Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика30 июня 2005 18:57

За что не любят Ходорковского в бывшей столице «ЮКОСа»?

В Нефтеюганске рабочие не встали на защиту своего хозяина, когда его посадили в тюрьму. Почему?
Источник:kp.ru
От сумы да от тюрьмы  не зарекайся... И вот уже бывшего всесильного олигарха сопровождает не свита, а конвой.

От сумы да от тюрьмы не зарекайся... И вот уже бывшего всесильного олигарха сопровождает не свита, а конвой.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

При слове «Нефтеюганск» воображение сразу подсказывает образ эдакого сибирского Кувейта: ну там современные, отливающие синим стеклом офисные здания, богато разодетая публика на чистеньких проспектах, кокетливо отмахивающаяся веточками от мошкары (местный колорит должен ведь быть?), по дорогам разъезжают роскошные иномарки... А как иначе? Если это бывшая столица бывшей империи бывшего самого богатого человека страны мультимиллиардера М. Ходорковского... Здесь базируется ОАО (ранее - производственное объединение) «Юганскнефтегаз», добывающее свыше

50 миллионов тонн нефти в год.

Я помнил Нефтеюганск двадцатилетней давности, когда частенько бывал там. Компактный, уютный по сравнению с другими городами тюменского нефтяного Приобья город, где праздношатающегося человека было не встретить - все куда-то спешили. Комсомольско-молодежная ударная стройка! Готовясь к командировке, я даже раскопал в архивах один блокнот с давнишними нефтеюганскими записями - авось найду кого-нибудь из тогдашних собеседников, пусть расскажут о жизни при капитализме. Может, на рыбалку на своем джипе скатают...Ага, размечтался!

«Империя» складского типаПервое разочарование - прямого самолета до Нефтеюганска из Москвы нет. Ладно, полечу через ближайший соседний город Сургут, а оттуда уж как-нибудь доберусь.

Разочарование номер два: чисто внешне город сильно обветшал. Вместо ожидаемого «тюменского Кувейта» серые крупнопанельные пятиэтажки с грубо замазанными швами. Поделился своим впечатлением с водителем - он на меня руками замахал: да мы, да у нас!.. Повез хвастаться. Показал здание «Юганскнефтегаза» - офис как офис, воображения не поражает. А вот, говорит, развлекательный центр «Империя», к нам сюда даже из Сургута ездят играть в рулетку! Как будто Сургут - это по меньшей мере Монте-Карло. А саму «Империю» архитектурным шедевром ну никак не назовешь - нечто синее, угловато-ангарного вида. Если бы не вывески, подумал бы, что склад какой-нибудь.

«10 лет на благо воров!»Машины на дорогах по преимуществу отечественные, много старья. Но самое гнетущее впечатление в первый же вечер на меня произвела местная молодежь: совершенно бандитского вида - майки-безрукавки, спортивные штаны, стрижка в полсантиметра, дебильное выражение лиц - парни и крайне вульгарного вида девицы. Кучкуются стаями - мимо проходить страшно. Верный признак, что молодежи в городе заняться нечем.

Подсаживаюсь к двум пацанам, которые выглядят наименее опасными. Разговорились. Я их про учебу, про работу, а они мне: какая учеба?! На нее деньги нужны, а отец уже пятый год никуда устроиться не может, не берут старше 35, и все тут! Крутит баранку по городу, если сильно повезет, тысяч десять в месяц привозит. А в прошлом году вообще полная ж... была - ни у кого денег не было. Ну а вы, спрашиваю, где работаете? Да так, то там, то тут. На рынке, бывает, поможешь партию товара по точкам растолкать, если повезет, охранником возьмут. Но фирмы часто лопаются, вот и гуляй. Какой рынок, удивляюсь я, здесь же нефть, натуральный Клондайк! Вам же вся страна завидует! Ха, нефть... Здесь такие сокращения были, что полгорода без работы сидит. Нефтяники хорошо получают, верно, но туда берут только по крупному блату.

Ладно, с этим придется разбираться в других местах. Брожу по городу в поисках хоть каких-то следов «ЮКОСа» и Ходорковского. Нахожу на стенде частных объявлений старую-старую, от руки коряво написанную и размноженную на ксероксе листовку: «10 лет на благо воров!» В нескольких выгоревших строчках поясняется, что хватит, попили за 10 лет нашей кровушки Ходорковский и его местные прихлебатели - называются какие-то неизвестные мне фамилии.

На следующий день отправляюсь к коллегам-газетчикам - кто, как не они, должен быть в курсе городских настроений? Да и с конкретными адресами помогут... Как бы не так! Шарахаются как черт от ладана: «У нас в городской власти неразбериха, мэра то ли отстранили от должности, то ли нет. Лучше помолчать - с городской властью нам ссориться никак нельзя».

Глава администрации Нефтеюганска Виктор Ткачев 12 февраля этого года был временно отстранен от должности решением городского суда в связи с возбуждением против него уголовного дела прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа за превышение служебных полномочий. В суть уголовного дела мы вникать не будем, поскольку все равно абсолютно все в городе убеждены, что истинная причина - «зачистка» Нефтеюганска от людей, связанных с «ЮКОСом». Да и сам В. Ткачев в одном из интервью на вопрос «Не связываете ли вы свои неприятности с делом «ЮКОСа»?» отвечает: «Возможно. Я считаю, что была задача - отстранить меня от руководства городом. Сейчас она выполнена... Хотя не понимаю, зачем именно таким образом? Сказали бы: «Уходи». Сам бы ушел».

Предыдущий мэр Нефтеюганска Владимир Петухов был убит в 1998 году, как раз в разгар уличных протестов против политики «ЮКОСа» - да-да, в городе, где руководитель нефтяного объединения всегда был «богом, судьей и главным воинским начальником», бушевали митинги и демонстрации. Убийство не раскрыто, и народной молве больше нравится версия, что, дескать, «народного защитника достали длинные руки московских олигархов». Хотя В. Петухов как раз в то время снес старый рынок, который контролировали чеченцы, и построил новый, куда их уже не пустили. Чеченские бандиты, случалось, убивали и за меньшее.

Почти народное восстаниеНо митинги против «ЮКОСа» действительно были. Я отыскал-таки одного из героев своей старой записной книжки: в начале 80-х он был буровым мастером, не так давно вышел на пенсию, но фамилию просил не называть - у него сыновья еще работают в Нефтеюганске.

А в 98-м он и своих нефтяников крепко прижал: пишите, говорит, заявления о добровольном снижении своей зарплаты в два раза! Или увольняйтесь. Тут уж народ не выдержал, пошел на улицы. И сами нефтяники, и все мы, сервисные предприятия, «сервизы», как нас стали называть. Тут поналетело начальства - из Москвы депутаты, из Ханты-Мансийска, из Тюмени... А что толку? Задурили людям головы, и все. А потом дефолт грянул, тут уж бунтуй не бунтуй - все равно получишь шиш.

До прихода «ЮКОСа» в «Юганскнефтегазе» работали больше сорока тысяч человек. После проведенной Ходорковским реформы остались около восьми тысяч - остальные стали «сервизами», то есть самостоятельными сервисными предприятиями. Теоретически - свобода, работай на кого хочешь, зарабатывай где можешь. А практически работодатель тут один - «Юганскнефтегаз». Монополист диктует цены.

Жадность многих погубила

- Ходорковский - он жадный, - рассказывает глава администрации Нефтеюганского района Александр Клепиков. - Однажды собралось тут у нас его правление - 28 человек. Я к ним обратился: господа хорошие, скиньтесь по десять тысяч долларов, я построю храм в Пойковском (крупный поселок в Нефтеюганском районе, где базируется крупное нефтедобывающее подразделение «Юганскнефтегаза». - Прим. авт.). Все подписались. Три-четыре человека дали. Потом в Москве уже захожу к Ходорковскому: дай денег, подписался ведь. А он: не дам, и вообще не ходи ко мне с такими вопросами.

Или другой случай. Сидели как-то мы с ним рядом, я смотрю, часы у него симпатичные. Давай, говорю, Михаил Борисыч, часами махнемся? Смотрю, он от меня боком-боком куда-то в сторону отходит. Я на него наседаю, а он весь надулся, покраснел, вижу - вот-вот взорвется. Отстал. Потом ко мне подходят из его свиты: да ты знаешь, сколько у него часы стоят? Ну, наверное, долларов тысячу, говорю. А сорок тысяч не хочешь? Говорят, после того случая он стал носить самые простецкие часы за сотню долларов.

Перед прошлыми еще моими выборами, в 2000 году, пришли ко мне его люди: знаешь, говорят, мы тебя поддерживать не будем, ты нам слишком дорого обходишься. А я из них на разные программы развития района выдавил миллионов двести долларов. Так это же замечательно, отвечаю, я наконец-то всем всю правду про вас расскажу и голосов наберу гораздо больше, чем с вашей поддержкой! Подумали они и решили все-таки поддерживать двоих - меня и своего человека.

Неудивительно, что даже в разгар событий вокруг М. Ходорковского не было никаких громких выступлений работников нефтяных промыслов в его защиту - здесь его крепко не любят. Да и за что любить? Жилья не строил («В стратегию компании не входит строительство жилья» - это его слова); объекты социального, культурного и бытового назначения - так называемый соцкультбыт - сбросил на баланс местных властей и постарался забыть о них; на социальных программах экономил; избавился от всех обслуживающих нефтяников предприятий...

- Когда Ходорковского посадили, нас начальство собрало на профсоюзное собрание, - рассказал один из работников нефтяного промысла. - Дескать, давайте подпишем письмо в его защиту. Мы сидим, молчим. Уговаривали, уговаривали, но подписали только двое - сами начальники. А вот попробовали бы тронуть Богданова (руководитель «Сургутнефтегаза». - Прим. авт.) - весь Сургут поднялся бы.

Уже в который раз мелькает сравнение Нефтеюганска и Сургута, причем всякий раз не в пользу бывшей столицы «ЮКОСа». Почему?

Два города - два мира- Про Сургут - это старая сказка, - улыбается начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Юганскнефтегаз» Ирина Крикун. - Там и мед слаще, и зарплаты толще... Хотя на самом деле все у нас приблизительно одинаково. У нас средняя зарплата - 29 тысяч рублей, в Сургуте - около того же...

- В Сургуте, конечно, получше, - убежден глава Нефтеюганского района

А. Клепиков. - Там Богданов очень многое делает для города и людей. Он же местный, сам живет там же. Например, он платил налоги с каждой тонны нефти, оценивая ее в 3,5 тысячи рублей, а Ходорковский платил налоги с тонны так называемой «скважинной жидкости», оценивая ее в 800 рублей.

Сравнение М. Ходорковского с В. Богдановым, Нефтеюганска с Сургутом убийственно для Ходорковского. Города рядом, люди ездят туда-сюда, все видят своими глазами и сравнивают, сравнивают. Неужели Ходорковский этого не понимал? Почему он тратил огромные деньги на многочисленные благотворительные программы по всей стране, а в своей «столице» вел себя как колонизатор? Или его настолько захватил азарт больших денег, что за цифрами себестоимости, за схемами оптимизации производства и финансовых потоков он не замечал живых людей? Или был уверен, что «свои» люди никуда не денутся, а за посторонних надо бороться?

Честное слово, кажется, что тюрьма пошла М. Ходорковскому на пользу - в письмах и статьях он говорит множество правильных слов: что надо признать ошибки реформ, что надо знать народ и страну, что надо нести ответственность... Боюсь только, что в Нефтеюганске ему не поверят.

Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас

В самом конце декабря прошлого года «Юганскнефтегаз» был продан новому собственнику - государственной нефтяной компании «Роснефть». В Нефтеюганске народ этого ждал с нетерпением: последние три-четыре месяца было совсем плохо. Платежи нефтяников остановили налоговики, денег не получали ни энергетики, ни сервисные предприятия - все копили долги. Сейчас они постепенно погашаются, дышать стало чуть легче.

В самом «Юганскнефтегазе» особых чисток пока не было: поменялись генеральный директор и три его заместителя. Прошло слишком мало времени, чтобы говорить о каких-то серьезных переменах, но кое-что уже заметно.

- На наших работников сразу распространилась пенсионная программа, действующая в «Роснефти», - говорит начальник отдела «Юганскнефтегаза» И. Крикун. - Расширена ипотечная программа для молодых специалистов. До конца года на 20 процентов увеличится средняя зарплата. Подтверждены все ранее действовавшие социальные программы, идут переговоры об участии в новых.

- С «Роснефтью» нам будет легче найти общий язык, - уверен глава района А. Клепиков. - Во-первых, это государственная компания, а мы - государственная власть. Во-вторых, там работают нефтяники, а не финансисты.

На обратном пути в аэропорт разговорился с водителем. Он уже никому не верит:

- Весь город ждал, когда же наконец Ходорковского посадят, а в объединение придет новый хозяин. Но вот пришла «Роснефть» и говорит: «Мы не благотворительная компания». Работы как не было, так и нет. Надо перебираться в Сургут.

Нефтеюганск - Москва.