналистов, - признался как-то один телеведущий, - сформировалось в кризисное время, среди сплошного развала и катастроф. Мы привыкли к плохому и по инерции уже не можем остановиться. Нам надо учиться писать о хорошем. Это страшно сложная вещь».

Да, очень сложная. Но ничего, я думаю, мы справимся в конце-то концов. Но только с помощью таких людей, читателей и зрителей, как приславшая нам письмо женщина с обнадеживающим именем Надежда.